Студопедия — Философские и социологические воззрения Белинского
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские и социологические воззрения Белинского






 

Логика борьбы с самодержавием, крепостничеством и их религиозно- мистической идеологией приводит Белинского в начале 40-х годов

в лагерь материализма и атеизма. Известную роль в этом сыграла книга Л. Фейербаха «Сущность хри­стианства», с которой его познакомил Огарев. В 40-х годах Белинский со всей силой и страстью ополчился против идеалистических и метафизических абстракций, оторванных от жизни или навязываемых ей произволь­но. Слабость тогдашней науки он видел в недостаточной связи ее с жизнью, с практикой, в ее затворничестве и сухом академизме. Он призывал жить не прошлым, а настоящим, смотреть не назад, а вперед, изучать жизнь во всех ее многообразных особенностях, формах и про­явлениях и безбоязненно в нее вторгаться.

Принятие Белинским гегелевской диалектики сопро­вождается в это время острой критикой учения Гегеля об абсолютной идее, которую он объявляет «кровожад­ным молохом». В гегелевском идеализме, писал он, «так много кастратского, т. е. созерцательного или философ­ского, противоположного и враждебного живой действи­тельности» (Там же, стр. 38). Его возмущает то, что судьба личности и даже целых народов приносится Гегелем в жертву аб­солютной идее. В этом он не без основания усматривает нечто общее между идеалистической философией Геге­ля и учением религии.

Белинский смело выступал в защиту личности и ее свободы, за всестороннее интеллектуальное и физиче­ское развитие ее. Освобождение личности он ставил в прямую зависимость от завоевания свободы и установ­ления подлинно демократических порядков общества. Свободу, благополучие и счастье личности он не мыс­лил вне свободы, благополучия и счастья общества. «Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой лич­ности, которые возможны только при обществе, основан­ном на правде и доблести» (В. Г. Белинский. Письма, т. II.СПб., 1914, стр. 246).

Мыслитель критиковал субъективистскую точку зре­ния, приписывающую главную роль в истории царям, королям, полководцам. Он не отрицал значения выдаю­щихся личностей в истории, осознавших запросы своей эпохи и стремящихся воплотить их в жизнь. Но глав­ным двигателем общественно-исторического прогресса, основной движущей силой в деле коренных социальных преобразований он объявлял народ, которым нельзя управлять произвольно, как «утлой лодочкой». Белин­ский верил в здравый ум народа, в его творческие силы. Однако он видел, что народ, подвергающийся жестоко­му угнетению, находится в темноте и еще не проявляет должной активности.

Белинский отмечал, что пришедшая на смену феода­лам буржуазия, хотя и сделала шаг вперед, тем не ме­нее в корыстных целях использует власть против народа. Он писал: «Не годится государству быть в ру­ках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов — далее этого они ничего не видят» (В. Г, Белинский. Полное собрание сочинений, т. XII, стр. 449.).

Одновременно Белинский высказал глубокую догад­ку относительно роли «материальных потребностей» и «материальной нужды» в развитии человеческого обще­ства, объявляя их великим рычагом нравственной дея­тельности. Если бы человек не нуждался в пище, в одежде, в жилище, в удобствах жизни, он навсегда остался бы в животном состоянии.

Как и другим революционным демократам, Белин­скому был свойствен исторический оптимизм, вытекав­ший, с одной стороны, из веры в творческие силы народа, с другой — из диалектического воззрения на жизнь. Он настойчиво проводил мысль о беспрерывном и беско­нечном развитии и совершенствовании человечества.

«Жизнь только в движении; в покое — смерть» (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. VIII.М. 1955, С.284). В общественно-исторической жизни человечество никогда не исчерпает силы развития, не завершит поступательного движения. Развитие общества совершается не прямоли­нейно, а по спирали, от низших и примитивных форм к более сложным и богатым по своему содержанию, ха­рактеру, направлению и значению.

Исполненный веры в силу и творческую способность человеческого разума, Белинский осуждал современный ему философский скептицизм. Однако, исторически под­ходя к этому философскому направлению, он высоко ценил и оправдывал скептицизм, обращенный против средневековой схоластики и теологии. «Скептицизм та­ких людей не отрицает истины, а отрицает только то, что может быть примешано людьми к истине ложного и огра­ниченного» (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т, VI, М., 1955). Сомнение же в достоверности человеческого знания он считал заблуждением и выражал удовлетво­рение тем, что среди подлинных ученых такого рода скептицизм не имеет успеха, не пользуется доверием.

Если в 30-х годах Белинский порой отрицательно относился к сенсуалистической теории познания, отдавая предпочтение умозрительному знанию, то в 40-х годах он пересматривает эти свои ошибочные суждения и вы«сказывается за сочетание эмпирического и рационального в познании действительности.

Материализм Белинского представляет собой ценное завоевание русской революционной демократии. Духов­ная жизнь человека, согласно Белинскому, не есть нечто самодовлеющее, первичное по отношению к физическо­му миру. Наоборот, деятельность человеческого разума есть порождение органической материи на высшей фазе ее развития. Источник знания надо искать в показаниях чувств, подвергающихся воздействию окружающих нас предметов. Так как основой мышления служит матери­альная субстанция, или мозг, то логические категории не сверхприродного, а естественноисторического проис­хождения.

«Законы ума, — писал Белинский, — должны наблю­даться в действиях ума. Это дело логики, науки, непосредственно следующей за физиологией, как физиология следует за анатомиею. Метафизику (т. е. идеа­лизм.— авт.) к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость, а логика, по самому своему этимологическому значению, значит и мысль и слово. Она должна идти своею дорогою, но только не за­бывать ни на минуту, что предмет ее исследований — цветок, корень которого в земле, т. е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического» (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. XII, стр. 331).

В 1845 г. Белинский познакомился с «Немецко-французскими ежегодниками», где были опубликованы ста­тьи Маркса и Энгельса. В письме к Герцену он сожа­лел о том, что не может печатно сказать все то, что ду­мает о религии, т. е. не может открыто популяризовать материалистические и атеистические идеи, ибо, писал он, «в словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут» (Там же, стр. 250). Он подверг критике позитивизм О. Конта.

Революционно-демократические, материалистические и атеистические воззрения Белинского особенно ярко и глубоко отражены в письме к Гоголю (1847). В нем он выразил непримиримо враждебное отношение к само­державию, крепостному праву, к реакционной идеологии господствовавших классов. Перед прогрессивными рус­скими общественными деятелями писатель ставил жиз­ненно важные и исторически неотложные задачи: унич­тожение крепостного права, борьба с «православием, самодержавием, народностью», с мистикой, пиетизмом и аскетизмом.

Ленин, ведя борьбу с контрреволюционной идеологией помещичье-буржуазного либерализма, нашедшей свое выражение в сборнике «Вехи», подчеркнул огромное значение письма Белинского к Гоголю, разоблачил «ве­ховцев», пытавшихся выдать этот революционный доку­мент за «выражение интеллигентского настроения», по­казав, что было бы нелепо думать, что «настроение Бе­линского в письме к Гоголю не зависело от настроения крепостных крестьян...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 19, стр. 169).

В статье «Из прошлого рабочей печати в России» Ленин, называя Белинского «предшественником полно­го вытеснения дворян разночинцами в нашем освободи­тельном движении», писал: «Его знаменитое «Письмо к Гоголю», подводившее итог литературной деятельности Белинского, было одним из. лучших произведений бес­цензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 94).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 953. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия