Студопедия — Философия и религия сегодня
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и религия сегодня






Атеизм Фейербаха и Маркса — это ате­изм наступающей индустриальной цивили­зации, которая одерживает свои первые ус­пехи в борьбе с природой и осознает свою власть над миром. Такая цивилизация ста­вит себе целью достичь не сверхъестествен­ных небес, а завоевать реальные землю и не­бо. Отношение рода человеческого к миру и отношения между людьми внутри чело­веческого рода стали реальными практичес­кими отношениями в мире, а не некими мистическими связями, и они осуществля­ются реальными прозаическими способами посредством труда и политики. Как сказал Гегель, современный человек не знает иной утренней молитвы, кроме чтения газеты, которая связывает его собственные сущест­вование и деятельность с существованием и деятельностью всего человеческого сооб­щества. Действенной реализации человечес­кой сущности человечество ищет здесь, на земле, практическими средствами, а не в ином мире какими-то сверхъестественны­ми способами. В своих юношеских сочине­ниях, посвященных критике религии, кото­рые парадоксальным образом именуют тео­логическими, Гегель так резюмировал эту тенденцию современной ему эпохи: " Лишь в наши дни удалось... потребовать назад как собственность людей те сокровища, кото­рые были потрачены на небо" 1. Но добавля­ет, что подобное требование остается теоре­тическим. В самом деле, вплоть до Фейерба­ха религия подвергалась лишь философским нападкам. Делом Маркса стало превраще­ние этого требования в практический лозунг, что, с одной стороны, является завершением философской критики религии, а с другой — отказом от теоретического аспекта фило­софии. По мысли Маркса, философия завер­шена в двух смыслах этого термина. Во-первых, она начала осуществляться с помо­щью результативного действия, поскольку она придает реальное практическое содер­жание своему противостоянию религии. Во-вторых, отныне она окончилась как чисто теоретическое, или спекулятивное, предпри-

1 Гегель Г. В. Ф. Позитивность христианской религии // Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 191.


ятие, поскольку становится практическим, а точнее, политическим действием. Таким образом, философская критика религии за­вершается требованием " преодоления фило­софии".

а) Преодоление религии и философии

Идея преодоления философии восходит к критике теологических аспектов спекуля­тивной философии. У Фейербаха и Маркса эта критика конкретизируется в виде крити­ки гегелевской философии. Но она со всей очевидностью имеет всеобщее значение в той мере, в какой философия Гегеля вос­принимается так, как он представлял ее сам: как последнее и высшее выражение филосо­фии. Гегель подвергается критике постольку, поскольку, продолжая линию Аристотеля и Декарта, он сделал последнее философское усилие завершить рациональную теологию. Этот первый аспект критики философии ос­тается теоретическим, и в данном отноше­нии нет различий между Марксом и Фейер­бахом, по крайней мере существенных.

Гегелевская философия — рационализм, отказывающий вере в примате над разу­мом, которого она постоянно добивалась. И все же эта философия — во всяком слу­чае, после критики религии, относящейся ко времени юности Гегеля — вдохновлена христианством. Гегель принимает истин­ность христианского откровения, но лишь в том отношении, что оно может быть объектом мышления для разума. С этой точки зрения гегельянство противостоит томизму, для которого вера — высшая точ­ка разума. Для Гегеля, наоборот, работа разума довершает то, что несовершенно в данных веры: эту точку зрения он связы­вает с протестантизмом, отказывающимся принимать то, что не может быть познано человеческим мышлением как истинное:

Есть какое-то великое упрямство, упрям­ство, которое делает честь человеку, в ре­шении не признавать никакого нравствен­ного убеждения, пока оно не получит оп­равдания посредством мысли, и это упрямство представляет собой характер­ную черту нового времени, а также явля­ется принципом протестантизма2.

2 Гегель Г. В. Ф. Философия права. Преди­словие М., 1990. С. 55—56.


 

 


Однако лютеровский протестантизм допус­кал независимость мышления только " в ве­ре и в свидетельстве Духа"; философии же свойственно постигать его " в понятии". В протестантизме есть некий фидеизм, ко­торый держится за то, что верующее созна­ние непосредственно схватывает как тако­вое. Гегельянство же не удовлетворяется верой, в которой Бог воспринимается толь­ко сердцем, а не разумом. Это не означает, что оно отрицает всякую ценность за убеж­дением сердца. Это убеждение принадле­жит и мышлению, однако только в форме непосредственной достоверности. В отли­чие от Паскаля, для которого непосред­ственное выше рационального, Гегель ут­верждал, что непосредственное, не имею­щее подлинного обоснования, ниже того, что основано на опосредованном рацио­нальном мышлении.

Таким образом, по Гегелю, вера может быть признана философией, только если последняя может ее обосновать, развивая ее рациональное ядро. С этой точки зрения " философия отрицает теологию" 1. И в са­мом деле, философия утверждает, что толь­ко в рамках философии религии может быть признана истина религии:

...Истинное существование религии... это — философия религии... Но если истин­ным бытием религии является для меня только философия религии... то я поисти­не религиозен лишь в качестве философа религии и таким образом я отрицаю дей­ствительную религиозность и действи­тельно религиозного человека2.

Тем самым гегелевская философия " проти­воречит... ходячим понятиям" религии3.

Однако, " с другой стороны, религиоз­ный... человек может найти себе у Гегеля свое последнее утверждение" 4. Гегельян­ство отрицает иррациональные модальнос­ти религиозного убеждения, но содержание этого убеждения воспринято философией

' Фейербах Л. Основные положения филосо­фии будущего. § 21 // Соч. Т. 1. С. ИЗ. Цитата неточна и, скорее, резюмирует рассуждения Фей­ербаха. — Примеч. пер.

1 Маркс К. Экономическо-философские руко­писи 1844 года. 3 рукопись [XXIX] // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 167.

3 Там же. [XXX]. С. 168.

" Там же.


Гегеля, которая в своей основе является теологией. Рационально интерпретируя ве­ру, философия разрушает ее, разрушая ее тайну; однако, с другой стороны, она ее обосновывает. В христианстве тайна Трои­цы — это тайна самого Бога, непостижи­мая для ума, который не может допустить, чтобы то же самое было одновременно од­ним и тремя. Однако гегелевский разум считает себя способным проникнуть в спе­кулятивные глубины этой тайны. Только вследствие вечного порождения Сына От­цом получается так, что Бог является Ду­хом, то есть жизнью. При этом именно различие Сына и Отца порождает их диа­лог в единстве Духа: это единство — не мертвое безжизненное тождество, но глубо­кое и богатое единство, которое вытекает из различия и поглощает его. Троичность, внутренне присущая божественной сущнос­ти, углубляется, выражаясь вовне. Это внешнее выражение Бога есть Священная история, где Бог, противополагаясь самому себе и становясь человеком в Воплощении, сохраняет это противопоставление вплоть до смерти, и смерти крестной. Этой смертью Бог, доведя до конца уничтожение своей чувственной реальности, объявляет, что Он есть Дух. Смерть Бога открывает владычество Духа: со смертью Завещателя вступает в силу Новый Завет и в чувствен­ном отсутствии Бога исполняется обетова­ние Духа-Утешителя.

Таким образом, гегелевская философия является не просто теологией, но даже апо­логетикой. Она есть " последняя грандиоз­ная попытка восстановить утраченное, по­гибшее христианство с помощью филосо­фии; попытка эта сводится к тому, что отрицание христианства, как вообще это делается в новое время, отождествляется с самим христианством" *. В самом деле, смерть Бога здесь представлена как один из моментов жизни Бога: тем самым в жизнь Духа вводится атеизм как необходимый момент этой жизни. История духа стано­вится Голгофой " абсолютного духа" 6; в эту " спекулятивно-диалектическую Страстную

5 Фейербах Л. Основные положения филосо­фии будущего. § 21 // Соч. Т. 1. С. 113.

6 См.: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч. М., 1959. Т. 4. С. 434.


 

 


пятницу" 1 уход Бога в смерть является су­щественным негативным моментом для становления истины. Забвение Бога — это движение просвещенного сознания, прибли­жающегося к истине позитивным и раци­ональным способом. Но Гегель, не колеб­лясь, приводит афоризм, согласно которо­му " половинчатая философия отдаляет от Бога... истинная же философия приводит к Богу..." 2. " Полуфилософия" — это фило­софия эпохи Просвещения, которой в юнос­ти увлекался сам Гегель. В его философии зрелого периода сохранилось кое-что от этого критического отношения, но лишь как " полуистина", за пределами которой философия должна вновь обрести истину теологии:

В результате тайна диалектики Гегеля сво­дится к тому, что он в философии отрица­ет теологию и затем снова посредством теологии отрицает философию. Начало и конец образует теология...3

Впрочем, Гегель сам определил филосо­фию как " божественное служение истине". В качестве теологии и апологетики " спеку­лятивная философия есть настоящая, по­следовательная, разумная теология" 4.

С точки зрения Маркса, величайшая за­слуга Фейербаха состоит в том, что он понял, что гегелевская философия есть не что иное, как переложение религии в фило­софскую мысль:

Подвиг Фейербаха заключается...в дока­зательстве того, что философия есть не что иное, как выраженная в мыслях и ло­гически систематизированная религия, не что иное, как другая форма, другой способ существования отчуждения человеческой сущности, и что, следовательно, она также подлежит осуждению...5

Поскольку философия является выражени­ем отчуждения человека в той же мере, что и религия, необходимо, следовательно, пре-

1 Heidegger M. Holzwege. Frankfurt a. M., 1950. S. 186.

2 Гегель Г. В. Ф. Философия права. Преди­словие. С. 56.

3 Фейербах Л. Основные положения филосо­фии будущего. § 21 // Соч. Т. 1. С. ИЗ.

" Там же. § 5. С. 91. Во французском переводе не " теология", а " религия". — Примеч. пер.

5 Маркс К. Экономическо-философские руко­писи 1844 года. 3 рукопись [XII] // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 154.


одолеть как ту, так и другую, чтобы обрес­ти подлинное самосознание " не в религии, а, напротив, в уничтоженной, упраздненной религии" 6.

Впрочем, необходимость преодоления философии и религии не является специфи­чески марксистским лозунгом: им глубоко проникнуто все современное сознание, при всем разнообразии его политических окра­сок. Для пророчества Ницше " никогда не было дела более великого", чем " смерть Бога", " и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя исто­рия" 7. " Бог умер" — это, следовательно, не то же самое, что " Бога не существует". Фраза " Бога не существует" принадлежит теоретическому атеизму, тогда как " смерть Бога" — это " грандиозное событие". Это событие человеческой истории, поскольку оно — человеческое деяние:

Где Бог?.. Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы! Но как мы сделали это? 8

" Смерть Бога" выражает, таким образом, практический по своему существу атеизм, который должен иметь для человеческой истории пока неясные последствия. Зарату-стра у Ницше формулирует эти последст­вия в виде морали сверхчеловека: " Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек" 9. По мысли Ницше — вопре­ки обычному толкованию — сверхчеловек не означает человека, наделенного сверхче­ловеческими способностями: он означает, скорее, вступление человеческого рода — вследствие смерти Бога — в новую, бо­лее высокую фазу своей истории.

Ницше ставит перед философией задачу поиска всего того, что способствовало бы преодолению человека сверхчеловеком. О ценности религии можно судить лишь с точки зрения такого преодоления. На пер­вый взгляд может показаться, что Ницше попросту отбрасывает религию. Заратустра советует своим ученикам оставаться " вер-

6 Там же. [XXIX]. С. 167.

7 Ницше Ф. Веселая наука. § 125 // Соч. Т. 1. С. 593.

8 Там же. С. 592.

9 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ч. 1. О дарящей добродетели // Соч. Т. 2. С. 57.


 

 


ными земле" и не " биться крыльями о веч­ные стены" 1 в тщетном усилии достичь не­ба. Однако как средство воспитания челове­ка религия может стать для него средством преодоления самого себя:

Философ, как мы понимаем его, мы, сво­бодные умы: как человек, несущий огром­нейшую ответственность, обладающий со­вестью, в которой умещается общее раз­витие человека, — такой философ будет пользоваться религиями для целей дис-циплинирования и воспитания...2

С этой точки зрения религия представляет­ся Ницше полезной в трех отношениях. Во-первых, она является способом " преодоле-вать сопротивление, чтобы мочь господ­ствовать" 3. В самом деле, " она служит уза­ми, связующими властелина с подданны­ми" и тем самым не дает последним отделиться от первого, поднимая мятеж. Для властелина это также средство проник­нуть в сознание подданных, чтобы они вы­дали " ему то скрытое, таящееся в глубине их души, что охотно уклонилось бы от повиновения" 4. Таким образом, религия представляет собой самый утонченный вид властвования, средство ограждения " от не­обходимой грязи всякого политиканства" 5:

Так смотрели на дело, например, брами­ны: с помощью религиозной организации они присвоили себе власть назначать на­роду его царей, между тем как сами дер­жались и чувствовали себя в стороне от правления, вне его, как люди высших, сверхцарственных задач6.

Во-вторых, религиозное воспитание благо­приятствует возвышению тех, кто, проис­ходя из низших классов общества, способен благодаря аскетизму и пуританству нау­читься властвовать над другими, научив­шись сперва властвовать над собой:

Религия в достаточной степени побуждает и искушает их идти стезями, ведущими к высшему развитию духовных сил, ис­пытать чувства великого самопреодоле­ния, молчания и одиночества; аскетизм и пуританизм почти необходимые средст-

1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ч. 1. О дарящей добродетели // Соч. Т. 2. С. 55.

2 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. § 61 // Соч. Т. 2. С. 287. 'Там же. " Там же. 'Там же. С. 288. 'Там же.


ва воспитания и облагорожения, если раса хочет возвыситься над своим происхожде­нием из черни и проработать себя для будущего господства7.

Наконец, в-третьих, угнетенные классы об­щества извлекают из религии оправдание своего убогого, почти животного сущест­вования и необходимое им утешение:

Людям обыкновенным, большинству, су­ществующему для служения и для общей пользы и лишь постольку имеющему право на существование, религия дает неоцени­мое чувство довольства своим положени­ем и родом, многообразное душевное спо­койствие, облагороженное чувство послу­шания, сочувствие счастью и страданию себе подобных; она несколько просветля­ет, скрашивает, до некоторой степени оп­равдывает все будничное, все низменное, все полуживотное убожество их души8.

В христианстве и буддизме наиболее до­стойно уважения " их искусство научать и самого низменного человека становиться путем благочестия на более высокую сту­пень иллюзорного порядка вещей" и, таким образом, мириться с реальным обществен­ным устройством, внутри которого жизнь их сурова, " но эта-то суровость и необ­ходима! " 9.

В этом анализе нет ничего, что не вос­ходило бы к свободомыслию и свободе со­вести, которых потребовала эпоха Просве­щения. То, что священник — самый лучший помощник полиции, что церковная карьера — средство социального господства, что честолюбивому плебею, чтобы научиться владеть собой и властвовать над другими, не найти лучшего образования, нежели се­минарское, — все эти положения некото­рым образом резюмируют " Красное и чер­ное". Но если существо дела наводит на мысль о Стендале, то форма выражения не имеет с ним ничего общего: анализ Ницше совершенно лишен критического настроя. Несомненно, видеть основное достоинство религии в утешении, которое она дарует народу, чтобы удержать его в повиновении, значит быть учеником Вольтера. Но воль­теровский дух — это также и критика рели­гии, когда она становится союзником дес­потизма, и вовсе не " просвещенного", а по-

7 Там же.

8 Там же. 'Там же.


 

 


просту феодального. В ницшеанской мо­рали сверхчеловека нет ничего вольтерьян­ского, так как она видит в религии не утилитарный и буржуазный инструмент со­циального порядка, а авторитарный и арис­тократический.

Мораль сверхчеловека — это мораль преодоления человека. Но для Ницше необ­ходимость преодоления человека челове­ком означает прежде всего, что человек должен властвовать над человеком. Госпо­да, властвующие над рядовым человечест­вом, преодолевают его. Однако если рели­гия благоприятствует инстинкту гос­подства, развивая напряжение воли и самообладание, которые суть первые ус­ловия могущества, то одновременно она способствует развитию чувства жалости и сострадания, которое защищает слабых от угнетения сильными. В конечном счете религия в большей степени подавляет волю к власти, чем развивает ее:

В общем балансе прежние и как раз суве­ренные религии являются главными при­чинами, удержавшими тип " человек" на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно бы­ло погибнуть1.

Это верно по крайней мере в том смысле, что религии в своем современном состоя­нии сохраняют свою суверенность вместо того, чтобы быть " средствами воспитания и дисциплинирования в руках философов" 2. Критику религии Ницше распространяет и на философию, поскольку та поддержива­ет моральные ценности религии и приписы­вает им всеобщую значимость. Ницше воз­рождает идею, которую уже Платон обна­ружил у своих противников-имморалистов и согласно которой мораль предписывает общие для всех обязанности, а эта об­щность всё уравнивает и тем самым защи­щает слабых от посягательств сильных. На­против, аристократическая мораль по сво­ей сути антиэгалитарна, она не диктует всем их обязанности по отношению ко всем же. Она обращена лишь к некоторым и да­ет им разные права и обязанности по от­ношению к себе подобным и равным, где их

' Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. § 62. // Соч. Т. 2. С. 289.

2 Там же. Во французском переводе — " от­бора и воспитания". — Примеч. пер.


сдерживают ограничения и утонченность, и по отношению к низшим, где они ничем не ограничены:

Те же самые люди, которые inter pares3 столь строго придерживаются правил, на­диктованных нравами, уважением, при­вычкой, благодарностью, еще более вза­имным контролем и ревностью, которые, с другой стороны, выказывают в отноше­ниях друг с другом такую изобретатель­ность по части такта, сдержанности, чут­кости, верности, гордости и дружбы, — эти же люди за пределами своей среды, стало быть, там, где начинается чужое, чужбина, ведут себя немногим лучше вы­пущенных на волю хищных зверей. Здесь они смакуют свободу от всякого социаль­ного принуждения; в диких зарослях воз­награждают они себя за напряжение, вы­званное долгим заключением и огорожен-ностью в мирном сожительстве общины; они возвращаются к невинной совести хищного зверя как ликующие чудовища, которые, должно быть, с задором и ду­шевным равновесием идут домой после ужасной череды убийств, поджогов, наси­лий, пыток, точно речь шла о студенчес­кой проделке... В основе всех этих благо­родных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждаю­щая в поисках добычи и победы белокурая бестия'.

Нельзя не согласиться с Лукачем, который видит в этом отрывке из Ницше первую формулировку той морали " господ", из ко­торой Гитлер и СС сделали хорошо всем известные выводы5. Этого не следует упус­кать из вида, когда желаешь определить, что именно понимал Ницше под " преодо­лением религии" и критикой " философских иллюзий": совершенно очевидно, что в этом он нашел оружие для борьбы против социализма и демократии посредством оп­равдания преступлений и социального уг­нетения.

Ницше сделал из атеизма выводы, пря­мо противоположные тем, которые сделал Маркс. Весьма затемняет эту проблему тот факт, что учения, во всем остальном проти­воположные друг другу, включают в качес­тве общих элементов атеизм и лозунг пре­одоления религии и философии. Поэтому

'Среди равных (лат.). —- Примеч. пер.

4 Ницше Ф. К генеалогии морали. §11// Соч. Т. 2. С. 427-428.

5 См.: Lukacs G. Die Zerstö rung der Vernunft. Der Weg des Irrazionalismus von Schelling zu Hitler. Berlin, 1955.


 

 


необходимо уточнить, что не всякий атеизм обязательно носит революционный харак­тер. У атеизма тоже есть свое духовенство, которое объявляло революцией только свою теорию, но в то же время во имя этой теории ставило в вину Робеспьеру

— который действительно делал Револю­цию — утверждение, что атеизм аристо­кратичен. Разумеется, когда Робеспьер ска­зал, что " идея " верховного существа", ох­раняющего угнетенную невинность и карающего торжествующее преступление,

— это народная идея" ', он игнорировал, причем сознательно, плебейский революци­онный атеизм санкюлотов. Однако утверж­дая, что " атеизм аристократичен" 2, он ко­нстатировал факт, и его можно упрекнуть разве что в том, что он придал ему статус общезначимой истины. Ведь нельзя отри­цать, что атеизм XVII—XVIII веков — это прежде всего атеизм злодеев-господ, ярчай­шим представителем которых является ма­ркиз де Сад. Будучи убеждены, что нет ни Бога, ни бессмертной души, они счи­тали, что вечное ничто гарантирует им безнаказанность, а привилегированное об­щественное положение дает возможность совершать злодеяния и исповедовать пре­ступную мораль. Поэтому Робеспьер не без оснований подчеркивал, что в движении энциклопедистов имеет место сговор меж­ду представителями развращенной аристо­кратии, с одной стороны, а также често­любивой и вместе с тем услужливой бур­жуазией, с другой — на почве циничного и аморального атеизма:

Эта секта с большим рвением пропаганди­ровала материалистический взгляд, кото­рый сильнее всего был принят среди вели­ких и среди умных людей; ей в значитель­ной части обязан тот род практической философии, который ввел эгоизм в систему, рассматривал человеческое общество как войну хитрости, успех — как правило спра­ведливости и несправедливости, честность — как дело вкуса или благопристойности, мир — как владение ловких мошенников3.

1 Робеспьер М. Речь в Обществе друзей сво­боды и равенства 1 фримера II года республики // Избранные произведения: В 3 т. М., 1965. Т. 3. С. 72.

2 Там же.

''Робеспьер М. Речь в Конвенте 18 флореаля II года республики // Избранные произведения. Т. 3. С. 173.


Но цинизм буржуазии, по крайней мере, ставил во главу угла полезность, а не зло­действо: преступление представлялось ей неразумным и бесполезным эксцессом. На­против, философия Ницше восприняла од­новременно и циничную вольтеровскую идею о пользе религии для ловких прави­телей, и аристократическую философию преступления. В этом отношении в истории атеизма она представляет собой существен­ный поворот от того, что было самого испорченного в упадочной аристократии XVIII века, к самому преступному в гитле­ровском безумии.

Что касается Фейербаха, то он знал о су­ществовании имморалистского атеизма и постарался противопоставить ему свой собственный атеизм. Он различал две раз­новидности отрицания Бога. Первая отри­цает Бога, как такового, но не отрицает божественного, которое присутствует, на­пример, в человечестве, поскольку за ним можно признать всемогущество, справед­ливость и доброту. Эта форма атеизма от­казывается лишь относить к Богу предика­ты, которые нравственное сознание почита­ет как божественные. Но эти предикаты отрицает другая разновидность атеизма, которая вследствие этого и является им-моралистским атеизмом. Его Фейербах отождествляет с атеизмом как таковым:

Подлинным атеистом, то есть атеистом в обычном смысле, надо считать не того, для кого божественный субъект — ничто, а того, кто отрицает божественные преди­каты, как-то: любовь, мудрость, справед­ливость. Отрицание субъекта не есть от­рицание предикатов самих по себе".

Примером этого " настоящего атеизма" как раз и является атеизм Ницше, так как он отрицает жалость, справедливость и со­страдание. Это отрицание и есть подлин­ный смысл " преодоления человека", кото­рое совершает сверхчеловек. Такое " пре­одоление" явно противоречиво, поскольку ему удается преодолеть полуживотное сос­тояние расы рабов только посредством жи­вотной разнузданности расы господ. Ниц­ше, безусловно, противопоставляет дикос­ти " белокурой бестии", обращенной вовне,

'Фейербах Л. Сущность христианства. Вве­дение. Гл. 2 // Соч. Т. 2. С. 40—41.


 

 


утонченность отношений с равными. Гит­леризм популяризировал эту моральную раздвоенность в образах гангстера-интел­лектуала и палача — почитателя Гёльдер-лина и любителя Моцарта. Но именно по­добный опыт опровергает все претензии морали господ на утонченность, показывая, что они постоянно уступают побуждениям к насилию и преступлению. Тот, кто хочет стать архангелом зла, в конце концов ока­зывается просто зверем.

Напротив, атеизм Фейербаха поддержи­вает традиционную мораль, причем до та­кой степени, что сохраняет ее религиозную окраску. Когда предикаты морального со­знания относятся не к Богу, а к человеку, они не становятся менее почитаемыми. Та­ким образом, атеизм Фейербаха отрицает не религию, а Бога. На место почитания Бога он ставит культ " божественности че­ловека" 1:

Человек человеку бог — таково высшее практическое основоначало, таков и пово­ротный пункт всемирной истории2.

То, что человек становится для человека богом, в определенном смысле означает критику религии во имя позитивной поли­тики. В самом деле, Фейербах показывает, что религия, по существу, определяет мо­нархическое и патерналистское мировоз­зрение, при котором человек отказывается от эффективных политических действий, потому что всего ожидает от Бога:

С точки зрения религии, Бог — это отец, вседержитель, промыслитель, страж, за­щитник, правитель и владыка земной мо­нархии. Поэтому человек... полагается на Бога, не на человека3.

В современном же государстве человек для удовлетворения своих нужд и стремлений обращается не к Богу, а к человеку. Прак­тическая политическая деятельность, таким образом, " практически" отрицает " религи­озную веру", и это опровержение религии является фактом, засвидетельствованным самими верующими, которые в рамках го­сударства " в наши дни" ищут " помощи

1 Фейербах Л. Сущность христианства. Вве­дение. Гл. 2 // Соч. Т. 2. С. 252, 318.

2 Там же. Гл. 28. Заключение. С. 244.

3 Фейербах Л. Необходимость реформы фи­лософии // Соч. Т. 1.С. 67.


только у человека" 4. Фейербах заключает, что " государства основывались не верой в бога, а разочарованием в нем" 5. Но он тут же переворачивает это утверждение, по­скольку из недоверия к Богу выводит веру в человека — основание новой религии:

...Практический атеизм составляет связь государств; люди входят в государство, потому что в государстве они без бога, потому что государство для людей оказы­вается богом, поэтому государство закон­но присваивает себе божественный преди­кат " величества" 6.

Таким образом, Фейербах не требует от­деления государства от религии или свет­ского характера государства: отрицание Бога государством является для него ут­верждением божественности государства, а отрицание религии политикой — полити­ческой религией. Максима, что человек че­ловеку — бог, несомненно, противопостав­лена культу Бога. Но одновременно она противопоставлена максиме буржуазного атеизма, согласно которой человек челове­ку — волк. Фейербах не видит других спо­собов сделать нравственными отношения людей в сфере политики, кроме как превра­тить политику в религию:

Мы снова должны стать религиозными -— политика должна стать нашей рели­гией7.

Своей критикой теологического аспекта ге­гелевской философии Фейербах поставил себя слева от Гегеля. По существу он и ос­тался левым гегельянцем, развивая свою критику слева в соответствии с тем же са­мым методом, который он критиковал в ге­гельянстве. Для него ошибка последнего состояла в том, что оно вводило внутрь религии ее отрицание через атеизм, вслед­ствие чего " вера не оказывается подлинной верой" 8 и создается раздираемое противо­речиями чудище — " атеистический Бог" 9. Но и сам Фейербах, сохраняя внутри своей критики религии саму религию, очевидно, создавал дополняющее ее чудище религи-

4 Там же.

5 Там же. 'Там же.

7 Там же. С. 66.

8 Фейербах Л. Основные положения филосо­фии будущего. § 21 // Соч. Т. 1. С. 114. 'Там же.


 

 


озного атеизма. Религиозность Фейербаха привела его к признанию того, что " госу­дарство — провидение человека" 1, что " глава государства есть представитель уни­версального человека" 2 и в конечном счете к тому, что " государство для людей оказы­вается Богом" 3. Можно сказать, что Фейер­бах был левым гегельянцем постольку, по­скольку он критиковал теологический ас­пект мысли Гегеля. Но его критика теологии, сохраняя религию, привела к то­му, в чем подлинная левая критика, в част­ности марксистская, будет прежде всего уп-рекать гегельянство: к сакрализации госу­дарства. С этой точки зрения философию Фейербаха можно отнести не просто к пра­вому, но к крайне правому гегельянству.

Ъ) Сохранение религии и философии в процессе их преодоления

Маркс, безусловно, осознавал это про­тиворечие в философии Фейербаха. И он будет критиковать абстрактный характер его гуманизма, вследствие чего отбросит и ту форму, которую принял у него атеизм. В самом деле, Маркс видит, что атеизм типа фейербаховского " утверждает бытие человека" только как " опосредствуемое от­рицанием религии" 4. Очевидное следствие этого заключается в том, что гуманистичес­кий атеизм сохраняет некоторые привед­шие к нему подходы, даже отрицая их; говоря конкретнее, он, отрицая религию, кое-что из нее удерживает. Напротив, соци­ализм — это " положительное... самосозна­ние человека" 5, а не такое самосознание, которое является только лишь следствием отрицания религии. И действительно, соци­ализм видит во всеобщей истории порожде­ние человека человеческим трудом, то есть благодаря его производственному отноше­нию с природой. Поэтому у человека есть

1 Фейербах Л. Необходимость реформы фи­лософии//Соч. Т. 1. С. 67.

1 Фейербах Л. Предварительные тезисы к ре­форме философии. Тезис 64 // Соч. Т. 1. С. 87.

'Фейербах Л. Необходимость реформы фи­лософии//Соч. Т. 1. С. 67.

'Маркс К. Экономическо-философские руко­писи 1844 года. 3 рукопись [XI] // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 127.

5 Там же.


" неопровержимое доказательство своего порождения самим собою" 6. В результате сам вопрос о его сотворении Богом, чуж­дым человеку и природе, " стал практически невозможным" 7, и тем самым атеизм, сво­дящийся к отрицанию такого Бога, теряет всякое значение:

Так как... существенная реальность чело­века и природы приобрела практический, чувственный, наглядный характер... то стал практически невозможным вопрос о каком-то чуждом существе, о существе, стоящем над природой и человеком, — во­прос, заключающий в себе признание несу­щественности природы и человека. Ате­изм, как отрицание этой несущественнос­ти, не имеет больше никакого смысла...8.

Социализм уже не нуждается в опосредст-вовании атеизмом, но непосредственно ис­ходит из " теоретически и практически чув­ ственного сознания человека и природы как сущности" 9. Вот где подлинное преодоле­ние религии и философии. В зрелые годы Маркс даст этому положению точную фор­мулировку в рамках политической эконо­мии. Она станет подлинно конкретным ис­следованием способов человеческого труда и ключом к эффективному преобразованию человеческих обществ.

Как " критика политической экономии", марксистская политэкономия противосто­ит политической экономии в том виде, в ка­ком она была создана первыми теорети­ками капитализма со времен Адама Смита. Маркс упрекает их главным образом в том, что они построили свою теорию исходя из простой эмпирической констатации форм капиталистической экономики и впали в ил­люзию, приняв их за вечные формы эконо­мики. Эмпиризму английской политичес­кой экономии Маркс противопоставляет тотальное видение человеческой истории, которое предсказывает капитализму его судьбу — уступить место бесклассовому обществу в результате пролетарской рево­люции. Тем самым Маркс возлагает на пролетариат решающую историческую роль — вывести человечество в некотором роде за пределы самого себя. В самом деле, согласно марксизму, все общества в исто-

6 Там же. С. 126.

7 Там же. С. 127.

8 Там же.

9 Там же.


 

 


рии были основаны на борьбе классов: значит, в условиях бесклассового общества человечество выйдет за пределы истории. Не раз оспаривалось, что Маркс мог при­писать подобную роль пролетариату путем чисто позитивного рассуждения, и Маркс был вынужден отрицать, будто он хотел основать религию пролетариата:

Если социалистические писатели призна­ют за пролетариатом всемирно-истори­ческую роль, то это никоим образом не происходит от того, что они, как уверяет нас критическая критика, считают проле­тариев богами1.

Решающая историческая задача возложена на пролетариат не потому, что в нем есть нечто божественное, сверхчеловеческое. " Скорее наоборот" — потому, что в нем " практически закончено отвлечение от все­го человеческого, даже от видимости чело­веческого" 2, и он вынужден восстать про­тив бесчеловечных условий своего сущест­вования. В самом деле, " чтобы возможно было угнетать какой-либо класс, необходи­мо обеспечить условия, при которых он мог бы влачить, по крайней мере, свое рабское существование" 3. Однако условия совре­менной промышленности таковы, что идет неумолимое обнищание пролетариата:

Современный рабочий с прогрессом про­мышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Рабочий ста­новится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем население и богатство4.

Следовательно, буржуазия неизбежно ока­зывается все более неспособной и дальше оставаться господствующим классом об­щества, так как она " неспособна обеспечить своему рабу даже рабского уровня сущест­вования" 5.

Можно, безусловно, отвергнуть возра­жения, сделанные по поводу этого анализа, исходя из опыта последних десятилетий, который показывает, что капитализм спо­собен поднять общий уровень жизни наро­да и привлечь на свою сторону довольно

1 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семе







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 682. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия