Студопедия — Занятие 1. 1. Культура как предмет философского анализа и его основные направления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 1. 1. Культура как предмет философского анализа и его основные направления






1. Культура как предмет философского анализа и его основные направления. Цивилизация и культура. Аксиология и семиотика культуры.

2. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.

3. Мораль, искусство, религия как формы духовного опыта человечества.

4. Философия и футурология: будущее цивилизации и культуры.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Раскройте смысл вашей оценки состояния современной культуры. Согласны ли вы с утверждением о ее кризисе? Что позитивного и негативного содержится в «массовой культуре»?

2. Как развивается культура: эволюционно или революционно? Применимо ли к историческому развитию культуры понятие прогресса?

3. Каковы перспективы цивилизационной динамики Беларуси? Дайте кратко-, средне- и долгосрочный прогноз.

Темы рефератов

1. Философия культурыXX в.: основные проблемы и решения.

2. Культурапостмодерна.

3. Феномен идеологии в современном обществе.

4. Утопия и утопическое мышление.

5. Социальная мифология как феномен культуры.

6. Эволюция нравственного идеала в истории общества.

7. Искусство и религия.

8. Проблема кризиса искусства в современном обществе.

9. Религия как форма духовности: специфика религиозно-мистического опыта.

10. Христианство в истории культуры.

11. Феномен мировых религий.

12. Государство и церковь в современном мире: проблема взаимоотношений.

13. Особенности современной цивилизации и тенденции ее развития.

14. Цивилизационная динамика Беларуси: аналитико-прогностический подход.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

2. Самосознание культуры и искусства XX в. Западная Европа и США: Сборник / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. – М., 2000.

3. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, 2000.

Основные положения темы

1. Выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта и др. Долгое время в оригинальной философской литературе понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «культура». Этот подход был характерен для французских просветителей XVIII в. В конце ХIХ – начале ХХ в., как нам уже известно, формируется противопоставление понятий цивилизации и культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сегодня проблемы цивилизационного и культурного развития общества занимают важное место в философских дискуссиях.

2. В духовной жизни общества важную роль играет общественное сознание. В общественном сознании отражается духовная история развития человеческого общества. Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию).

3. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. О ней мы говорим тогда, когда используем категории добра и зла, совести и общественного мнения. Моральное сознание и отношения – предмет этики – философской науки о морали. Мораль – продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука – это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство – познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах культуры. В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (институты).

4. Футурологией называется совокупность представлений о будущем человечества. Научное прогнозирование будущего опирается на познание законов природы, общества и человеческого мышления. Оно не является утопией. Футурологические прогнозы и философские исследования современного информационного общества близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника. Однако, если современные футурологические прогнозы иногда связаны с абсолютизацией достижений современной НТР, то философская рефлексия о будущем обычно более сдержанна. В ней обычно ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостных образах человека, общества и человечества.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

3. Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 1993.

4. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. – М., 1982.

5. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия. – М., 1994.

6. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. – М., 1993.

7. Берков В.Ф. Общая методология науки: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

8. Берков В.Ф., Касперович Г.И., Щекин Н.С. Философия. Ч.III. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

9. Бродель Ф. Время мира: материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. Т 3. – М., 1992.

10. Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. – Пермь, 1996.

11. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. – М.: Политиздат, 1990.

12. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

13. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

14. Власть и право: из истории русской правовой мысли. – Л., 1991.

15. Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989.

16. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1995.

17. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

18. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

20. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

21. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

22. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – Тверь, 1997.

23. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1969.

24. Гуннар Скирбек, Нилс Гилье. История философии. – М., 2002.

25. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993.

26. Духовная культура: идеи, история, реальность. – Казань, 1994.

27. Западноевропейская социология XIX - начала XX веков. – М., 1996.

28. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокуль-турные традиции. – Мн., 1987.

29. Ивин А.А. Введение в философию истории. – М., 1997.

30. Ильин В.В. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1996.

31. История и философия культуры. – М., 1996.

32. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюция стратегии. – М., 1995.

33. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

34. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1972.

35. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998.

36. Краткая история философии. – М., 1996.

37. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

38. Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1994.

39. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

40. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полное собрание сочинений. Т. 18.

41. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

42. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

43. Маркс К. Философия. Современность. – М., 1994.

44. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1993.

45. Материалистическая диалектика как общая теория развития. – М., 1982.

46. Митрохин Л.Н. Философия религии. – М., 1993.

47. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М. 1997.

48. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М., 1994.

49. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997.

50. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

51. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

52. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

53. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

54. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.

55. Основы онтологии: Учебное пособие. – СПб., 1995.

56. Очерки философии социального действия. – Мн., 1994.

57. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. – М., 1965.

58. Подпорин И.Г., Новиков В.Т. Философия. Ч.IV. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

59. Поздняков П.А. Философия государства и права. – М., 1992.

60. Понедельников А.В., Старостин А.М. Введение в политическую элитологию. – Ростов-на-Дону, 1998.

61. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

62. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996.

63. Религиозные традиции мира: В 2 т. – М., 1996.

64. Реснер Л.И. Историческое общество как единство формационного и цивилизационного начал // Цивилизация. Вып. 1. – М., 1992.

65. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии. 1996. № 3.

66. Русская философия права: Антология. – СПб., 1997.

67. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

68. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

69. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб., 1995.

70. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М., 1990.

71. Смирнов А.Н. Фактор времени в жизни общества. – М., 1986.

72. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

73. Социокультурное пространство: структура и процессы. – М., 1996.

74. Социология конфликта. – М., 1996.

75. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

76. Степин B.C., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

77. Структура общества и массовое сознание. - М., 1994.

78. Таркан И.И. Философия. Ч.I и II. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

79. Теория познания: В 4 т. Т. 4. Познание социальной реальности. – М., 1995.

80. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2001.

81. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2002.

82. Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 2001.

83. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2002.

84. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2002.

85. Философия власти. – М., 1993.

86. Философия истории: Антология. – М., 1996.

87. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

88. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 1990.

89. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

90. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

91. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

92. Харин Ю.А. Материалистическая диалектика и ее альтернативы: В 2-х ч. – Мн., 1991.

93. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1998.

94. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1998.

95. Элиаде М. Космос и история. – М., 1997.

96. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 








Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 571. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия