Студопедия — Социальная структура общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная структура общества






В обществе действуют люди, наделенные сознанием, во­лей, способностью ставить цели и достигать их. Человек, в отличие от животного, обладает удивительной способностью проектировать формы своего социального и духовного бытия, планировать свое будущее. Однако указанное обстоятельство не должно заслонять от нас один исключительно важный мо­мент, на который обратил внимание Маркс: каждое новое по­коление, приходя к активной социальной деятельности, заста­ет некоторую совокупность условий, которую он не может по своему усмотрению изменять, игнорировать или конструиро­вать. Эта совокупность условий выступает как исходная, опре­деляющая реальность истории, от которой люди должны от {289} талкиваться в своей деятельности и с которой они должны со­гласовывать свои действия, поступки, решения и историчес­кие инициативы. Такой объективной, от воли людей не завися­щей реальностью является материальное производство (в широком смысле — общественное бытие). Из определенной формы материального производства, отмечал Маркс, вытека­ет, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, оп­ределенное отношение людей к природе; их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим.

Производство, понимаемое как жизнедеятельность обще­ства, как общественное производство, предполагает, что люди в рамках своей материальной деятельности производят не толь­ко материальные продукты — вещи, материальные блага, ус­луги и ценности, но и воспроизводят свою социальность — общественные отношения, экономические связи, институты, а в конечном счете и самих себя, свою собственную обществен­ную сущность. Другими словами, общественное производство включает в себя производство материальных благ, воспроиз­водство материальных общественных связей, воспроизводство самого человека и в конечном счете производство «идей» — общественную идеологию.

Эмпирически общество предстает перед нами как сово­купность людей, но посредством абстракции мы можем выде­лить те невидимые, но прочные скрепы, которые связывают людей в единое целое — в группы, коллективы, слои, классы, нации, государства и т. п. Такие скрепы в виде общественных отношений и делают общество системой со своими элемента­ми, структурами, функциями, целями и смыслами. В матери­альном производстве в качестве таких отношений выступают производственные отношения. Последние суть отношения людей по поводу вещей. Прежде всего речь идет об отношении к орудиям, предметам и средствам труда. Исторически извест­ны разные способы соединения производителя материальных {290} благ с орудиями труда. В формировании структуры производ­ственных отношений центральная роль принадлежит отноше­ниям собственности, кроме того, следует иметь в виду также отношения распределения, обмена и потребления производимых материальных благ.

Человек не может успешно участвовать в сфере производ­ства, не пользуясь особым материальным посредником между собой и предметом труда, а именно, орудием труда. Кроме того, люди должны иметь в своем распоряжении определенные тех­нологии, комплекс транспортных средств, помещений, средств связи и др. Участвующие в производстве люди, а также все не­обходимые средства производства, образуют производительные силы. Эти последние вместе с соответствующими им произ­водственными отношениями образуют способ производства. Обе стороны способа производства находятся в определенной взаимосвязи. В конечном счете производственные отношения, их исторический тип определяется уровнем и характером раз­вития производительных сил.

Производственные отношения, взятые в их системной це­лостности, образуют экономический строй общества, или ба­зис. Над базисом возвышается отвечающая ему надстройка, включающая всю совокупность форм общественного сознания (мораль, религия, искусство, право, политическое сознание и др.), соответствующие этим формам социальные институты, учреждения и организации, а также идеологические отноше­ния. Базис и надстройка находятся в сложной диалектической взаимосвязи, но при этом определяющую роль все же играет базис. В свою очередь активность надстройки проявляется в том, что, будучи сферой практической деятельности людей, она может оказывать обратное воздействие на базис; в результате такого воздействия при определенных исторических условиях базис может претерпеть радикальную трансформацию. {291}

Коренной переворот в социально-экономической структу­ре общества означает смену способа производства и соответ­ствующей общественно-экономической формации. Формация есть определенный тип социума, взятого во всей полноте его культурно-исторических и социально-экономических характе­ристик.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 703. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия