Студопедия — Культура. Советская власть победила в стране с относительно низким уровнем грамотности и культуры населения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура. Советская власть победила в стране с относительно низким уровнем грамотности и культуры населения






Советская власть победила в стране с относительно низким уровнем грамотности и культуры населения. В 1919 г. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности. Обучение было объявлено обязательным для всего неграмотного взрослого населения. Были изданы новые буквари и пособия, проникнутые революционными идеями, созданы особые школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане привлекались к работе по обучению неграмотных в порядке трудовой повинности. За годы гражданской войны было обучено грамоте 7 млн. человек. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России грамотными были 319 человек (в конце ХIХ века – 223).

Изменилась организация школы. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоящая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились совместно. Работой школы руководили ученические комитеты (учкомы), находившиеся под влиянием комсомола. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм.

Советское руководство взяло под особый контроль высшее образование. С целью формирования трудовой интеллигенции было увеличено число вузов. В 1920 г. в России насчитывалось 244 вуза, в том числе 16 университетов (против 91 вуза и 8 университетов в 1913 г.). Число студентов возросло с 125 до 206 тысяч. Однако качественный состав студенчества ухудшился, так как прием в вузы осуществлялся теперь на основе социального происхождения. Обучение в вузах совсем неподготовленных людей оказалось невозможным, поэтому в 1919 г были созданы рабочие факультеты (рабфаки), слушатели которых за три года овладевали курсом четырех-шести старших классов школы. Для подготовки работников партаппарата и пропагандистов были созданы так называемые комвузы и совпартшколы.

Большевики уделяли большое внимание развитию технических и общественных наук. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ. В нем работали видные ученые: химики А.Н.Бах, Н.Д.Зелинский, геолог И.М.Губкин. В Петрограде был создан Рентгенологический и радиологический институт во главе с академиком А.Ф.Иоффе. Позднее из него выделился Физико-технический институт, сыгравший огромную роль в развитии отечественной физики.

Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены в искусстве. Страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный ломкой старого мира. Модернистские течения символизма и акмеизма с характерным для них декадентским мироощущением постепенно изживали себя. В первые послереволюционные годы на первый план в отечественном искусстве выдвинулись деятели художественного авангарда, представлявшие “левые” течения искусства. Они участвовали в оформлении массовых празднеств (мистерий) победившей революции в Петрограде, Москве, провинции; подключились к осуществлению плана монументальной пропаганды, по которому предполагалось установить 66 памятников предтечам Октябрьской революции.

Художественная деятельность авангардистов приобрела характер мифотворчества. Главным мифом, который своими средствами творил авангард, был миф о рождении нового мира. Как полагали многие представители русского авангарда, им выпала уникальная возможность распространить свое влияние на всю Россию, сделав ее ареной не только социальных, но и художественных миростроительных экспериментов.

Различные направления авангардизма в живописи разрабатывали К.С. Малевич, П.Н. Филонов, П.П. Кончаловский, К.С. Петров-Водкин, В.Е. Татлин и др. При этом мыслящие и творящие в духе авангарда художники, скульпторы, архитекторы, поэты и писатели были склонны к отказу от классического наследия, призывали сбросить Пушкина и Рафаэля с “парохода современности”. Сторонники такого радикализма, литераторы и критики, создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.

Государство в первые послереволюционные годы почти не вмешивалось в литературно-художественные вопросы, в эстетические дискуссии. Нарком просвещения А.В.Луначарский говорил: “Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета”.

Представители авангарда пытались монополизировать советское искусство, но им это не удавалось. В культуре продолжали существовать течения традиционного плана. Эстетики реализма придерживались И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, С.В. Малютин и др.

В 1920 г. в Москве возник Союз художников и поэтов “Искусство-жизнь”, который выпустил два номера журнала “Маковец” (по названию холма, на котором Сергий Радонежский основал Свято-Троицкий монастырь). Вокруг журнала вскоре возникло одноименное объединение, куда входили С.В.Герасимов, В.Н.Чекрыгин, Н.А.Чернышов и др. Представители “Маковца” обратились к языку русской иконы и фрески.

Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры стояли, как правило, на левых позициях, отрицая старое театральное искусство. Среди идеологов “театрального Октября” самое видное место занимал В.Э.Мейерхольд. Первые советские пьесы (напр., “Мистерия-буфф” В.В.Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано гражданской войной.

С особым вниманием Советская власть относилась к кинематографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими возможностями. Не случайно Ленин назвал кино “важнейшим из искусств”. Первые советские художественные фильмы стали выпускаться еще в годы гражданской войны. В 1920 г. вышел в прокат “Броненосец Потемкин” С.М.Эйзенштейна, завоевавший мировую славу.

Судьба многих выдающихся русских писателей, художников, композиторов в эти годы складывалась весьма драматично. Оказались в эмиграции С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.В.Кандинский и многие др. А.А.Блок, радостно принявший Октябрьскую революцию и выразивший это восприятие в поэме “Двенадцать”, умер в 1921 г. в состоянии крайней нужды. В том же году по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре был расстрелян Н.С.Гумилев.

Позитивное значение имели принятые в 1918 г. советским руководством решения о переводе российского календаря на новый стиль и о реформе русской орфографии. Из алфавита были исключены некоторые устаревшие буквы (ер, ять и др.), вследствие чего орфография значительно упростилась.

Таким образом, в исследуемый период в советской культуре и просвещении создавались основы для реализации плана “культурной революции”, который Ленин изложил в статье “О кооперации”.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 570. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия