Студопедия — ВИДЫ ПЕРВОНАЧАЛ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВИДЫ ПЕРВОНАЧАЛ






в Античной философии

 

Старшие физики Первоначала (архэ) Младшие физики Отношения первоначал
Фалес Вода   Эмпедокл Любовь Вражда
Анаксимен Воздух
Гераклит Огонь
  Земля Ксенофан
Анаксимандр Апейрон    
Парменид Бытие    
Зенон Тепло Холод Сухое Влажное  
Пифагор Число (числовая структура)    
  Нус (Ум) Гомеомерии (семена вещей) Анаксагор
  Атом пустота Демокрит
         

 

 


 
 
ВОДА


ЗЕМЛЯ
ОГОНЬ
ВОЗДУХ
ФАЛЕС

ЛЮБОВЬ
АНАКСИМЕН ЭМПЕДОКЛ

 

ВРАЖДА
ГЕРАКЛИТ

 

КСЕНОФАН

 

 

АПЕЙРОН

АНАКСИМАНДР

АТОМЫ

ДЕМОКРИТ

ПУСТОТА

ЧИСЛО
ПИФАГОР

 

 

НУС(УМ)

 
 


АНАКСАГОР

ГОМЕОМЕРИИ

 

 

.



Классический период

В истории Древней Греции 5 в до н.э. – период крушения одних представлений и становление новых. В атмосфере неустойчивости, изменчивости мира люди задумываются над будущим, над собственной природой. Философское внимание с космоса переносится на человека. Поскольку природа существует вне морали, то человеческие поступки должны соответствовать законам природы. Но когда центральной философской проблемой становится человек (антропологизм), это заставляет мыслителей обратиться к этическим проблемам.

Софистика (Sophistic)

Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческо­го слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».

Софисты — это условное наименование ряда древнегреческих мыс­лителей, живших в V — первой пол. IV в. до н.э.

Софисты—платные «учителя мудрости», благодаря которым знания становятся доступными и приобретают общественное значение.

Исходный интерес софистов к обществу и человеку выражен в положении одного из лидеров софистики Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Истина относительна, но не произвольна, но это справедливо лишь для суждений об обществе, но не для учения о природе. Изучению природы софисты почти не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, и за­коны общества, возникающие по человеческому установлению (relativus – относительный). Но относительность этических норм не произвольна, она регулируется общественным запросам.

Они учили владению эристикой (eris – спор), механизму операции логической мыслью, как важным оружием в общественной и частной жизни. Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для разработки логики.

 

Релятивизм (relativus – относительный) Эристика (eris – спор)
Относительность (но не произвольность) всего существующего, в том числе истины и знания. Ощущение (по мнению Протагора) не может ошибаться, показывая какое состояние лучше, а какое хуже. Но «лучше» и «хуже» не значит, что одно - истина, а другое - нет. Например, суждение: «Больного надо вылечить, а мерзнующего согреть». Ни одно свойство вещей не существует безотносительно. Значит, вещи зависят от организации воспринимающего субъекта. Но не учитывается единство чувственного и рационального. В результате, рассматривается только тот тип истины, который характерен только для суждений об обществе, а в случае их неэффективности, заменяются другими. Человек познает сущее мыслью и выражает словом, но сущее не совпадает со словом и мыслью. След., человек – мера не только вещей, но и мнений (Горгий). Поэтому, слово относительно, и им необходимо владеть как искусством красноречия (риторика), как лингвистическим методом познания. Как следствие появляется синонимика (Продик) – искусство различения близких по значению слов. Отсюда, приоритет логике спора и обоснования, то есть форме спора, чем содержанию и предмету спора, что важно, например, в политике. Все это привело к появлению софизмов («То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательго, ты их имеешь»).  

 


СОКРАТ

(469-399 гг. до н.э.)

В противоположность своему современнику Демокриту, считал ненужным и даже вредным изучение природы, потому что человек не способен управлять природными явлениями. Сущностью человека Сократ считал душу (psyhe), как «сознающее Я», то есть разум. Поэтому следует заботиться не столько о теле, сколько о душе. Высшая задача – научить людей взращиванию души, формированию разума и разумного (нравственного) поведения. Истинные ценности не связаны с внешним (богатство, слава) и телесным (жизнь, физическое здоровье, красота) состоянием человека. Безнравственный поступок – плод незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Никто не грешит сознательно. Тот, кто совершает зло, делает это по незнанию. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло. Тремя основными добродетелями Сократ считал:

– умеренность (знание, как обуздывать страсти);

– храбрость (знание, как преодолевать опасности);

– справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Истинное знание – усмотрению общего в вещах. В отличие от софистов, Сократ верил в возможность объективного знания. Он не обещал ученикам, что раскроет им истину, он предлагал им совместно искать ее в дружеской беседе. Этот диалог, так называемый «сократический метод» («майевтика» - родовспоможение) предназначен для конкретной цели - обнаружить сущность исследуемого объекта. При этом сущность объекта должна быть общей для всех возможных вариантов.

 

 

Проблема знания Метод познания Этика
Бытие без причины – это лишенное разума и порядка вещество (телеологическая установка). Причина – духовное начало (цель и замысел бытия), а не природное явление. Целесообразность в природе – разумное, справедливое, благое и должное, то есть этическое начало. Причина и бытие соотносятся так же, как душа и тело. След., главное – знание бытия, как результат познания в понятиях. Знание - единственный регулятор человеческого поведения, самопознание – ведет к пониманию человеком разумного ведения собственных дел, отсюда: «Познай самого себя». Сократический метод – майевтика, представляет собой диалектический разбор проблемы путем рассуждения собеседни- ков, что дает возможность участникам восстанавли- вать (припоминание – анамнесис) знания бес- смертной души, то есть духовно возрождаться. Происходит это поэтапно: Первый этап: «Я знаю, что ничего не знаю» -подлинное знание, это не мнение, а предмет философствования; Второй этап: ирония – освобождает человека от иллюзий, в том числе в отношении самого себя; Третий этап: логические и моральные усилия в процессе диалога. Четвертый этап: рождение решающей мысли, дающее счастье (эвдем) и свободу.   Сторонник эвдемонизма (eudemonia – счастье): цель жизни человека – достижение счастья. Счастье – разумная, целе- сообразная добродетель-ная жизнь. Добродетели (умеренность, храбрость, мужество, благочестие, справедливость и т.д.) представляют собой объективные знания, кото-рые играют регулирующую роль в поведении чело-века и общества в целом. В силу нежелания человека идти по трудному пути обретения знаний, моральные нормы вынуждено обретают форму закона. Законопослушание отличает культурного человека от варвара.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 893. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия