Студопедия — Критика неподлинного знания (докса) у Парменида и Платона
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Критика неподлинного знания (докса) у Парменида и Платона






1. Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

2. Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

3. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

4. - поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

5. - «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

6. - высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

41. Проблема отсутствия небытия и доказательства невозможности движения в элейской школе.

1. Парменид стал основателем элейской философской школы. Подобно тому как бурная жизнь ионийских городов с их ожесточенной классовой борьбой подсказала Гераклиту его главное положение «все течет», так обстановка отсталой земледельческой Элеи привела Парменида к противоположному тезису: «Ничто не течет, ничто не изменяется, бытие неизменно».

2. Парменид построил свою философию на последовательном применении основного положения рационализма, гласящего, что бытие и мышление тождественны: все, что существует, может быть мыслимо, а все, что мыслится, тем самым уже существует. Для философского рационализма, в частности для греческого рационализма, тезис о тождестве бытия и мышления является краеугольным.

3. Парменид выводит свою систему из следующего тезиса: «Бытие есть, а небытия нет, и его ни помыслить, ни высказать нельзя».

4. На первый взгляд это кажется философским трюизмом: того, чего нет, конечно нет!

5. Но если рассмотреть подробнее, что выводит из этого положения рационалист Парменид. Во-первых, вселенная вечна, так как небытие не существует и следовательно не могло быть ни одного мгновения, когда бы бытие не существовало.

6. Во-вторых, материя сплошь наполняет всю вселенную, потому что если бы материя имела промежутки, то эти промежутки были бы пустотой, а так как пустота (т. е. небытие, по мнению Парменида) не существует, то не существует и промежутков между материей.

7. В-третьих, вселенная неподвижна и неизменна, так как если нет промежутков между вещами, то не может быть и движения; движение возможно только там, где есть пустота, куда можно было бы двигаться. Значит, мир неизменен и неподвижен. Всякое видимое движение только кажущееся.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 861. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия