Студопедия — Теологическая западноевропейская философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теологическая западноевропейская философия






Теологическая философия зарождается в I-V вв. н.э. в Римской империи и достигла высшего расцвета в V-XIII вв. н.э. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии были: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Августин Блаженный (354-430), Боэций (480-524). Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1102), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.)

Теологическая философия Средневековья мало внимания уделяет рассмотрению природы и её явлений, так как главный предмет философских исследований – Бог. Основой философствования выступали религиозные догмы о творении и откровении. В теологической средневековой философии сглаживается противоречия между идеализмом и материализмом. «Религиозная антропология» в данной философии представлена в идее о выделении человека из природы как творения Божьего, созданного по его образу и подобию (и имеющего божественную сущность). Человек обладает свободой воли в рамках Божественного предопределения. Также для религиозной антропологии характерна идея воскрешения человека из мертвых (как души, так и тела) при богоугодном поведении. Также целью человеческого существования объявляется спасение, путь к которому (как для человечества, так и для мира в целом) указал Христос. В гносеологической проблематике теологическая философия также опиралась на Бога в качестве основы познания, считается, что только через веру в Бога и через его познание мир познаваем. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью, традиционностью, повернутостью в прошлое. В значительной мере она была оторвана от реально мира, от повседневных проблем и отличалась непримиримостью к противоположным точкам зрения. Основными чертами западноевропейской теологической философии были:

- теоцентризм ( главная причина всего и главная реальность, предмет философских исследований - Бог);

- изучение космоса, природы уделялось мало влияния, т.к. они творения Бога;

- философствование определяли религиозные догматы;

- человек - творение Бога;

- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

- идея воскрешения человека из мертвых;

- догмат о спасении окружающего мира и человека;

- мир познаваем через познания Бога;

- замкнутость, традиционность.

Основополагающими догматами, как уже говорилось выше, были догматы творения и откровения. Догмат творения отстаивал принцип креационизма, считая Бога вечным, всемогущим, постоянным и всепроникающим, единственным творческим началом во Вселенной, подлинным бытием. Природа не может творить сама себя. Сотворенный актом Божественной воли мир не является подлинным бытием, вторичен по отношению к Творцу, в силу чего он несамодостаточен, непостоянен, изменчив и временен. Его основные положения:

а) Бог сотворил окружающего мир из ничего;

б) творение мира - акт божественной воли;

в) мир сотворен благодаря могуществу Бога;

г) природа не может творить сама, творить может только Бог;

д) Бог вечен, постоянен и всепроникающий;

е) мир вторичен, подменное бытие - только Бог;

ж) мир изменчив и временен;

з) нет четкой границы между Богом и его творением;

Догмат откровения утверждает, что Бог недоступен для познания человеческим разумом без разрешения самого Бога познать себя через откровение – Библию, её толкование на основе веры. Познание Бога, следовательно, происходит сверхъестественным путём. Мир же можно познать, только познав Бога. Его основные положения:

а) мир можно познать, только познав Бога;

б) Бог не познаваем, но сам разрешил познать себя через откровение (Библию);

в) единственный способ познания всего - толкование Библией;

г) Бога можно познать только сверхъестественным путём, через веру;

д) проблема добра и зла;

е) окружающий мир сотворен Богом;

ж) Бог - носитель сосредоточение добра и справедливости;

з) мир изначально добр, зло в мир приносит дьявол через свободную волю человека;

и) зло часто маскируется под добром и добивается своих целей;

к) в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но добро должно одержать победу.

Особое место в теологической философии данного периода занимает проблема добра и зла. Согласно ей, Мир сотворен Богом, сосредоточением добра и справедливости. Поэтому мир изначально добр. Зло в мир привносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Зло часто маскируется под добро и добивается своих целей. В мире идёт постоянная борьба между добром и злом, но должно победить добро, так как мир – творение абсолютного добра – Бога. Западноевропейская философия прошла два этапа развития:

- патристика (от лат. padre – отец) - философское обоснование догматов, создание целостного теологического учения - учение отцов церкви.

- схоластика (от лат. schola – школа) - оторванность от реальной действительности, консерватизм, догматизм, схематичность, учительство,.доказательство догматов и решение основных теологических проблем логическим путем). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Знание, по мнению религиозной философии, делится на сверхъестественное (божественное откровение) и естественное (отыскиваемое разумом). Схоластики по вопросу о сущности и существовании подразделялись на реалистов (подлинно существуют не сами вещи, а общие понятия – универсалии – Ансельм Кентерберийский и др.) и номиналистов (считали, что реально существуют лишь конкретные вещи, а так называемые универсалии – лишь имена вещей – Пьер Абеляр и др.).

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2629. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия