Студопедия — ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. — общерусский летописный свод, составленный во втором десятилетии XII в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. — общерусский летописный свод, составленный во втором десятилетии XII в






— общерусский летописный свод, составленный во втором десятилетии XII в. летописцем Нестором на основании ранее возникших летописных сводов и других источников (текстов договоров, отдельных сказаний и т. д.). Составителем второй редакции «Повести временных лет» стал игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр (? — 1123).

Неоднократные переделки летописи проводились, как правило, по политическим мотивам. Так, в редакции летописца 70-х гг. XI в. игумена Киево-Печерского монастыря Никона, чья летопись, по мнению А. А. Шахматова, легла в основу Начального свода, составленого в 1093—1095гг. игуменом того же монастыря Иоанном. историки усматривают антикняжескую направленность, тогда как деятельность Нестора они связывают с князем Святославом II Изяславичем (игумен Иоанн был его противником), а Сильвестра — с политикой врага Святослава Владимира Мономаха.

Политическая тенденциозность, разумеется, в наибольшей степени сказывается в описании разными летописцами деяний князей. Тем не менее во включенных в «Повесть временных лет» рассказах о князе Владимире Святославиче, князя Ярославе Мудром и других князьях можно проследить некоторую разнодействующую политических взглядов авторов и редакторов «Повести временных лет».

Четко просматривается стремление к идеализации князей как христианских государей (князь Владимир Святославич уподобляется римскому императору Константину; Ярослав изображается «самовластителем» Русской земли, возглавляющим не только государство, но и церковь; проводится мысль о мудром государе, сходная с идеями византийского писателя VI в. Агапита о просвещенном царе-философе, который советуется с умными советниками; осуждается нарушение «права старшинства» при наследовании престола, приветствуется принятие власти только с «правдою», т. е. «по справедливости», установленной обычаем, традицией, а не формальным правом, обличаются раздоры и распри между князьями во имя защиты Русской земли от иноземцев и иноверцев).

Заказ № 3622

==33


ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

[...] В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего; но бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем половцы пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день. Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.

То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и обращался он прежде к скверной страсти, однако после усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, став христианами, не воздвигаем ему почестей, равных его делу. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли. Если бы имели мы усердие и молились за него богу в день его смерти, то бог, видя наше усердие к нему, прославил бы его: нам ведь следует молить за него бога, так как через него познали мы бога. Пусть же господь воздаст тебе по желанию твоему и все просьбы твои исполнит — о царствии небесном, которого ты хотел. Пусть даст тебе господь царство небесное вместе с праведными, услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами, по слову Соломона: «Со смертью праведника не погибнет надежда».

Вот почему память его чтут русские люди, вспоминая святое крещение, и прославляют бога молитвами, песнями и псалмами, воспевая их господу, новые люди, просвященные святым духом, ожидая надежды нашей, великого бога и Спаса нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому по трудам его неизреченную радость, которую предстоит получить всем христианам. [...]

[...] В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах —

==34








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия