Студопедия — Позитивизм в России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Позитивизм в России






 

Позитивизм в России был представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818—1885), Вла­димиром Викторовичем Лесевичем (1837—1905), Николаем Константиновичем Михайловским (1842—1904), а также махистами и эмпириокритиками. Разумеется, между указанными позитивистами были разные оттенки и различия, нередко по тем или другим вопросам между ними возникали разногласия и споры.

Особенно это отличие сказывалось в политической ориентации, скажем, Кавелина — «одного из отврати­тельнейших типов либерального хамства» и Михайлов­ского, который «был одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демокра­тии в последней трети прошлого века» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, стр. 333. В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т, 18, стр. 214) и не только со­чувствовал, но и помогал революционному подполью. Но когда разговор идет о решении позитивистами коренных вопросов философии, то, как писал Ленин, «марксизм отвергает не то, чем отличается один позитивист от дру­гого, а то, что есть у них общего, то, что делает фило­софа позитивистом в отличие от материалиста»5. А об­щим у русских позитивистов было то, что они отрицали значение философии как мировоззрения того или другого класса, сводя ее в одном случае к голому, ползу. чему эмпиризму, в другом — к чистому гносеологизму, но в обоих случаях лишали ее своего предмета, растворяли ее в естествознании.

Русские позитивисты, как правило, пытались обойти основной вопрос философии, объявляли борьбу материализма с идеализмом неправомерной, своего рода данью старой метафизике, а себя изображали мыслителями, сознающими односторонний и бесполезный характер этих «метафизических споров» и поднявшимися выше материализма и идеализма, противопоставляя им пре­словутый психофизический параллелизм. Идеями психофизического параллелизма, учением о свободе воли бы­ли пронизаны и сочинения позитивистов по психологии (Кавелин, Грот, Троицкий и др.). Под флагом психофи­зического параллелизма позитивисты пытались похоронить материализм и возродить стыдливый идеализм и даже фидеизм. Ленин отнес позитивистов к жалким эклектикам и крохоборам, которые в философии отличаются друг от друга «ничтожными пустяками», разны­ми «измами», придуманными для того, чтобы отвлечь читателя от сути дела.

Проповедь психофизического параллелизма сопровождалась у позитивистов попыткой выдать свою философию за «надпартийную». Ленин резко осудил позитивистов, махистов и прочих путаников в философии, пытавшихся отрицать принцип партийности в философии: «...«позитивисты», махисты и т. д., все это — жал­кая кашица, презренная партия середины в философии, путающая по каждому отдельному вопросу материали­стическое и идеалистическое направление. Попытки вы­скочить из этих двух коренных направлений в филосо­фии не содержат в себе ничего, кроме «примиренческого шарлатанства»» (В. И, Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 361).

В теории познания русские позитивисты, как прави­ло, были сторонниками субъективизма и агностицизма. Особенно это относится к Кавелину и Лесевичу. Лесевич закончил свой жизненный путь страстным привержен­цем эмпириокритицизма. Его сочинения «Письма о науч­ной философии» (1878), «От Конта к Авенариусу» (1904), «Эмпириокритицизм и импрессионизм» (1905) др. представляют собой образчик эволюции позити­вистской философии от Конта к Маху и Авенариусу. Он разделял субъективно-идеалистическое учение Маха об «элементах мира», о том, что предметы суть комплексы наших ощущений. Он ратовал за «чистый опыт» Авена­риуса и «эмпирический феноменализм» в теории позна­ния, отстаивал учение Авенариуса о «принципиальной координации» и «экономии мышления», «метод элими­нации». Одновременно он отрицал объективное сущест­вование «вещей в себе», причинность и необходимость в природе.

Михайловский, Лесевич и другие позитивисты пропо­ведовали субъективный метод в социологии, идеалисти­ческую теорию «героев и толпы», пытались опровергнуть основные положения диалектического и исторического материализма. Михайловский выдвинул учение о «прав­де-истине» и «правде-справедливости». Первой руковод­ствуются естествоиспытатели, имеющие дело с природой; второй — социологи, имеющие дело с обществом, с чело­веком и его духовным миром. В первом случае приме­ним объективный метод, во втором — субъективный. С позиций субъективного метода Михайловский решает все социальные вопросы — об обществе и прогрессе, о личности и государстве. Рассуждения его носят абст­рактный характер, он говорит об обществе вообще, о прогрессе вообще, о личности вообще. Критикуя орга­ническую теорию Спенсера как буржуазно-апологетиче­скую, сам Михайловский суть проблемы прогресса усматривал в «неделимости целого», в целостности индивида как биологического существа, требуя при этом не смешивать «общий уровень развития общества» с «общим типом развития индивида». «Общий уровень развития общества» прогрессирует, но этого, по Михай­ловскому, нельзя сказать об «общем типе индивида», который из универсала, каким он был на ранних этапах, превращается в узкого специалиста в современном бур­жуазном обществе. В связи с этим Михайловский кри­тикует буржуазное общество, которое разделением труда, узкой специализацией уродует личность, исключает возможность гармонического развития ее физических и интеллектуальных задатков. Однако Михайловский, от­вергая органическую теорию Спенсера, не дает правиль­ного представления об обществе, изображает его как простую сумму индивидов, игнорирует производственную деятельность людей и характер производственных отношений..

Михайловский и другие либеральные народники 90- т годов (Воронцов, Южаков, Кривенко) выступали в защиту общинного принципа землевладения. Они хотели задержать развитие капитализма в России, выдвигая идеи «уравнительного раздела земли», «народной промышленности», организации крестьянских банков и т. д. Плеханов и в особенности Ленин подвергли уничтожающей критике философские и социологические теории народников-позитивистов.

Широко распространившиеся в России в конце Х1Х - начале XX в. школы идеалистической и религиозно-мистической философии (философия Вл. Соловьева, нео­кантианство, неогегельянство, богоискательство и «веховство», персонализм, интуитивизм, позитивизм и т.д.) были порождением политической реакции, напуганной нараставшим в стране освободительным движением, ре­волюционной борьбой рабочего класса.

Религиозно-идеалистические и мистические учения находились на идейном вооружении реакции и контрреволюции. Вот почему, когда в России совершилась Bеликая Октябрьская социалистическая революция, многие из этих философов-идеалистов оказались в стане открытых врагов советского народа.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 549. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия