Студопедия — ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Начиная с конца 80-х годов, преподавание философии в российских вузах претерпело существенные изменения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Начиная с конца 80-х годов, преподавание философии в российских вузах претерпело существенные изменения






Начиная с конца 80-х годов, преподавание философии в российских вузах претерпело существенные изменения. Суть этих изменений за­ключается в переходе от монотеоретической модели преподавания философии к плюралистической модели, которая долгое время господ­ствовала в нашей стране. Ранее предполагалось, что существует одна истинная научная философия, которая является высшим этапом в развитии мировой философской мысли, а все остальные философские доктрины находятся на обочине " столбовой дороги" развития мировой философской мысли. Соответственно и преподавание философии сво­дилось к последовательному изложению принятой философской док­трины, а все проблемы преподавания сводились нередко к спорам о последовательности такого изложения. В настоящее время такая модель преподавания не может считаться приемлемой по различным сообра­жениям.

Монотеоретическая модель была характерна не только для нашего философского образования. И в других странах можно проследить подобную тенденцию. В англо-американской философии, например, явно прослеживается доминирование аналитической философии. Во Франции ощущается господство структурализма. Во многих европей­ских странах очень сильно влияние феноменологии. Некоторые круп­ные философы понимают ограниченность монотеоретического подхода. Так, на одном из Всемирных философских конгрессов фран­цузский философ П. Рикер говорил о необходимости синтеза марксиз­ма, аналитической философии и феноменологии. Возможен ли такой органический синтез различных философских подходов? Нам представ­ляется, что однозначного утвердительного ответа на этот вопрос дать нельзя. Скорее, между различными философскими подходами сущест­вует отношение дополнительности в боровском смысле этого слова.

В повестку дня (и не только в нашей стране) включен вопрос о переходе на новую модель изучения философии. Перед нашими пре­подавателями стоит задача ознакомления студентов с основными тече­ниями философской мысли в мире на паритетных началах. Причем


решение этой задачи не сводится просто к последовательному изложе­нию различных философских доктрин. Это был бы самый простой выход из ситуации. Задача заключается, однако, в том, чтобы сопоста­вить различные философские подходы в решении отдельных философ­ских проблем. Преподавание философии, весь материал философии требуется подчинить проблемному принципу организации материала.

При всем многообразии философских концепций, которые часто противостоят друг другу, имеется то, что объединяет все философские искания; таким стержнем является исторически сформировавшийся комплекс проблем, ответ на которые обязателен для каждого философа. Именно проблемный принцип организации материала позволяет реа­лизовать плюралистическую модель преподавания философии. Про­блемный принцип построения материала и плюралистический подход к анализу обсуждаемых проблем и были положены в основание данного учебного пособия, хотя авторы отдают себе отчет в том, что этот замысел реализован далеко не полностью.

Уместно заметить, что плюрализм в философии и плюралистиче­ская модель в преподавании философии — принципиально разные вещи. Философ всегда должен придерживаться определенной мировоз­зренческой позиции. Философ должен стремиться к непротиворечивой системе взглядов на мир и на отношение к этому миру. Но плюрализм в освоении философии, помимо изложения в лекциях и беседах других точек зрения и подходов состоит также, а быть может и преимущест­венно, в ознакомлении студентов и аспирантов с текстами работ философов самых разных направлений. Этой цели служат хрестоматии (антологии) по философии, в том числе и специально подготовленная к данному учебнику " Хрестоматия по философии".

Плюралистическая модель в преподавании философии нацелена на то, чтобы ознакомить читателей с большим спектром философских концепций, с многообразием различных подходов к решению ключевых философских проблем, что позволит сделать осознанный мировоззрен­ческий выбор, выбор со знанием дела, а не под влиянием моды, что, к сожалению, встречается довольно часто.

Авторы отдают себе отчет в том, что не все преподаватели филосо­фии принимают плюралистическую модель преподавания. Уже поя­вился ряд пособий, в которых проводится прежний монотеоретический подход. Мы считаем, что такой подход не имеет перспектив. Из плюралистической модели преподавания философии вытекает и опре­деленное отношение к диалектико-материалистической философии. Имеющаяся иногда среди части наших философов тенденция к ее игнорированию в равной мере не может считаться приемлемой, как и


попытка сведения всей философии к философии марксизма. Без знания материалистической диалектики, в которой сконцентрирован ряд до­стижений мировой философской мысли, философское образование будет неполным и ущербным. Но оно будет ущербным и в том случае, если в нем не будет места изучению теоретических альтернатив мате­риалистической диалектике. Необходимо уважительное отношение к классикам философии независимо от их политической, научной или общемировоззренческой (материалистической или идеалистической) ориентации.

В книге достаточно недвусмысленно выражена и авторская позиция (см., например, главы: " Дух и материя", " Модели развития").

Цель настоящего пособия заключалась в том, чтобы ознакомить студентов с основными проблемами, которые обсуждаются и решаются в современной философии. В трактовке поставленных проблем в учеб­ном пособии авторы стремились отразить уровень философских разра­боток в стране и учесть уровень преподавания философии в российских вузах. Изложение материала не предполагает высказываний истин в последней инстанции. Задача студента и аспиранта не в том, чтобы безоговорочно принять и изложить позицию, содержащуюся в учебном пособии, а в том, чтобы при помощи данного пособия вникнуть в сущность обсуждаемых проблем, чтобы понять их мировоззренческое и методологическое значение.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Философия философии (метафилософия)

Глава I. Зачем нужна философия?................. 4

§ 1. Мировоззренческие функции философии...... 4

§ 2. Методологические функции философии....... 14

Глава II. Проблемы философии.................. 29

Глава III. Предметное самоопределение философии.

Предмет философии................... 42

Глава IV. Философия как вид знания............... 52

§ 1. Философия — наука................. 52

§ 2. Философия — идеология............... 55

§ 3. Философия — гуманитарное знание......... 58

§ 4. Философия — искусство............... 60

§ 5. Философия — трансцендирующее постижение объекта. 64

§ 6. Философия — любовь к мудрости.......... 70

Глава V. Средства познания в философии............. 77

Глава VI. Уровни освоения действительности........... 91







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 506. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия