Студопедия — Билет 14. Вопрос 2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» – книга первых повестей Н.В. Гоголя. Черты романтизма и реализма. Фантастика и реальность.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 14. Вопрос 2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» – книга первых повестей Н.В. Гоголя. Черты романтизма и реализма. Фантастика и реальность.






1-я часть книги вышла в сент. 1831 г., 2-я – в марте 1832 г. П. высоко оценил «истинно веселую книгу», отметил ее искреннюю и непринужденную веселость, местами «поэзию» и «чувствительность».

Опираясь на свой жизненный опыт и хорошее знание сельской жизни украинцев, изучая лит. источники – «Энеиду» И. Котляревского, комедию П. Гулак-Артемовского «Пан та собака» и народную поэзию, Гоголь обратился к поэтич. облику и быту вольнолюбивого украинского казачества. Это было совершенно новое искусство, изумившее современников.

Г. не пошел ни по пути натуралистич. и грубо-комического изображения отрицат. черт крестьянской жизни, ни по пути ее сентиментальной идеализации. «ВХД» тесно связаны с поворотом передовой рус. лит-ры к народности. Новизна – в поэтизации сельской жизни и простого человека (Белинский).

Реакционная критика встретила «ВХД» враждебно, увидев в них выражение вкусов простого народа.

Народность - не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта крестьянства, но в правдивой обрисовке черт нац. характера народа, проникновении в сущность народного духа. «Не будучи по происхождению из народа… Гоголь принадлежал к народу по своим вкусам и по складу своего ума» (Герцен).

Осн. прием повествования – сказ (события от лица рассказчика). Своеобразный язык, близкий к устной речи. Рассказчики Г. – носители нар. начала (разделяют народную неприязнь к панству, веру в нечистую силу), народна сама манера их речи. Славянизмы для создания юмористич. оттенка речи.

Предмет изображения – повседневная народная жизнь с ее радостями и горестями. Воссоздан облик народа: его наивные верования, полнота его чувств, житейская мудрость, чистота народной души, поэтич. представления нар. среды.

В «ВХД» действуют вольные казаки, не знающие крепост. права, их жизнь очищена от тлетворного духа порабощения (укр. народ был закрепощен указом Ек. 2 лишь в 1783 г.). «Вечер накануне Ивана Купала»: время, когда «казаковал почти всякий» и были памятны «молодецкие дела» казацких атаманов (Подковы, Полтора-Кожуха, Сагайдачного и др.). «Заколдованное место» и «Пропавшая грамота»: о событиях рассказано со слов деда-запорожца. «Ночь перед Рождеством»: действие относится ко времени уничтожения Запорожской Сечи (70-е гг. 18 в.) Лишь 2 повести – «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница» - посвящены современности. Но и здесь – свободолюбие и чувство собств. достоинства у героев. Вольнолюбие как основа нац. характера: образы Грицько, Вакулы, Левко, Данилы Бурульбаша. В народной среде сохранились здоровые начала, нравственная сила. Антитеза казенно-бездушному, меркантильно-эгоистическому Петербургу (романтическая антитеза: образы смелых, сильных, свободолюбивых казаков противоп. петербургским «существователям». Идеал героя, борющегося за свободу (по без политич. окраски).

Г. обращается к героич. прошлому запорожцев. Смелость и храбрость зап. казака в «Пропавшей грамоте». Героич. тема в «Страшной мести»: историко-героическое произв., интерес Г. к славному прошлому Украины, к борьбе с польской шляхтой. В образе Данилы Бурульбаша переданы нац. черты укр. народа, готового идти в огонь и воду за свою честь и независимость. Битва героя с польскими панами предваряет широкое полотно «Тараса Бульбы».

Драматизм: наряду с красочным образом радостной Украины даны образы существователей, погрязших в лени и невежестве. Враждебные силы, омрачающие народное счастье - собственничество, деньги, произвол властей. «Вечер накануне Ивана Купала»: злая сила, разрушающая счатье Путруся и Пидорки – золото, добытое пролитием невинной крови 6-летнего Ивася, брата Пидорки. В сатирич. тонах характеризуются представители власти – голова, писарь, духовенство. Принципы реализма, обозначившиеся в «Вечерах», неразрывно связаны с гог. комизмом как выражением критической оценки явлений действительности.

Пафос «ВХД» - в прославлении радостей жизни, народного веселья и молодечества (пафос этот питался из укр. народной поэзии, для Г. - главном источнике худож. познания духа и форм нар. старины). Отсюда юмор и светлое жизнерадостное настроение «ВХД», их нац. колорит.

Лиризм повестей, «задушевность и теплота» (Чернышевский).

Г. – великолепный пейзажист-лирик. Красота укр. природы, воссоздание и прекрасной майской ночи, и упоительного, роскошного летнего дня Малороссии. Психологизм пейзажа. «Майская ночь»: печальной истории паночки предшествует грустная картина пруда, заросшего темные кленовым лесом и оплакиваемого вербами. «Ночь перед Рождеством»: веселье девушек и парней на фоне морозной, «весело смеющейся ночи».

Фантастическое и реальное. Народная фантастика, данная в гротескных формах, лишена у Г. мистического характера. Она окрашивается чертами реального быта. Фантастика и реальность в повестях Г. «образуют собою конкретную поэтич. действительность, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль» (Белинский). Фантастич. элемент в «ВХД» отличается от мистич. фантастики таких романтиков, как Жуковский, нем. Тик и Гофман. Нем. романтики использовали народные легенды, фантастику для утверждения ирреальности, иллюзорности действительности (подлинная сущность жизни м.б. постигнута посредством мифологич. сознания). Г. же использует фантастику для создания сатирич. образов, подсказанных жизнью. Рисует фантастич. персонажей – ведьм, чертей, являющихся воплощением отрицат. качеств. Как и в нар. сказках, нечистая сила у Г. – носительница подлости, жестокости, лакейства. Поэтому она враждебна народу, хотя фантастич. образы выражали нар. представления, крестьянские предрассудки и суеверия. Сам Г. относился к ним с насмешкой.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» - повесть из помещичьей жизни. С повестями об укр. народе связана по констрасту. Духовное убожество помещиков и застойная ограничеснность их быта ярко оттеняют широту и кипучесть нар. жизни, благородство нар. характеров. Этой повестью начинается в творчестве Г. критич. изображение дворянско-помещичьего класса. «ИФШ» - связующее звено между «ВХД» и «Миргородом». С др. ст., народная героика «Вечеров» будет развита в героич. образах «Тараса Бульбы».

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия