Студопедия — В ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ






Мейтленд назвал XII в. "юридическим веком". Он был не просто юри­дическим веком, а тем самым веком, в котором сформировалась западная тра­диция права. Однако великие революционные события, которые дали ей права гражданства, и первые великие юридические достижения произошли не в XII, а в последние десятилетия XI в. Это были Диктаты папы Григория VII, ад­министративные меры по централизации, предпринятые норманнскими прави­телями Сицилии, Англии и Нормандии, научные достижения великого кано­ниста Ивона Шартрского (1040—1116) и великого специалиста по римскому праву Ирнерия (ок. 1060—1125).

Возникновение западных правовых систем нового времени в конце XI и в XII в. было тесно связано с возникновением первых европейских универси­тетов. Именно там впервые в Западной Европе право преподавалось как четко очерченный и систематизированный свод знаний, наука, в которой отдельные юридические решения, нормы и законодательные акты изучались объективно и объяснялись с точки зрения общих принципов и истин, базовых для всей этой си­стемы в целом. Воспитанные в духе новой юридической науки, новые поколения университетских выпускников поступали на службу в канцелярии и другие уч­реждения возникавших в то время церковных и светских политии и становились советниками, судьями, адвокатами, администраторами, составителями проектов законов. Они прилагали свои знания для того, чтобы придать стройность и связ­ность растущему множеству правовых норм, помогая таким образом вылепить но­вые правовые системы из материала старых правовых порядков, которые прежде были почти совершенно растворены в общественном обычае и политических и ре­лигиозных институтах вообще.

Разумеется, право в обычном значении правовых данных, то есть пра­вовых норм и процедур, может составить науку не более, чем может составить науку материя или поведение животных. Наука права, если она вообще суще­ствует, должна быть научным изучением таких правовых данных, научным


знанием о праве точно так же, как физика или биология как науки являются научным изучением или суммой знаний о материи или жизни животных. И все же с научной точки зрения есть важные различия между правовыми дан­ными или любыми другими социальными и физическими данными, которые происходят оттого, что участники общественной жизни осознают свои дейст­вия и их сознание является неотъемлемой частью данных. Более того, само сознание может иметь или стремиться приобрести характерные черты науки. Деятели могут приписывать своим собственным наблюдениям того, что они де­лают, качества систематического, объективного, подтверждаемого знания. Именно это и произошло в праве в конце XI и в XII в. Правовые нормы, по­нятия, решения и процедуры остались данными, и в этом смысле — прямой противоположностью науке, но сознание участников правовых действий стало включать и систематическое их изучение, и накопление суммы знаний о них, что имело некоторые качества науки. В дополнение к этому сама наука, сум­ма знаний о праве, воспринималась как часть правовых данных. Понимание слилось с толкованием, а толкование с применением. Например, научное на­блюдение, что Десять заповедей запрещают убийство, но при этом другие ме­ста в Библии указывают, что убийство может быть оправдано, если оно совер­шено при самозащите, или прощено, если оно совершено нечаянно, само по себе является изложением применимого правового принципа, а именно, что на первый взгляд убийство незаконно (согласно Библии), но оно может быть оправдано или прощено в определенных обстоятельствах. Тот факт, что само это наблюдение является или может стать законом,

частью того, что является предметом наблюдения, отличает науку права от ес­тественных наук. Быть может, в этом одна из причин того, что в XX в. сло­восочетания "юридическая наука" и "наука права" практически вышли из употребления в английском языке и в Англии и в США, хотя продолжают ши­роко употребляться во французском, немецком, итальянском, русском и дру­гих языках. В этих языках слово, обозначающее науку (англ. "science", как правило, не относится к гуманитарным наукам. — Примеч. пер.), несет более широкое значение, а поэтому легче провести различие между правом и мета­правом, то есть правом, как оно практикуется, и правом, как оно задумано (Recht и Rechtwissenschaft, droit и la science du droit).

Утверждение, что в конце 1000-х и в 1100-х гг. право на Западе стало изучаться и преподаваться как отдельная наука, в то время как господствующие правовые порядки только начали вычленяться из политики и

религии, рождает ряд вопросов. Чему, собственно, учили первые преподавате­ли права? Как можно было преподавать право, если господствующие законы и правовые институты, как церковные, так и светские, были по преимуществу местными и обычными и в значительной степени слиты с религиозными убеж­дениями и практикой, а также с политической, экономической и социальной жизнью вообще?

Ответ прозвучит любопытно для современного уха. То право, которое сна­чала преподавалось и систематически изучалось на Западе, вовсе не было господствующим правом; это было право, содержавшееся в одной древней рукописи, извлеченной на свет Божий в итальянской библиотеке в конце


XI в. Рукопись эта воспроизводила Дигесты, огромный сборник юридических материалов, составленный при римском императоре Юстиниане около 534 г., то есть пятью веками раньше.

Свод римского права, составленный в Константинополе при импера­торе Юстиниане, был высокоразвитой, дифференцированной правовой сис­темой, весьма отличной от народного права германских племен. Одно вре­мя эта система господствовала на территории и Восточной и Западной Рим­ской империи. Однако в 476 г. был низложен последний император Запад­ной Римской империи, а еще задолго до этого на Западе римская цивили­зация была вытеснена примитивной племенной цивилизацией готов, ванда­лов, франков, саксов и других германских народов. После VI в. римское право на Западе сохранилось только во фрагментах, хотя его система про­должала процветать в Восточной империи, именуемой Византией (и вклю­чавшей юг Италии). Некоторые отдельные нормы и понятия римского пра­ва иногда появлялись на Западе в отрывочных законодательных актах цер­ковных и светских властей и в обычном праве народов, населявших ны­нешнюю Францию и Северную Италию. Каролингская и посткаролингская идеи об унаследовании королем франков власти римских императоров так­же способствовали выживанию отдельных принципов и норм римского пра­ва, в особенности тех, которые касались императорской власти. Некоторые из слабо организованных сборников законов, изданных германскими коро­лями, содержали ряд римских правовых норм и понятий. Однако к тому времени, когда в Италии была обнаружена рукопись Юстиниана, римское право как таковое, то есть как система, очень ограниченно действовало в Западной Европе. К этому времени многие тексты пропали, термины при­обрели новые значения. На Западе не было должностей, соответствующих римским магистратам (преторам), юридическим советникам (юристам) или адвокатам (ораторам). Господствующие правовые институты были по пре­имуществу германскими и франкскими. Таким образом, первым объектом систематического юридического изучения в Европе стал свод права (право­вая система) более ранней цивилизации, в том виде, в каком он был запи­сан в огромной книге или наборе книг.

Решающее значение имел, однако, тот факт, что изучавшие эти древ­ние тексты юристы считали, как и вообще все их современники, что эта более ранняя цивилизация, Римская империя дожила до их дней и на Востоке и на Западе. Она осталась жива в особом смысле, в новой форме, как душа, пере­жившая тело. Более того, они были уверены, что та империя обладала универ­сальностью и постоянством. Они воспринимали право Юстиниана не как пра­во, применимое в Византии в 534 г., а как право, применимое всегда и везде. Другими словами, они принимали право Юстиниана за истину, точно так, как принимали на веру Библию, произведения Платона и (позже) Аристотеля. Хо­тя, скажем, то, что было написано в своде Юстиниана о собственности на зем­лю, не имело ничего общего с регулированием феодального права собственности, господствовавшего в 1100 г. в Тоскане или Нормандии. Этот факт вовсе не оз­начал, что оно не было правом, напротив, оно-то и было истинным пра­вом, идеальным правом, воплощением разума. Более того, Тоскана и


Нормандия сами считались продолжением Рима, так же как церковь и христи­анский мир считались продолжением Израиля. Открытие свода Юстиниана около 1080 г. было воспринято точно в том же духе, как было бы воспринято нахождение давно утерянного списка приложения к Ветхому завету. Так, ав­тор (или авторы) великого изложения английского права, Брактонова "Трактата о законах и обычаях Англии", в XIII в. процитировал не менее пятисот отрывков из Дигест Юстиниана без всяких ссылок, считая само со­бой разумеющимся, что они в Англии "закон", хотя многие из этих поло­жений никак нельзя было бы применить в королевских судах. Брактону даже пришлось доказывать, что применимые в королевских судах англий­ские обычаи составляют "право" такое же реальное, как и содержащееся в древних римских текстах.

Для создания западной традиции права были необходимы еще два ингредиента. Один — это метод анализа и синтеза, приложенный к древним юридическим текстам, метод, который в новое время несколько пренебрежи­тельно назвали "схоластикой." Второй ингредиент — тот контекст, в котором схоластический метод был приложен к сборникам римского права, а именно университет.

Эти три элемента: открытие юридических документов, составлен­ных при римском императоре Юстиниане, схоластический метод их анали­за и синтеза, преподавание права в университетах Европы — и есть то, что лежит в основе западной традиции права. Римское право дало всей Ев­ропе (не исключая Англию) большую часть юридического словарного за­паса. Схоластический метод остался преобладающим способом юридическо­го мышления на Западе до сего дня. Университеты собрали вместе иссле­дователей права — преподавателей и студентов — со всей Европы, позна­комив их не только друг с другом, но и с преподавателями и студентами теологии, медицины, гуманитарных наук, и сделали из них сословие, а го­воря сегодняшним языком,— профессию.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 539. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия