Студопедия — Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения






Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.) — переход от средневеко­вья к Новому времени.

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности — Бога; земная жизнь человека — подготовка к загроб­ной под руководством церкви. Переход к городскому образу жиз­ни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых воззрениях — преемственность от средневековья и античности.

Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М. Фичино, Л. да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии — неоплатонизм: единое бла­го — Мировой Ум — Мировая Душа — Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец — Христос — Святой Дух — все сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной личности. В эпоху Возрождения — еще шаг в эту сторону — к ант­ропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризм сох­раняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но цельность философских сис­тем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрожде­ния максимально использовали античный и средневековый нео­платонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворен­ной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек — творец и художник — перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство — это красота.

Эстетическое — доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы — объектив­ного порядка зрительного восприятия).


Гуманизм — этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Ан­тропоцентризм — переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благо­родство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совер­шенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм — цель жизни и добродетель — польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое об­щество с республиканским строем. Реальных исторических перс­пектив не было.

Основные идеи эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность человека.

4. Личностно-материальное понимание мира.

5. Эстетическое понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за рели­гиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.

8. Пантеизм: Бог — природа; в центре — героическая лич­
ность.

Данте Алигьери (1265—1321) — «Божественная комедия», статьи — итог средневековой культуры, синтез поэзии, филосо­фии, теологии. У человека — двоякая природа — смертная и бес­смертная, двойное предназначение: земная добродетель и по­смертное предназначение — по Божьей воле.

Два пути:

1) философские наставления (в гражданском обществе под води­тельством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;

2) наставления духовные, превосходящие человеческий ра­зум» — в вере под руководством церкви — открыт благодаря Духу Святому. У человека — свободная воля, определяющая его достоинство

и ответственность за содеянное.

Франческо Петрарка (1304—1374) — двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля.


К. Салютати (1331—1406) — развитие и оформление гумани­стической программы А. Данте и Ф. Петрарки. Жизнь дана Бо­гом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma-nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки — гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр кото­рой — этика — путь к совершенству.

Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно (1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433— 1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463— 1494).

Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пы­таются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зо­роастризм, герметизм — утверждение возможности магического воздействия на природу.

На более глубоком уровне — поиск метафизических основа­ний гуманизма.

Николай Кузанский (1401—1464).

Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен матема­тическому — состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и беско­нечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с беско­нечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде со­держат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на дру­гом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей — действительных и возможных. Человек — для творчества.

Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром фи­зических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия