Студопедия — Строй древнейшего римского общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Строй древнейшего римского общества






 

§ 8. Чтобы понять древнейшее устройство государства и его дальнейшее развитие, необходимо принять во внимание подкладку этого государства, т.е. строй древнейшего римского общества, другими словами - состояние общественных групп в римском народе и их взаимное отношение.

Для древнейшего времени это можно сделать только в самых общих чертах.

В то время, о котором мы имеем хоть сколько-нибудь достоверные сведения, римское общество делилось на две группы, не считая рабов, а именно, сословия патрициев и клиентов.

 

§§ 9-11. Отличительные черты древних патрициев*(27)

 

§ 9. I. Это сословие не представляло сплошную, безразличную массу людей; в нем было три вида общественных групп или подразделений, из которых две играли немаловажную роль в жизни римского народа. Так, во-первых, патрицианское сословие состояло из трех крупных частей, которые назывались трибами (tribus). Выше (§ 4) уже сказано, что они назывались ramnes, titles и luceres и были первоначально отдельными племенами, которые поселились на берегах Тибра и впоследствии соединились, положив тем начало Римскому государству. В государственной жизни Рима эти трибы не играли серьезной роли, кроме только того, что каждая триба должна была доставлять в войско одинаковое с другими число пехотинцев и кавалеристов.

Серьезное государственное значение имело другое подразделение патрициев: на 30 курий (curiae). В каждой трибе было 10 курий. Это не значит, однако, что курии были только подразделением триб. Деление на курии было самостоятельным делением патрициев. Деление на трибы, как уже сказано, политического значения не имело; трибы даже не были организованными союзами, или корпорациями. Напротив, каждая курия была корпорацией; это был союз, который имел свое устройство: своего представителя (куриона, curio), свое собрание (между прочим, общие трапезы для всех членов курии), своих особых богов и жреца для служения им (flamen curialis). Эта корпорация имела важное политическое значение: когда патриции призывались в собрание для решения каких-нибудь государственных вопросов (например, для выбора царя, объявления войны), то они собирались и подавали голоса по куриям, почему и собрание это называлось comitia curiata; каждая курия имела один голос в собрании.

Наконец, было третье деление, или, вернее, группировка патрициев - народы, gentes*(28). В каждой курии было определенное число родов. Однако и в этом случае не следует думать, чтобы роды были только простым подразделением курий. Роды существовали независимо от курий и даже образовались раньше, чем курии; в курии они были соединены только для некоторых политических целей. Правда, Нибур и некоторые из его последователей утверждали, что роды были образованы искусственно соединением нескольких чуждых друг другу семей в один союз для чисто политических целей. Но большинство современных историков совершенно справедливо отвергают этот взгляд и держатся того мнения, что роды, по крайней мере первоначально, были естественными, кровными союзами, образовавшимися вследствие разрастания отдельных семей путем естественного нарождения новых поколений. Впоследствии, без сомнения, в род входили и чуждые элементы искусственными путями. Взгляд на римский род как на естественный союз подтверждается следующими главными доказательствами. 1) Некоторые источники показывают, что так смотрели на род сами древние римляне*(29). 2) За недостатком ближайших родственников на наследство умершего имели право его родичи (gentiles)*(30): такое сопоставление родичей с родственниками дозволяет заключать, что они имели наследственное право потому, что считались также родственниками умершего. 3) История показывает, что все арийские племена на известной стадии своего развития жили в родовом быту, т.е. делились на союзы, образовавшиеся путем естественного разрастания отдельных семей: нет основания предполагать, чтобы римляне представляли единственное исключение в этом отношении.

Римский род представлял в древнейшее время весьма сплоченный союз, члены которого были связаны не только единством происхождения, но и многими другими общими интересами. Из этих интересов самой сильной связью служила религия, которая в древнейшее время оказывала вообще огромное влияние на всю жизнь римлянина. Каждый род имел свою особую религию, своих богов и свое особое богослужение (sacra gentilicia)*(31); в почитании этих богов не мог принимать участия никто, кроме родичей. Издержки, сопряженные с родовым богослужением, должны были нести все родичи. Каждый род имел свое особое кладбище, на котором могли быть погребены только члены рода*(32). Затем, кроме религиозных интересов, у римлян существовали особые родовые обычаи, и роды устанавливали разного рода правила, так называемые decreta gentilicia*(33); неизвестно только, в какой степени эти обычаи и правила обладали принудительной силой для отдельных родичей. Из римских источников не видно, имели ли роды свое особое имущество независимо от имущества отдельных членов рода. Но, судя по сравнительно-историческим данным, можно предполагать, что по крайней мере в древнейшее время роды обладали особым родовым имуществом.

Этот-то естественный союз, сплоченный многими вышеуказанными интересами, сделался основою древнейшего государственного устройства. Как уже было сказано, курии, эти единицы, из которых слагалось древнейшее народное собрание, были составлены из определенного числа родов. Вследствие этого роды получили решающее влияние на государственную жизнь Рима: участвовать в народном собрании мог только тот, кто был членом курии, а быть членом курии могли только члены какого-нибудь рода. Благодаря внутренней сплоченности членов рода они могли легко сговориться и действовать единодушно. Следовательно, если у большинства родов являлся какой-нибудь общий интерес, который нужно было защитить, они могли легко сделать это, ибо голоса народного собрания были в их распоряжении. К этому нужно прибавить, что не только народное собрание, но и другой орган государственной жизни Рима, сенат, также состоял из представителей патрицианских родов. Таким образом, роды должны были иметь (и действительно имели) серьезное влияние на все крупные вопросы римской политической жизни, каковы, например, были: выбор царя, отношения к соседним народам, отношения к другим группам собственно римского населения и т.д.

Включение определенного числа родов в курии должно было придать до некоторой степени искусственный характер дальнейшему развитию рода. Если каждая курия должна была непременно содержать в себе точно определенное число родов, то понятно, что роды должны были подвергнуться контролю и регулированию со стороны государственной власти. Так, например, разросшийся род не мог по своему произволу разделиться на несколько родов; в нем могли образоваться отдельные линии, но все-таки все они считались за один род. Наоборот, если род клонился к вымиранию, то государственная власть должна была озаботиться искусственным пополнением его. Это-то искусственное регулирование и придало римским родам некоторые черты, по которым новейшие писатели неправильно признали их за искусственные союзы.

§ 10. II. Второй отличительной чертой древнейших патрициев было то, что в их руках сосредоточивались материальные богатства, состоявшие в то время главным образом в земле и скоте. Скот был в собственности у отдельных патрициев-домовладык (имели ли роды свои особые стада, неизвестно)*(34). Земли же в частной собственности у древнейших патрициев, по всем вероятиям, было немного. На это указывает восходящее к отдаленной древности известие, что каждый римский гражданин имел только два югера земли, т.е. участок, достаточный только для усадьбы. Главный же источник земельного богатства патрициев заключался в их исключительном праве пользоваться так называемой общественной или государственной землей, agro publico. Порядок пользования ею был таков, что каждый патриций мог занять любое пространство ее и владеть занятым участком без ограничения времени и способа извлечения доходов из земли. Правда, он должен был платить казне за это пользование; но плата взыскивалась не строго*(35). Таким образом, патриции, не будучи собственниками земли, извлекали из нее те же выгоды, как если бы она была в их частной собственности. Этот способ пользования назывался на юридическом языке possessio agri publici*(36), владение государственной или общественной землей. Патриции не допускали к этому владению никого, кроме членов своего сословия.

§ 11. III. Третья отличительная черта патрициев заключалась в том, что они составляли правительственный класс в римском народе, т.е. они имели исключительное влияние на управление государством, так как все органы государственной власти были в их руках. С точки зрения самих римлян того времени, патриции были даже больше чем правительственный класс, только они составляли римский народ: на древнем римском юридическом языке populus означало только патрицианскую часть римского населения. Плебеи и клиенты не принадлежали к римскому populus; они были подданными его.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия