Студопедия — В В Розанов 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В В Розанов 9 страница






Вот, господа. Так оставим высокоумно и протянем руку другу нашему, доброму хранителю провинции, смелому хватателю воров (казенных) etc. etc. Настоящего литератора закрыла от нас действительно хлестаковская мантия столичного фельетониста или самоупоенного передовика, он же приват-доцент местного университета. Но "не ими свет кончается". Есть доброе и сильное и честное в литературе; есть (нужда) бесконечно в ней страдающее. Такой литератор народный учитель, т. е. тоже, что труженик сельской или городской школы.

И поклонимся ему... Не всё цинично на Руси. И не всё цинично в литературе.

Толстой искал "мученичества" и просился в Шлиссельбург посидеть рядом с Морозовым.

- Но какой же, ваше сиятельство, вы Морозов? - ответило правительство и велело его, напротив, охранять.

А между тем мученичество просилось ему в сумку: это тряхнуть "популярностью", отказаться от быстрой раскупки книг и от "отзывов печати". Но что делать, Добчинский залезает иногда даже в Сократа, а 50 коп. поп кладет в карман после того, как перед ним рыдала мученица, рассказывая долгую жизнь. И Т. положил свои 50 коп. (популярность) в карман.

Одна лошадь, да еще старая и неумная, везет телегу, а дюжина молодцов и молодух сидят в телеге и орут песни.

И песни то похабные, то заунывные. Что "весело на Руси" и что "Русь пропадает". И что все русских "обижают".

Когда замедляется, кричат на лошадь:

- Ну, вези, старуха.

И старуха опять вытягивает шею, и напрягаются жилы в пахах.

(мое отечество)

Теперь все дела русские, все отношения русские осложнились "евреем". Нет вопроса русской жизни, где "запятой" не стоял бы вопрос: как справиться с евреем, куда его девать, "как бы он не обиделся"?

При Николае Павловиче этого всего в помине не было. Русь, может быть, не растет, но еврей во всяком случае растет.

Дешевые книги - это некультурность. Книги и должны быть дороги. Это не водка.

Книга должна отвертываться от всякого, кто при виде на цену ее сморщивается. "Проходи мимо",- должна сказать ему она и, кивнув в сторону газетчика на углу, прибавить: "Бери их".

Книга вообще должна быть горда, самостоятельна и К" независима. Для этого она прежде всего д. быть дорога.

(за газетами утром)

Валят хлопья снега на моего друга, заваливают до плеч, головы...

И замерзает он, и гибнет. А я стою возле и ничего не могу сделать.

("надо показать 3-му специалисту: мы не понимаем этих явлений. Это - не наша, а другая какая-то болезнь". Крепилась. Пока не говорила, как замерзла. И за обедом молчала. А после обеда она легла на кушетку и заплакала. "Всё болезни", "болезни". "С этой стороны все было хорошо после леченья; и вдруг опять худо". 16 октября 1912 г.)

Болит ли Б. о нас? Есть ли у Б. боль по человеку? Есть ли у Б. вообще боль: как по "свойствам бытия божия" (по схоластике)?

(иду за деньгами)

Все глуше голоса земли...

И - не надо.

Только один слабый надтреснутый голосок всегда будет смешиваться с моими слезами.

И когда и он умолкнет для меня, я хочу быть слепым и глухим в себе самом.

(поздно ночью на даче и всегда) 1913 г.

КОРОБ ВТОРОЙ И ПОСЛЕДНИЙ

Самая почва "нашего времени" испорчена, отравлена. И всякий дурной корень она жадно хватает и произращает из него обильнейшие плоды. А добрый корень умерщвляет.

Страшная пустота жизни. О, как она ужасна...

Раз я видел новое жнитво: не мужик, а рабочий сидел в чем-то, ни-телега, ни-другое что, ее тянула пара лошадей; колымага колыхалась, и мужик в ней колыхался. А справа и слева от колымаги, как клешни, вскидывались кверху не то косы, не то грабли. И делали дело, не спорю - за двенадцать девушек. Только девушки-то эти теперь сидели с молодцами за леском и финтили. И сколько им не наработает рабочий с клешнями, они все профинтят.

Выйдут замуж-и профинтят мужнее.

Муж, видя, что жена финтит, - завел себе на стороне "зазнобушку".

И повалилось хозяйство.

И повалилась деревня.

А когда деревни повалились-зачернел и город.

Потому что не стало головы, разума и Бога.

То знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе. Вялые знания-без цены3.

С выпученными глазами и облизывающийся- вот я.

Некрасиво? Что делать.

...иногда кажется, что во мне происходит разложение литературы, самого существа ее. И может быть, это есть мое мировое "emploi" ("амплуа" (лат.).) 332. Тут и моя (особая) мораль, и имморальность. И вообще мои дефекты и качества. Иначе нельзя понять. Я ввел в литературу самое мелочное, мимолетное, невидимые движения души, паутинки быта. Но вообразить, что это было возможно потому, что "я захотел", никак нельзя. Сущность гораздо глубже, гораздо лучше, но и гораздо страшнее (для меня): безгранично страшно и грустно. Конечно, не бывало еще примера, и повторение его немыслимо в мироздании, чтобы в тот самый миг, как слезы текут и душа разрывается,-я почувствовал неошибающимся ухом слушателя, что они текут литературно, музыкально, "хоть записывай": и ведь только потому я записывал ("Уединенное"-девочка на вокзале, вентилятор)4. Это так чудовищно, что Нерон бы позавидовал; и "простимо" лишь потому, что фатум. Да и простимо ли?.. Но оставим грехи; таким образом явно во. мне есть какое-то завершение литературы; литературности; ее существа - как потребности отразить и выразить. Больше что же еще выражать? Паутины, вздохи, последнее уловимое. О, фантазировать, творить еще можно: но ведь суть литературы не в вымысле же, а в потребности сказать сердце. И вот с этой точки я кончаю и кончил. И у меня мелькает странное чувство, что я последний писатель, с которым литература вообще прекратится, кроме хлама, который тоже прекратится скоро. Люди станут просто жить, считая смешным, и ненужным, и отвратительным литераторствовать. От этого, может быть, у меня и сознание какого-то "последнего несчастия", сливающегося в моем чувстве с "я". "Я" это ужасно, гадко, огромно, трагично последней трагедией: ибо в нем как-то диалектически "разломилось и исчезло" колоссальное тысячелетнее "я" литературы.

- Фу, гад! Исчезни и пропади!

Это частое мое чувство. И как тяжело с ним жить.

(дожидаясь очереди пойти исповедоваться) (1-ая гимназия)

Какие добрые бывают (иногда) попы. Иван Павлиныч взял под мышку мою голову и, дотронувшись пальцем до лба, сказал: "Да и что мы можем знать с нашей черепушкой"? (мозгом, разумом, черепом). Я ему сказал разные экивоки и "сомнения" за годы Рел.-Фил. собраний. И так сладко было у него поцеловать руку. Исповедовал кратко. Ждут. Служба и доходы. Так "быт" мешается с небесным глаголом,- и не забывай о быте, слушая глагол, а, смотря на быт, вспомни, что ты, однако, слышал и глаголы. Но Слободской - глубоко бескорыстен. Спасибо ему. Милый. Милый и умный (очень).

Есть люди, которые рождаются "ладно" и которые рождаются "не ладно".

Я рожден "не ладно": и от этого такая странная, колючая биография, но довольно любопытная.

"Не ладно" рожденный человек всегда чувствует себя "не в своем месте": вот именно как я всегда чувствовал себя.

Противоположность-бабушка (А. А. Руднева). И ее благородная жизнь. Вот кто родился... "ладно". И в бедности, ничтожестве положения - какой непрерывный свет от нее. И польза. От меня, я думаю, никакой "пользы". От меня - "смута"5.

Я мог бы наполнить багровыми клубами дыма мир... Но не хочу.

[*Люди лунного света" (если бы настаивать); 22 марта 1912 г.]

И сгорело бы все... Но не хочу. Пусть моя могилка будет тиха и "в сторонке".

("Люди лун. св.", тогда же)

Работа и страдание-вот вся моя жизнь. И утешением-что я видел заботу "друга" около себя.

Нет: что я видел "друга" в самом себе. "Портретное" превосходило "работное". Она еще более меня страдала и еще больше работала.

Когда рука уже висела,- в гневе на недвиж-ность (весна 1912 года), она. остановись среди комнаты, несколько раз взмахнула обеими руками: правая делала полный оборот, а левая - поднималась только на небольшую дугу, и со слезами стала выкрикивать, как бы топая на больную руку:

- Работай! Работай! Работай! Работай! У нее было все лицо в слезах. Я замер. И в восторге, и в жалости.

(левая рука имеет жизнь только в плече и локте) 6

"Ты тронь кожу его",- искушал Сатана Господа об Иове...

Эта "кожа" есть у всякого, у всех, но только она не одинаковая. У писателей, таких великодушных и готовых "умереть за человека" (человечество), вы попробуйте задеть их авторство, сказав:

"Плохо пишете, господа, и скучно вас читать",- и они с вас кожу сдерут. Филантропы, кажется, очень не любят "отчета о деньгах". Что касается "духовного лица", то оно, конечно, "все в благодати": но вы затроньте его со стороны "рубля" и наград-к празднику-"палицей", крестом или камилавкой: и "лицо" начнет так ругаться, как бы русские никогда не были крещены при Владимире...

(получив письмо попа Альбова)

Ну, а у тебя. Вас. Вас, где "кожа"? Сейчас не приходит на ум, но, конечно,-есть.

Поразительно, что у "друга" и Устьинского нет "кожи". У "друга"-наверное, у Устьинского-кажется, наверное. Я никогда не видел "друга" оскорбившимся и в ответ разгневанным (в этом все дело, об этом Сатана и говорил). Восхитительное в нем-полная и спокойная гордость, молчаливая и которая ни разу не сжалась и, разогнувшись пружиной, ответила бы ударом (в этом. дело). Когда ее теснят-она посторонится; когда нагло смотрят на нее-она отходит в сторону, отступает. Она никогда не поспорила, "кому сойти с тротуара", кому стать "на коврик",- всегда и первая уступая каждому, до зова, до спора. Но вот прелесть: когда она отступала-она всегда была царицею, а кто "вступал на коврик"-был и казался в этот миг "так себе". Кто учил?

Врожденное.

Прелесть манер и поведения-всегда врожденное. Этому нельзя научить и выучиться. "В моей походке-душа". К сожалению, у меня, кажется, преотвратительная походка 7.

Цензор только тогда начинает "понимать", когда его Краевский с Некрасовым кормят обедом. Тогда у него начинается пищеварение, и он догадывается, что "Щедрина надо пропустить".

Один 40-ка лет сказал мне (57 л.): "Мы понимаем все, что и вы". Да, у них "диплом от Скабичевского" (кончил университет). Что же я скажу ему? "Да. я тоже учился только в университете, и дальше некуда было пойти". Но печальна была бы образованность, если бы дальше нас и цензорам некуда было "ходить".

Они грубы, глупы и толстокожи. Ничего не поделаешь.

Из цензоров был литературен один-Мих. П. Соловьев. Но на него заорали Щедрины: "Он нас не пропускает! Он консерватор". Для всей печати "в цензора" желателен один Балалайкин, человек ловкий, обходительный и либеральный. Уж при нем-то литература процветет,

(арестовали "Уедин." по распоряжению петроградск. цензуры)

Почему я издал "Уедин."?

Нужно.

Там были и побочные цели (главная и ясная- соединения с "другом"). Но и еще, сверх этого, слепое, неодолимое

НУЖНО.

Точно потянуло чем-то, когда я почти автоматично начал нумеровать листочки и отправил в типографию.

Да, "эготизм": но чего это стоило?8

Отсюда и "Уед." как попытка выйти из-за ужасной "занавески", из-за которой не то чтобы я не хотел, но не мог выйти...

Это не физическая стена, а духовная,-о, как страшней физической.

Отсюда же и привязанность или, вернее, какая-то таинственная зависимость моя от "друга"... В которой одной я сыскал что-то нужное мне... Тогда как суть "стены" заключается в "не нужен я" - "не нужно мне"... Вот это "не нужно" до того ужасно, плачевно, рыдательно, это такая метафизическая пустота, в которой невозможно жить: где, как в углекислоте, "все задыхается".

И между тем во мне есть "дыханье". "Друг" и дал мне возможность дыханья. А "Уед." есть усилие расширить дыхание и прорваться к люд., кот. я искренне и глубоко люблю.

Люблю, а не чувствую. Ловлю-но воздух. И как будто хочу сказать слово, а пустота не отражает звука.

Ведь я никогда не умел себе представить читателя (совет Страхова)9. Знал-читают. И как будто не читают. И "не читают", "не читает ни один человек" - живее и действительнее, чем что читают многие.

И тороплюсь издавать. Считаю деньги. Значит, знаю, что "читают": но момент, что-то перестроилось перед глазами, перед мыслью, и-"не читают" и "ничего вообще нет".

Как будто глаз мой (дух) на уровне с доской стола. И стол-тоненький лист. Дрогнуло: и мне открыто под столом-вовсе другое, нежели на столе. Зрение переместилось на миллиметр. "На столе"-наша жизнь, "читают", "хлопочу"; "под столом"-ничего вообще нет или совсем другой вид.

Любить-значит "не могу без тебя быть"; "мне тяжело без тебя"; "везде скучно, где не ты".

Это внешнее описание, но самое точное.

Любовь вовсе не огонь (часто определяют), любовь-воздух. Без нее-нет дыхания, а при ней "дышится легко".

Вот и все 10.

Печальны и запутаны наши общественные и исторические дела... Всегда передо мною гипсовая маска покойного нашего философа и критика Н. Н. Страхова-снятая с него в гробу11. И когда я взглядываю на это лицо человека, прошедшего в жизни нашей какою-то тенью, а не реальностью,- только от того одного, что он не шумел, не кричал, не агитировал, не обличал, а сидел тихо и тихо писал книги,-у меня душа мутится...

Судьба Константина Леонтьева и Говорухи-Отрока...

Да и сколько таких. Поистине прогресс наш может быть встречен словами: "Morituri te salu-tant" (Идущие на смерть приветствуют тебя (лат.).)12,-из уст философов, поэтов, одиночек-мыслителей. "Прогресс наш" совершился при "непременном требовании",-как говорится в полицейских требованиях и распоряжениях,- чтобы были убраны "с глаз долой" все люди с задумчивостью, пытливостью, с оглядкой на себя и обстоятельства.

С старой любовью к старой родине... Боже! если бы стотысячная, пожалуй, даже миллионная толпа "читающих" теперь людей в России с таким же вниманием, жаром, страстью прочитала и продумала из страницы в страницу Толстого и Достоевского,-задумалась бы над каждым их рассуждением и каждым художественным штрихом,-как это она сделала с каждою страницею Горького и Л. Андреева, то общество наше выросло бы уже теперь в страшно серьезную величину. Ибо даже без всякого школьного учения, без знания географии и истории,- просто "передумать" только Толстого и Достоевского значит стать как бы Сократом по уму. или Эпиктетом, или М. Аврелием-люди тоже не очень "знавшие географию" и "не кончившие курса в гимназии".

Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть естественная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою... Но, конечно,.при условии, что весь народ читает Войну и Мир, а Мальву и Трое Горького читают только специалисты-любители.

И это было бы, конечно, если бы критика, печать также "задыхались от волнения" при появлении каждой новой главы Карениной и "Войны и Мира", как они буквально задыхались и продолжают задыхаться при появлении каждой "вещи" в 40 страничек Леонида Андреева и М. Горького.

Одно это неравенство весов отодвинуло на сто лет назад русское духовное развитие,-как бы вдруг в гимназиях были срезаны старшие классы и оставлены одни младшие, одна прогимназия.

Но откуда это? почему?

Как же: и Л. Андреев, и М. Горький были "прогрессивные писатели", а Достоевский и Толстой - русские одиночки-гении. "Гений-это так мало"...

Достоевский, видевший все это "сложение обстоятельств", желчно написал строки:

"И вот, в XXI столетии,-при всеобщем реве ликующей толпы, блузник с сапожным ножом в руке поднимается по лестнице к чудному Лику Сикстинской Мадонны: и раздерет этот Лик во имя всеобщего равенства и братства"13... "Не надо гениев: ибо это-аристократия". Сам Достоевский был бедняк и демократ: и в этих словах, отнесенных к будущему торжеству "равенства и братства", он сказал за век или за два "отходную" будущему торжеству этого строя.

Чего я совершенно не умею представить себе- это чтобы он запел песню или сочинил хоть в две строчки стихотворение.

В нем совершенно не было певческого, музыкального начала. Душа его была совершенно без музыки.

И в то же время он был весь шум, гам. Но без нот, без темпов и мелодии.

Базар. Целый базар в одном человеке. Вот- Герцен. Оттого так много написал: но ни над одной страницей не впадет в задумчивость читатель, не заплачет девушка. Не заплачет, не замечтается и даже не вздохнет. Как это бедно. Герцен и богач, и бедняк.

"Я до временя не беспокоил ваше благородие, по тому самому, что мне хотелось накрыть их тепленькими" 14.

Этот фольклор мне нравится.

Я думаю, в воровском и в полицейском языке есть нечто художественное.

Сюда Далю не мешало бы заглянуть.

(на процессе Бутурлина мелкий чиновничек, выслеживавший в подражание Шерлоку Холмсу Обраена-де-Ласси и Панченко)

Вся "цивилизация XIX-го века" есть медленное, неодолимое и, наконец, восторжествовавшее просачивание всюду кабака.

Кабак просочился в политику - это "европейские (не английский) парламенты".

Кабак прошел в книгопечатание. Ведь до XIX-го века газет почти не было (было кое-что), а была только литература. К концу XIX-го века газеты заняли господствующее положение в печати, а литература-почти исчезла.

Кабак просочился в "милое хозяйство", в "свое угодье". Это-банк, министерство финансов и социализм.

Кабак просочился в труд: это фабрика и техника.

Раз я видел работу "жатвенной машины". И подумал: тут нет Бога.

Бога вообще в "кабаке" нет. И сущность XIX-го века заключается в оставлении Богом человека.

Измайлов (критик) не верит, будто я "не читал Щедрина". Между тем как в круге людей нашего созерцания считалось бы невежливостью в отношении ума своего читать Щедрина.

За шесть лет личного знакомства со Страховым 15 я ни разу не слышал произнесенным это имя. И не по вражде. Но-"не приходит на ум".

То же Рцы, Флоренский, Рачинский (С. А.): никогда не слыхал.

Хотя, конечно, все знали суть его. Но:

- Мы все-таки учились в университете.

(май 1912 г)

Из всего "духовного" ему нравилась больше всего основательная дубовая, кожаная мебель.

И чин погребения.

Входит в начале лета и говорит:

- Меня приглашают на шхуну, в Ледовитый океан. Два месяца плавания. Вилы. воздух. Гостем, бесплатно.

- Какие же вопросы? Поезжайте!!

-И я так думал и дал согласие.

- Отлично.

- Да. Но я отказался.

- Отказались?!.

- Как же: ведь я могу заболеть в море и умереть.

- Все мы умрем.

- Позвольте. Вы умрете на суше, и вас погребут по полному чину православного погребения. Все пропоют и все прочитают. Но на кораблях совершенно не. так: там просто по доске спускают в воду зашитого в саван человека, прочитывая "напутственную молитву". Да и ее лишь на военном корабле читает священник, а на торговом судне священника нет, и молитву говорит капитан. Это что же за безобразие. Такого я не хочу.

- Но, позвольте: ведь вы уже умрете тогда, - сказал я со страхом.

- Те-те-те... Я так не хочу!!? И отказался. Это безобразие.

Черные кудри его, по обыкновению, тряслись. Штаны хлопались, как паруса, около тоненьких ног. Штиблеты были с французскими каблуками.

Мне почудилось, что через живого человека, т. е. почти живого, "все-таки",-оскалила зубы маска Вольтера.

(наш Мадмазелькин) 16

Хороши делают чемоданы англичане, а у нас хороши народные пословицы.

(собираясь в Киев) (Столыпин) 17

Только то чтение удовлетворительно, когда книга переживается. Читать "для удовольствия" не стоит. И даже для "пользы" едва ли стоит. Больше пользы приобретешь "на ногах",- просто живя, делая.

Я переживал Леонтьева (К.) и еще отчасти Талмуд. Начал "переживать" Метерлинка: страниц 8 я читал неделю, впадая почти после каждых 8-ми строк в часовую задумчивость (читал в конке). И бросил от труда переживания великолепного, но слишком утомляющего.

Зачем "читал" другое-не знаю. Ничего нового и ничего поразительного.

Пушкин... я его ел. Уже знаешь страницу, сцену: и перечтешь вновь; но это-еда. Вошло в меня, бежит в крови, освежает мозг, чистит душу от грехов. Его

Когда для смертного умолкнет шумный день

одинаково с 50-м псалмом ("Помилуй мя, Боже"). Так же велико, оглушительно и религиозно. Такая же правда 18.

Слабохарактерность-главнейший источник неправдивости. Первая (неодолимая) неправда-из боязни обидеть другого.

И вот почему Бог не церемонится с человеком. Мы все церемонимся друг с другом и все лжем.

(за нумизматикой)

Что я все нападаю на Венгерова и Кареева. Это даже мелочно...

Не говоря о том, что тут никакой нет "добродетели".

Труды его почтенны. А что он всю жизнь работает над Пушкиным, то это даже трогательно. В личном обращении (раз) почти приятное впечатление. Но как взгляну на живот-уже пишу (мысленно) огненную статью.

Ужасно много гнева прошло в моей литерат. деятельности. И все это напрасно. Почему я не люблю Венгерова? Странно сказать: оттого, что толст и черен (как брюхатый таракан) 19.

Александр Македонский с 30-титысячным войском решил покорить Монархии Персов. Это что нам, русским: Пестель и Волконский решили с двумя тысячами гвардейцев покорить Россию...

И пишут, пишут историю этой буффонады. И мемуары, и всякие павлиньи перья. И Некрасов с "русскими женщинами".

(на извозчике)

Нужно разрушить политику... Нужно создать а-политичность. "Бог больше не хочет политики, залившей землю кровью"... обманом, жестокостью.

Как это сделать? Нет, как возможно это сделать?

Перепутать все политические идеи... Сделать "красное-желтым", "белое-зеленым", "разбить все яйца и сделать яичницу"...

Погасить политическое пылание через то, чтобы вдруг "никто ничего не понимал", видя все "запутанным" и "смешавшимся"...

А, вам нравилось, когда я писал об "а-догматизме христианства", т. е. об отрицании твердых, жестких, неуступчивых костей, линий в нем... Аплодировали 20.

Но почему?

Я-то думал через это мягкое, нежное, во все стороны подающееся христианство-указать возможность "спасти истину". Но аплодировали-то мне не за это, я это видел: а-что это сокрушает догматическую церковь... "Парное молоко потом само испарится: а пока и сейчас-сломать бы косточки, которые нам мешают и мы справиться с ними не умеем".

Меня пробрал прямо ужас ввиду всеобщих культурно-разрушительных тенденций нашего времени... "Все бы-нивелировать... Одна-пустыня"... Кому? Зачем?

А вот "нам", "политикам"... В стране, свободной от всего, от церкви, от религии, от поэзии, от философии-Кузьмины-Караваевы и Алексинские разгулялись бы...

Тогда пойдут иные речи.. 21

Но мне, ну вот именно мне (каприз истории), до последней степени тошно от этих речей. "Земля уже обернулась около оси", и "всемирная скука", указанием на котирую я начал книгу о революции22, угрожает теперь с другой стороныименно из "речей"...

Пусть они потускнеют...

Пусть подсечется нерв в них...

Савва в рассказе Максима Горького взрывает чудотворный образ, родник "народного энтузиазма"-"суеверного, ложного"... Ну, хорошо. "Потому что христианство не нужно". Вся Россия аплодировала 23.

"Политики" стали пятой на горло невест, детей, вдов (случаи, на которых я остановился в печати). "Кто не оставит отца и матери ради Имени Моего",-кричит политика... "И-детей, и-дома ваши"...24

"Хорошо, хорошо",-слушаю я.

Теперь дайте же я полью серною кислотою в самый стержень, на коем "вертится" туда и сюда "политическая дверь"; капну кислотою в самую "середочку", в самую "душку" их... Что такое? В - политическое убеждение (то же, ччо "догмат" в христианстве). Ну, как? "Спорят"... "партии".

- Господа,- можно иметь все убеждения, принадлежать ко всем партиям... притом совершенно искренне! чистосердечно!! до истерики!!! В то же время не принадлежа и ни к одной и тоже "до истерики".

Я начал, но движение это пойдет: и мы, философы, религионнсты-люди уж, во всяком случае, "высшего этажа", чем в каком топчутся политики,-разрушим мыслью своею, поэзией своей, своим "другим огнем", своим жаром-весь этот кроваво-гнойный этаж...

Ведь все партии "доказывают друг другу"... Но чего же мне (и нам) доказывать, когда "мы совершенно согласны"...

Согласны с тоном и "правых", и "левых"..; с "пафосом" их, и - согласны совершенно патетически.

Явно, что когда лично и персонально все партии сольются "в одной душе"-не для чего им и быть как партиям, в противолежании и в споре... Партии исчезнут25. А когда исчезнет их сумма- исчезнет и политика как спор, вражда.

Конечно, останется "управление", останется "ход дел",-но лишь в эмпиризме своем: "Вот-факт", "потому что он-нужен"... Без всяких переходов в теорию и общую страсть.

"Нет-с, позвольте,- я принципиально этого не хочу"... Вот "принципиально"-то и будет вырвано из-под ног этих лошадей ("политики").-"Ты, пожалуйста, вези свой воз: а принципы -вовсе не дело вашего этажа". "О принципах" мы будем говорить с оракулами, первосвященниками, и у подножия той чудотворной иконы, которую взорвал ваш неумный Савва.

"Принципы"... о них будет решать "песенка Гретхен", "принципы" будут решать "гуляки праздные" ("Моцарт и Сальери").

Будут решать "мудрецы" (в "Республике" Платона).

Если "политика" и "политики" так страстно восстали против религии, поэзии, философии, то ведь давно надо было догадаться, что, значит, душа религии. поэзии и философии в равной степени враждебна политике и пылает против нее... Что же скрывать? Политики давно "оказывают покровительство" религии, позволяют поэтам петь себе "достойные стихосложения", "гладят по головке" философов, почти со словами: "Ты существо хотя и сумасшедшее, но мирное". Вековые отношения... У "политиков" лица толстые, лоснятся... (почти все члены Г. Думы-огромного роста: замечательно!! Лошадиная порода так и светит из существа дела, "призвания"...). Но не пора ли им сказать, что дух человеческий решительно не умещается в их кожу, что дух человеческий желает не таких больших ушей; что копыта-это мало, нужен и коготь, и крыло. "Мало, мало!" "Тесно, тесно!" Вот лозунг, вот будущее.

Но "переспорить" всех политиков решительно невозможно - такая порода.

Нужно со всеми ими-согласиться! Тогда их упругие ноги (лошадиные) подкосятся; они упадут на колени, как скакун с невозможностью никуда бежать, с бесцельностью бежать. "Ты меня победил и, так сказать, пробежал все пространства, не выходя из ворот". Тогда он упадет.

"Перемена, перемена"... "изменчивость, изменчивость", - жалуются.

Столпообразные руины...26

не замечая, что эта "изменчивость" входит в самый план мира... В самом деле, "по эллипсисам",- все "сбивающимся в одну сторону" от прямой линии, все "уклоняющимся и уклоняющимся" от прежнего направления,-движутся все небесные светила. И на этом основано равновесие вселенной. Самые "лукавые линии" приводят к вечной устойчивости 27. Не наблюдали ли вы в порядке истории, что начала всех вещей хороши... Прекрасно "начинались" папы, когда в лагерь гуннов, к Атилле, они спешили, чтобы, поклонившись варвару, остановить поток полчищ перед ветхими, бессильными, но осмысленными старым смыслом городами Италии. Прекрасно волновалась реформация... Революция в первых шагах-какой расцвет, рассвет... Да не хорошо ли начало всякой любви... И любви, и молитвы, и даже войны. Эти легионы, текущие к границам отечества, чтобы его защитить,как они трогательны...







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия