ЭлокуцияДвуединая природа жанра – художественность и публицистичность – обусловливает употребление языковых и речевых средств в путевом очерке. О лингвистических особенностях уже говорилось при общей характеристике жанра. Поэтому здесь большее внимание будет уделено тропам и фигурам, характерным для данного жанра. Любой очерк богат метафорами, эпитетами, сравнениями, часто встречаются метонимия и синекдоха. Использование тропов в путевом очерке проследим на примере того же текста. В очерке В. Пескова встречаются следующие метафоры, позволяющие сделать текст живописнее и ярче: «Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине»; «ты вдруг видишь шевелящийся на ветру низкорослый густойлес. Ба! Да это ж рога». Встречаются и яркие, интересные эпитеты: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна»; «С первыми холодами начинают олени великие свои кочевья» и др. Мастерски использует В. Песков сравнения: «На снегу олень себя чувствует примерно так же, как люди на лыжах»; «Вблизи скопленье животных похоже на один организм». Рассмотрим употребление некоторых фигур. В очерке «Слоновая пристань в Амбере» автор использует для названия слонов, о которых идет речь, следующие описательные перифразы. Они, с одной стороны, позволяют передать отношение автора к своим героям, с другой, –дают характеристику героям: «серая гора», «серые дирижабли», «живой механизм», «великан-невольник». Другая фигура, часто использующаяся в очерке – эпифонема. Хорошо прочувствованный, эмоционально поданный материал подразумевает использование эпифонемы. Жанр путевого очерка – благодатная почва для выражений эмоций автора. У В. Пескова эта риторическая фигура встречается достаточно часто: «Тысячи километров морем, две тысячи по реке... Представляете путь к родимой своей речушке или ручью!» («У финиша жизни»). Для жанра очерка характерно использование фигур диалогизма. Пишущий периодически задает вопросы от своего или чужого лица и тут же отвечает на них. Включение элементов диалога в монологическую речь делает ее более убедительной и выразительной. Вот примеры их употребления: «Как удовлетворить без обиды желающих тут побывать? Собирают заявки и устраивают лотерею» («У финиша жизни»). «Какой навигационный прибор приводит лососей в нужное место с такой потрясающей точностью? Считают: все дело в запахах и огромной чувствительности к ним лососей». Автор мог бы просто вести повествование-рассказ. Но использование диалоговых форм обращает внимание читателей на определенные моменты в то время, когда, казалось бы, устаешь от преподнесенной информации; уместность вопроса помогает понять ход мыслей автора. Проследим, какие фигуры диалогизма использовал В. Песков при создании очерка «Кормилец Севера». Так, среди фигур выделения можно отметить разного вида повторы, в том числе анафору: «Сразу приспособлен оленек к выживанию. Очень теплая шубка спасает от холодов. Очень густое, сытное молоко у заботливой матери». Анафора выполняет смысловую нагрузку. Интересно и разнообразно в текст очерка включены разного вида лексические повторы. Например, когда последнее слово предложения становится первым в следующем предложении: «И от холода он не страдает. Страдает от перегрева». Среди фигур, образуемых соединением и перестановкой слов в тексте, встречаются: многосоюзие, антитеза, инверсия, амплификация. Интересно проследить, как, используя данный тип фигур, автор передает картину движения, динамики в таком отрывке: «На Севере всем живется несладко. И летом, когда съедает мошка, и зимой, когда все укутано снегом и когда ветер с морозом не знают пощады... Воровски оглядываясь, песец пробежал... На виду – олени. Хотя и низкорослые, они выглядят вызовом и холоду, и пространству, и явной бескормице» (многосоюзие). В очерке есть примеры фигуры уподобления: «тундра – необитаемая планета». Для выражения собственных эмоций и придания тексту диалогичности очеркист использует риторический вопрос, риторическое восклицание и ответствование. Причем вопрос и ответствование часто идут рядом: автор задает вопрос и сам отвечает на него. Например: «Но что это там вблизи горизонта? Облако пара, и под ним что-то темное». Эмоционально и откровенно звучат в тексте риторические восклицания: «Никакого проявления жизни!»; «Ба! Да это ж рога. Это стадо оленей!»; «Сколько пришлого люда в тундре!»; «Боже, с каким трудом им доставалась тут еда». Безусловно, любой текст становится ярче, выразительнее, если в нем есть тропы и фигуры. Они выполняют самые разные функции, помогая автору высказать основные смысловые моменты, показать предмет речи с разных сторон, что весьма важно для такого публицистического жанра, как репортаж.
|