Студопедия — Источники права. § 31. По воззрениям древних римлян, право их имело два источника: волю богов и волю людей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Источники права. § 31. По воззрениям древних римлян, право их имело два источника: волю богов и волю людей






 

§ 31. Fas и Jus*(85)

 

§ 31. По воззрениям древних римлян, право их имело два источника: волю богов и волю людей. Предписания богов они называли Fas, предписания человеческой власти Jus*(86). Эти два источника признавались римлянами во все времена их истории. Но в позднейшие времена область отношений, на которую простиралось действия Fas, все более суживалась, ограничиваясь теми отношениями, которые имели прямую связь с религией. В древнейшее же время предписания, по верованию римлян, исходившие от богов, касались множества таких отношений, которые, с нашей современной точки зрения, не имеют связи с религией.

Чтобы дать понятие о том, как широка была область действия Fas, мы перечислим главные роды отношений, на которые простиралось это действие. По верованию римлян, первые устроители Римского государства, цари Ромул и Нума, создали все государственные учреждения с одобрения богов или прямо по их внушению. Поэтому всякие перемены и нововведения в государственном праве требовали предварительной справки о воле богов; даже более: выше было указано, что ни один сколько-нибудь серьезный государственный акт не совершался без такой справки, в форме ауспиций. Международные отношения находились под особым покровительством богов: и мирные, и враждебные отношения с чужими народами регулировались множеством религиозных предписаний, как об этом было уже сказано по поводу коллегии фециалов (§ 16). Древнейшее уголовное право также находилось в теснейшей связи с религией: преступления рассматривались не только как нарушения человеческих прав, но и как оскорбления божества, как грех; а потому и наказания имели целью не только возмездие, но и очищение преступника от греха или вообще умилостивление бога. В гражданском праве, как мы увидим ниже, религиозные предписания касались заключения и расторжения брака, усыновления, заключения договоров, совершения завещаний и вообще перехода наследств. Межи, составлявшие границы земельных участков, находились под покровительством религии. Распределение времени первоначально совершалось ради разнообразных религиозных целей: для определения срока праздников, религиозных игр, служб и т.п. Счет времени, другими словами, ведение календаря, находившееся в руках понтифов, в свою очередь оказывало немаловажное влияние на гражданское право и судопроизводство древнейшего времени. Таким образом, все части древнейшего римского права находились в тесной связи с религией, Fas захватывало широкую область.

Как объяснить это явление? Оно не составляет исключительной особенности римлян, хотя у них получило очень яркое выражение. У всех народов в период их детства и юности почти вся сознательная духовная жизнь сосредоточивается в религии: искусство, нравственность, право бывают связаны с религиозными верованиями. Таким образом, юридические правила в этом периоде являются предписаниями божества и находятся под его охраной. Нарушение их считается оскорблением бога; нарушитель, а с ним и весь народ, подвергается мести богов, если эти последние не будут умилостивлены. Но с течением времени различные стороны духовной жизни начинают выделяться в народном сознании в самостоятельные области и утрачивают религиозный характер. Таким образом, и право выделяется из религии, становится светским, т.е. источником его признается светская власть. Однако этот процесс в сознании народном совершается медленно, так что долгое время рядом с вновь нарождающимися светскими юридическими правилами сохраняется множество правил с религиозным характером*(87). Это переходное, двойственное состояние можно наблюдать и в древнейшем римском праве. Было бы ошибочно объяснять эту его двойственность тем, что религиозное право принадлежало патрициям, а светское плебеям. Плебеи стояли на той же ступени развития, как и патриции, следовательно, не могли принести с собою в Рим светского права, пока в сознании их и патрициев не совершился вышеописанный процесс. Необходимость включить их в состав римского народа могла ускорить этот процесс, но все-таки он должен был совершиться в сознании обоих сословий раньше появления светских институтов в римском праве.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 547. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия