Студопедия — Ние гражданскому закону — одно из требований естественного закона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ние гражданскому закону — одно из требований естественного закона






В целом Гоббс дает следующее определение гражданского

закона: " Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не со­гласуется с правилом" 1.

С позиций светского идеолога Гоббс утверждает, что " вера и тайные помышления человека не подчиняются приказаниям" 2. И вообще святое место " бессмертного бога" в философско-правовом учении Гоббса прочно занято государством (" смертным богом", Ле­виафаном). " Я поэтому заключаю, — подчеркивает он, — что во всех вещах, не противоречащих нравственному закону (т. е. естест­венному закону), все подданные обязаны повиноваться как божест­венным законам тому, что будет объявлено таковыми государст­венными законами" 3.

Законодательство, следовательно, становится орудием прове­дения в жизнь не только приказов суверена, но и его духовных, идеологических установок и воззрений. Этот диктат власти допол­няется обосновываемыми Гоббсом положениями об управленческих, контрольных и цензорских полномочиях суверена относительно научных доктрин и общественного мнения.

В целом гоббсовская философия права и государства носит антилиберальный и антииндивидуалистический характер. В своей трактовке закона (всего позитивного человеческого законодатель­ства) как приказа суверена Гоббс противопоставляет закон (граж­данский, государственный) и право (естественное) таким образом, что закон резюмирует в себе лишь несвободу, бесправие и обязан­ности подданных по отношению к суверену и свободу, полновла­стие и полномочия суверена по отношению к подданным.

В философско-правовой концепции Гоббса отсутствуют идея правового закона, понимание закона и государства как форм сво­боды в цивилизованном, гражданском состоянии.

Свобода людей в трактовке Гоббса — это синоним критикуе­мого им (применительно к индивидам) естественного права и со­стояния войны. Вместо этой свободы он признает и буквально обо­жествляет свободу государства и суверенной власти. По смыслу гоббсовской концепции, для достижения гражданского состояния и мира людей надо лишить естественных прав и свобод, наделив та­ковыми лишь государство: переходу людей из естественного в гра-

ясданское состояние здесь корреспондирует перемещение (и бытие) гражданской власти (государства) в естественное состояние.

Сформулированная Гоббсом концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника бур­жуазного юридического позитивизма. Ведущие представители этого направления (Д. Остин, Ш. Амос, К. Гербер, П. Лабанд, Г.Ф. Шерше-невич и др.) отстаивают (в той или иной модификации и вариации) основную идею гоббсовского этатистского правопонимания: позитив­ное право (у Гоббса — позитивный закон) — это приказ суверена.

Так, Дж. Остин характеризовал право как " агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном", и под­черкивал: " Всякое право есть команда, приказ" 1. Так же и согласно Ш. Амосу, " право есть приказ верховной политической власти го­сударства с целью контроля действий лиц в данном сообществе" 2. Г.Ф. Шершеневич придерживался аналогичных воззрений. " Вся­кая норма права, — писал он, — приказ" 3. Право, по его оценке, — это " произведение государства", а государственная власть харак­теризуется им как " тот начальный факт, из которого исходят, цеп­ляясь друг за друга, нормы права" 4.

Основное различие в подходах Гоббса и названных позитиви­стов в XIX в. к праву состоит в том, что Гоббс, допуская естествен­ное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое. Но и Гоббс, как мы видели, по существу отрицает для граждан естественное право в государ­ственном состоянии.

Существенно общее в их позициях заключается в том, что в условиях государственности правом признается лишь позитив­ное право (позитивный закон), понимаемое как властный приказ. Отрицание объективных свойств права сопровождается здесь вез­де подменой правовых качеств закона (и так называемого позитив­ного права вообще) его властно-приказным характером.

Своим приказом государственная власть порождает право — таково кредо данного типа правопонимания, подлинная суть кото­рого проявляется в утверждении: все, что приказывает государст­венная власть, есть право. Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного смысла и имеет для приверженцев юридико-позитивистского подхода лишь субъективный и формальный характер: явный произвол, санкцио­нируемый определенным субъектом (государством) в определенной форме (в форме того или иного акта — закона, рескрипта, декрета и т. д.), безоговорочно признается правом.

1 Там же. С. 208. ''/*.',

| Там же. С. 223.

3 Там же. С. 223_224.

1 Austin J. Lectures on Jurisprudence or the Philosophy of Positive Law. London, 1873, vol. 1, p. 89, 98. < •_ ! Amos Sh. A systematic View of the Science of Jurisprudence. London, 1872, p. 73^ (

3 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. M., 1910. Вып. 1. С. 281. *

4 Там же. С. 314. : »«*'*

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени

Юридический позитивизм тем самым расписывается в своей полной беспомощности установить какие-либо научно значимые объ­ективные критерии отличия права как особого социального явле­ния от иных феноменов (как от произвола и бесправия, так и, ска­жем, от морали) и ограничивается указанием на авторитет власти как единственный критерий для данного отличия. В позитивист­ской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности. Получается, что властным приказом ре­шаются задачи не только субъективного характера (формулирова­ние норм законодательства), но и объективного плана (формирова­ние, создание самого права), а также собственно научного профиля (отличие права от произвола и вообще от неправовых явлений). Во всем этом отчетливо проявляются этатистские корни и установки всех направлений так называемого юридического позитивизма, который по сути дела является легистским позитивизмом или, про­ще говоря, легизмом.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 628. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия