Студопедия — Русская философия в XX в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская философия в XX в






Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 г. большая группа русских интеллигентов, среди которых находились философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, И.И.Лапшин, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, была выслана за границу. Многие философы, подобно отцу Павлу Флоренскому, погибли в тюремных застенках. Покинувшие пределы России философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Что же касается философов Советской России, то они работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции.

В рамках данного учебника нет возможности дать достаточно подробную характеристику творчества многочисленных представителей русской философии XX в. Мы сделаем исключение для двух выдающихся философов, Н.А.Бердяева и А.Ф.Лосева. Н.А.Бердяев является, пожалуй, наиболее известным из всех русских философов XX в., проживавших вне России. А.Ф.Лосев — наиболее крупная философская фигура внутрироссийского масштаба.

Философия Николая Александровича Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного " ничто". Бердяев следует концепции немецкого мистка Майстера Экхарта, который проводил различие между божеством и Богом. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Этот принцип — " ничто", принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в


бытийном, она содержится в " ничто". Сотворение мира Б гом — вторичный по отношению к " ничто" факт. Бог помога ет воле стать добром, но он не в состоянии контролировать " ничто", принцип свободы. Бог свободен в своих действиях Сво боден в своих действиях и человек. Бог творит, творит и чело" век. В своей подлинной свободе человек божественен Бог и че" ловек есть Дух. Бог вполне реально присутствует' в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной творческой лея тельности человека. Ясно, что философ с таким мировоззоени" ем не мог не быть противником тоталитарных режимов лжи зла, насилия и террора. Бердяев, которого, случалось коити' ковали за романтизм и обилие далеко идущих и представляй шихся утопичными идей, убежден, что человек, будучи по пои" роде своей существом свободным и творческим, преобразует мир именно в соответствии с принципами свободы и твоочест ва. Всеобщее воскресение достигается не в революциях не в трх нике, а в божественной духовной жизни.

Алексей Федорович Лосев соединил в своей системе три Ли
лософские составляющие: феноменологию, диалектику и симво"
лизм. По Лосеву, самым благодатным объектом философского аня
лиза и конструирования является не понятие а эйло
пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не " схвя'
тывает" сущность живой конкретности, это под силу только чй
досу, что впервые было постулировано в феноменологии гуссрп"
ля. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов он напштр«
движениями, диалектикой. В соответствии с этим истинная А
лософия неминуемо приобретает конструктивно-диалектически
характер. Но Лосев в отличие от Гегеля использует диалектиче
скии метод для конструирования не только понятийного но и
эйдетического ряда. Движение, изменение эйдоса приводит к его
инобытию, существованию в ином, а это есть символ Диалекти
ческая феноменология оказывается символизмом В качестве
сфер бытования символов Лосев рассматривает язык мисЬ
лигию, искусство и философию. С неподражаемым мастерством
использует Лосев созданный им метод - его можно назвать
диалектико-феноменологическим или символическим методом -
для анализа античной и возрожденческой эстетики Особое вни
мание уделяет Лосев неоплатонизму, в том числе тому его ватт"
анту, который фактически составляет философскую основу пш
вославия. Лосеву удалось создать весьма своеобразную
философскую систему, достоинства которой изучены пока hp™,
таточно. недос-








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 690. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия