Поэмы Некр о народеПоявились из ролевой лирики. Он начал писать поэмы в 60-е годы, т.е. все поэмы о народе написаны уже после отмены крепостного права. Поэма "Коробейники" 1861 г. - образец ролевой лирики. Начало поэмы стало русской народной песней: Ой, полным-полна коробушка... Стилизация русского фольклора, песни, былины. С этой поэмой появляется тема дороги. Коробейники Федотыч и Ваня и лихой разбойник. Ценность этой поэмы - сама организация слова, стилизация. "Мороз, красный нос" 1863 г. Сост. из двух частей. Первая - "Смерть крестьянина", вторая - "Мороз, красный нос". Первая поэма была собственно-фольклорной, стилизацией, то эта - только во второй части. Но в центре поэмы - судьба крестьянской семьи: смерть кормильца Прокла, его жена Дарья едет похоронить мужа и отправляется в лес за дровами, там появляется мороз, она начинает засыпать и замерзать, в состе волшебного сна она вспоминает прошлую счастливую жизнь. Разворачивается тема русской женщины. Принципиальная позиция Некр о её особо тяжёлой судьбе. Утроенное рабство. Но "Есть женщины в русских селеньях...". «Железная дорога» 1864 г. Нескко страниц, но в восприятии самого Некр это поэма. В 60-е годы в России появилась первая железная дорога, к. соединила Мск и Пб. Это событие мощно обсуждалось в прессе. Некр вносит в обсуждение своё слово: вся поэма строится как спор о том, кто на самом деле построил дорогу. Тема ребёнка, молодого поколения, к. рассказывают о том, какова реальная жизнь, момент просвещения и обучения молодого поколения. Лирический герой Некр: эту дорогу построил народ ценой тысяч и тысяч жизней, в изображении лирич. героя по краям дороги стоят призраки людей, погибших на этом строительстве, - цена прогресса. Важно, что тема дороги продолжается, но дорога становится железной, железная дорога - современная жёсткая цивилизация. Эта тема развернётся у ЛНТ в "Анне Карениной" и "Воскресении". Поэмы о декабристах В конце 50-х - нач. 60-х были реабилитированы все декабристы. Те, кто выжил, стали возвращаться в Россию. Это важный духовный опыт. "Дедушка" 1870. О мальчике Саше, к. увидел на стене портрет молодого генерала и спрашивает, кто это. Затем дедушка возвращается, его образ связан с Сергеем Волконским, к. вернулся из ссылки старцем, его фигура будет запечатлена во многих прз современников. Мощная личность. Поэма - о дружбе мальчика с дедушкой: почему ты умеешь пахать? - Вырастешь, Саша, узнаешь. Дедушка чувствует, что его силы угасают, и говорит, что скоро придётся поведать мальчику тяжёлую быль. «Русские женщины» 1871-1872 г. Две части. Первая - "Княгиня Трубецкая", вторая - "Княгиня Волконская". Особое явление в декабризме - жёны. Существенную роль играет тема дороги, дорога в Сибирь. Некр пытался создать стилизацию этой эпохи и русской поэзии того времени. Трубецкая в дороге вспоминает своё блестящее прошлое, в Иркутске говорит с губернатором, к. пытается её остановить, даже угрожает лишить её всех дворянских прав, но без толку - создаётся образ героической русской женщины. Вторая часть. Подзаголовок: "Бабушкины записки", княгиня вела записки, к. были опубликованы, т.ч. это поэтич. пересказ реальных записок. Записки обращены к внукам. Более эпич. развёрнутое описание семьи генерала Раевского. П путешествовал по Крыму с этой семьёй, и Некр вводит воспоминания Волконской об этом. Она вышла замуж не по любви, но после восстания уехала за мужем в Сибирь. В эту часть входит библейское начало: в воспоминаниях Волконская, достигнув Нерченска, ищет своего мужа и узнаёт, что все в каменоломнях, и идёт туда - картина выстроена как погружение в ад, и святые мученики в аду. Т.ч. Некрасова упрекали в театральном жесте: когда Волконская увидела своего мужа в кандалах, она встала на колени и поцеловала его оковы, - но так было в реальности. Тема ада и святых в аду - так Некр интерпретирует подвиг декабристов.
«Кому на Руси жить хорошо» Ист. создания. 1683-1877 гг., незакончена. Освобождение крестьян - то, за что Некр боролся всё время, но реформы прошли сложно, и стало понятно, что народ не готов к этой свободе. Политические свободы - светлые идеи русской интеллигенции. Ключевая проблема: "Народ освобождён, но счастлив ли народ?". Что нужно русскому народу, что ему дороже: счастье или свобода. Свобода влечёт за собой ответственность - то, от чего крепостной народ был отучен веками. Некрасов не закончил поэму. Ещё при жизни публиковал по частям, было опубликовано четыре части: 65 - "Часть первая", 72 - "Последыш", 73 - "Крестьянка", 76-77 - "Пир на весь мир". Это не все задуманные части. Осталось много черновиков, Некр при жизни никогда не собирал поэму воедино, т.ч. вопрос о порядке частей. В разных изданиях они в разном порядке. Первая версия - хронологическая. Но, судя по черновикам, Некр писал не в последовательности замысла, а то, что писалось. Т.ч. в результате исследований большинство склоняется к такой композиции: "Часть первая", "Крестьянка", "Последыш", "Пир на весь мир", - т.к. "Последыш" и "Пир на весь мир" сюжетно связаны между собой, а "Пир на весь мир" - скорее всего, финальная часть. Композиция важна, т.к. она отвечает разворачиванию замысла. "Часть первая" начинается прологом. "Кому живётся весело, вольготно на Руси?". Вольготно - свобода, а весело - счастье. Как показывают черновики, Некр хотел в своей поэме встретиться со всеми, кто заявлен в начале. Встречаются они только с помещиком и с попом. По черновикам, одна из версий финала - встреча с царём. Названы все, кроме русского крестьянина. В начале проблема ставится широко, как проблема счастья вообще, но потом разворачивается как проблема счастья и свободы русского крестьянина. Образ семи мужиков. Сакральное число. Семь мужиков - это единый художественный образ, образ русского народа. Некр начинает тему народного сознания. Вопрос о счастье на Руси задаёт не лирический герой Некр, а сам народ, и эта поэма тоже вырастает из ролевой лирики. Вся поэма разворачивается как развитие народного сознания, мышления народа о проблеме счастья. Поэтому поэма оч. насыщена фольклорным началом: установка на воспроизведение движения народного сознания. Скатерть-самобранка решает проблему проживания, но это и показатель безответственности: то, к чему привык русский чк, мечты о том, что не надо ничего зарабатывать. Мужики дают себе слово, что не вернутся домой, пока не найдут счастливого. "Пир на весь мир" заканчивается "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что случилось с Гришею". Т.ч. "Пир на весь мир" справедливо считается финальной частью поэмы". Образ дороги. Многозначен. Даёт поэме панораму России. Панорама России уточняется как панорама народной жизни. Традиционный смысл дороги - движение по ней - движение сознания. Дорога - поиск ответа на заданный в начале вопрос. В первой части реализуется замысел, обозначенный в начале: кому вообще живётся хорошо. Первая глава первой части - "Поп", потом "Помещик". Эти две главы показывают, что это Русь во время и после реформ, и поп и помещик в ответ на вопрос мужиков говорят не о своей жизни, а о противопоставлении той жизни, к. была до отмены крепостного права и к. есть сейчас. Образ попа - с симпатией, а помещик - подчёркнуто сатирический, но смысл высказываний обоих в том, что жизнь после отмены крепостного права стала тяжелее, отмена принесла только проблемы. Между этими главами - главы, в к. появляется образ народа, впервые появляется вопрос о счастье народа. "Сельская ярмонка", "Пьяная ночь" и "Счастливые". Мужики заходят в богатое село, где проходит традиционная ярмарка, к. нарисована Некрасовым оч. яркими красами, ярмарка - собирательный образ русского народа как работящего. Но радостная ярмарка - день русского крестьянина, к. оборачивается пьяной ночью - завершение ярмарки и дорога, к. ведёт из села, по ней ехали, шли, ползли, спали на ней пьяные - вся ярмарка ночью пьяна. Русский народ оч. талантлив, но психологически слаб. Пьянство - проявление психологической слабости. "Счастливые". Увидев талант и слабость русского народа, мужики ставят эксперимент: ведро вина - лучший приз, к. обещан тому из народа, кто докажет, что он счастлив. Т.е. начинается целенаправленный поиск счастливого в народе. Финал первой части: распалась цепь великая, - об отмене крепостного права. Т.ч. вопрос: можно ли в России после реформы найти счастливого. "Крестьянка". Меняется формат изображения. Вместо панорамы - одна крестьянская семья, судьба одной женщины. В этой части Некрасов продолжает мысль об особом харре русских женщин. Женщина-богатырка. С крестьянской семьёй, к. изображена в этой части, в поэму входит тема богатырства. Савелий - дед мужа - прямо назван богатырём, он - народный фсф, к. воспринимает русский народ как богатырский. Продолжается тема силы и таланта. Матрёна Тимофеевна - богатырка, прозвище - "губернаторша" - тема сильной русской женщины. Но Савелий говорит: "А потому терпели мы, что мы богатыри, в том богатырство русское". Русский народ настолько силён, что отказывается от борьбы, готов к бесконечному терпению. Т.ч. разворачивается и уточняется тема силы и слабости русского народа. Это воплощает русская женщина. "Крестьянка" - её рассказ о собственной жизни. Она перемежает рассказ русской народной песней о женской судьбе. Счастливое детство в непьющей семье, счастливо вышла замуж, но вся история её жизни - драматическая, связ. с судьбами её детей. Женщина - раба и мать рабов. Первая ист - символическая: о её первенце, к. съели свиньи. Свинья в русском фольклоре - воплощение дьявольских сил, и Савелий не в состоянии защитить младенца. Вторая ист - о сыне, к. не уберёг стадо от волчицы, и община решила его высечь - тема беззащитного ребёнка и матери, и мать может только предложить себя вместо сына. Третья ист - мужа пытаются несправедливо забрать в армию, Матрёна борется, доходит до губернаторши, она могла бы быть хозяйкой жизни, но если бы жизнь была другой. Ключи от женского счастья потеряны у самого Бога. Савелий участвовал в спонтанном бунте против управляющего, за что попал на каторгу. Тема слабости усиливается в части "Последыш". Ист одной крестьянской деревни, где крепостное право со всеми его особенностями сохранилось, т.к. этой деревней владеет семья князей Утятиных, и старый князь в принципе не может себе представить, чтобы мужики были не крепостными, и молодые князья Утятины, чтобы создать ему комфортную жизнь, попросили мужиков изображать перед ним крепостных. Это рассказывает мужикам Влас, бывший староста, и показано развитие народной мысли и сознания: мужики и Влас понимают, что согласие изображать крепостных свидетельствует о том, что быть крепостными для них легче, это их естественное состе. Добровольный отказ от данной свободы. Последыш - это вроде бы сам князь Утятин, но, в сущности, в этой деревне все - последыши крепостного права. Новый поворот темы счастья и силы русского народа: русский чк привык быть рабом, и это уже часть русского нац. харра, он раб по своему менталитету.
"Пир на весь мир". В финале третьей части Утятин умирает, и в начале четвёртой части мужики празднуют новое освобождение от крепостного права. Пир свободы. Пир у Некрасова превращается в фсфский спор о счастье и свободе. Ключевой вопрос народного фсфского спора - кто всех грешнее, на ком грех рабства. Ответ - три притчи, к. рассказывают мужики. Первая притча - про холопа примерного Якова верного. Рассказ о помещике, у к. отказали ноги, и за ним ухаживал Яков, к. был ему предельно предан и за всю свою службу однажды попросил не отправлять в солдаты его племянника, единственного близкого чка. Барин отказался, и суть притчи - месть: Яков увёз его в овраг и у него на глазах кончает жизнь самоубийством. Не может поднять руку, ему легче убить самого себя. Рабство как саморазрушительное явление. Рабство - часть русского менталитета. Вторая притча. О двух великих грешниках. В основе - фольклорная сказка о разбойнике Кудеяре. Он - великий грешник. В какой-то момент решил отмолить свои дела. Ему никак не удаётся это сделать, пока он не убивает помещика. Помещик - более страшный убийца, чем разбойник. Грех помещика. Третья притча - "Крестьянский грех". Рассказ о старосте Глебе, к. умирающий богатый барин отдал вольные на всех крестьян. Помещик освобождает их, но староста прячет их и сам становится помещиком. Одни люди освобождают, др. - вновь закрепощают. Т.ч. грех и помещика, и крестьянина. Гриша Добросклонов - объективно завершающий образ поэмы, воплощение революционно-демократических идеалов Некрасова. Впереди у него политическая ссылка. Он, появляясь на фоне фсфского народного спора, говорит: Всем виною крепь, - крепостное право. Наряду со стилизованным голосом народа есть и голос лирич. героя, совр. интеллигента, к. сложно переплетается с голосом народа. Этот голос максимально разворачивается в образе Гриши Добросклонова - активно проявленная авторская позиция. Гриша Добросклонов говорит о том, что должно пройти время. Все песни в поэме - фольклорные, кроме финальной - "Русь" - эту песню сочинил сам Гриша Добросклонов, т.е. Некрасов, она тоже стилизована под народную. Ключевые слова: "В рабстве спасённое сердце свободное". Гриша идёт по дороге и поёт эту песню, и "Быть бы нашим странникам под родною крышею..." - счастье. В каком-то будущем русский нац. харр будет освобождён от слабости и рабства.
|