Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 5 страница






 

На шумном пире повторяют, Ритм выбивая узорной чашей.

 

М. Л. Гаспаров.

 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria—иносказание), лит. прием или тип образности, основой к-рого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли А. могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифол. персонажи, даже отдельные лица. В А. присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой, но именно смысловой план первичен: образ фиксирует уже к.-л. заданную мысль. Поэтому аллегорич. образ, в отличие от “самодостаточного” худож. образа (в к-ром оба плана принципиально неразделимы и равноценны), требует специального комментария; последний либо может быть составной частью аллегорич. текста (напр., басенная мораль), либо подразумеваться; так, в сюжете эпич. поэмы, согласно т. з. классицистич. поэтики, персонажи антич. мифологии — не только самостоят, действующие лица, но и носители определенного, закрепленного за каждым аллегорич. содержания: “Минерва — мудрость в нем [в эпич. “стихе” — А. П.], Диана — чистота, Любовь — то Купидон, Венера — красота” (А. П. Сумароков, “Эпистола о стихотворстве”), Традиц. трактовка А. как однозначного иносказания обусловлеиа ее повышенной и “открытой” оценочностью: предметный план ее, как правило, легко разъясняется в категориях “добра” и “зла”. Однако как бы ни была прямолинейна умозрит. основа А., образное, предметное ее воплощение создает дополнит, или даже новые худож. и смысловые нюансы. (Так, притчевые лев, волк, лиса и т. п. в сознании читателя уже имеют определ. репутацию и поэтому воспринимаются не только как “опредмеченные” аналоги отвлеченной морали, но и как “живые” очеловеченные типы.) Особенно это относится к А. - олицетворениям (“Безумие” Ф, И. Тютчева, нек-рые баллады М. Ю. Лермонтова).

 

А., утратившие первонач. “идейный” комментарий (напр., притча о сеятеле, функционирующая в лит-ре вне своего истолкования в тексте Евангелия), подлежат дальнейшему “вторичному” осмыслению. В процессе культурно-историч. развития аллегорич. истолкованию могут подвергаться не предназначенные для такого восприятия мифол. персонажи и представления, а также устойчивые образы (топосы) прошлых

 

культур. Л. М. Песков.

 

В истории лит-ры А. утверждалась как в “высоких”, так и в “низких” жанрах. Отвлеченно-умозрит. основа А. не воспринималась как таковая в эпохи, когда “смысл” вещи не отделялся от ее “облика”, “явление” — от “значения”; не случайно эллинистич. мышление постоянно смешивает А. и символ. Особого расцвета А. достигла в средние века — как иносказат. воплощение абсолютных ценностей бытия (см. Барокко); аллегорич. проблематика могла сочетаться с естественным, “живым” изображением героев и ситуаций

 

К оглавлению

 

==20 АЛКЕ — АЛОГ

 

(“Роман о Лисе”, стихотв. произведения Э. Спенсера, Г. Дугласа) и в эпоху классицизма. Обычные персонажи А.— Ад, Рай, Смерть, Любовь, Фортуна, Справедливость.

 

А. чужда новоевроп. лит-ре и эстетике, отождествившей ее с рассудочностью, рационалистич. дидактикой. Однако аллегорич. образность как один из способов эстетич. освоения действительности — важный компонент разл. творч. систем художников 19—20 вв.: П. Б. Шелли, M. E. Салтыкова-Щедрина (сказки), Э. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса; в 20 в. А. традиционно служит басне, сатире, гротеску, утопии и одновременно сближается с жанром притчи, параболы (“Чума” А. Камю).

 

• R йpi? J., Mythe et allйgorie. P., 1976 (есть библ.).

 

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ, акцентный стих др.-герм. (“Песнь о Гильдебранте”), сканд. (Эдда Старшая), др.-англ. (“Беовульф”) и кельт, поэзии: в каждой строке по меньшей мере 2 слова должны начинаться одним и тем же звуком, в герм. А. с. эта аллитерация связывает полустишия 4-словного стиха (АА—ХА, ВВ—ВХ, СХ—СХ,...), а в кельтском— также и целые стихи (АА—ВА, ВВ—ВС, СХ—СД,...). Пример: Вот кубок браги, вождь бранного веча, В нем смешана сила с мощной славой, Полон он песен, письмен на пользу, Разных заклятий и радостных рун. (Сага о Вольсунгах; пер. Б. Ярхо).

 

М. Л. Гаспаров. АЛЛИТЕРАЦИЯ (ср.-век. лат. alliteratio, от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение согласных звуков, преим. в начале слов, осн. элемент фоники. В др.-герм., тюрк. и нек-рых др. стихосложениях А. предсказуема и является организующим приемом стиха (см. Аллитерационный стих), в большинстве других —орнаментальным приемом выделения и скрепления важнейших слов (“Пора, перо покоя просит...”, А. С. Пушкин). М. Л. Гаспаров.

 

АЛЛОНЙМ (от греч. all os — другой, иной и onyma — имя), чужое подлинное имя, взятое как псевдоним. Напр., поэт Пабло Неруда свою фамилию Нефтали Рикардо Рейес Басуальто заменил фамилией чеш. писателя 19 в. Яна Неруды.

 

АЛЛ103ИЯ (от лат. allusio — шутка, намек), в худож. лит-ре, ораторской и разг. речи — одна из стилистич. фигур: намек на реальный политич., историч. или лит. факт, к-рый предполагается общеизвестным.

 

АЛОГИЗМ (от греч. а — отрицат. частица и logismos — разум), непредсказуемое совмещение понятий; сознат. нарушение логич. связей в худож. произведении. А. проявляется как в пределах словосочетания (С. И. Соболевский о “Гавриилиаде” А. С. Пушкина: “прелестная пакость”; см. также Оксиморон, Парадокс), так и короткого синтаксич. отрезка: “М и т p оф а н. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... Так мне жаль стало... Тебя, матушка: ты так устала колотя батюшку” (Д. И. Фонвизин, “Недоросль”). А. может также разрастаться до алогичного сюжета, образа и т. п. и в этом качестве нередко сочетается с гротеском, но в отличие от него не требует фантастич. образности. А. или смещает пропорции в границах вполне правдоподобных (проза Д. Хармса, “Процесс” Ф. Кафки), или служит для выражения страннонеобычного, даже абсурдного (пьесы Э. Ионеско, С. Беккета). А. особенно ощутим, когда он нарушает “естественное” представление о предмете, явлении (“арбуз — в Семьсот рублей”, “суп... из Парижа”, о к-рых рассказывает Хлестаков в “Ревизоре” Н. В. Гоголя) и возникает внутри логически мотивированного отрезка текста (ср. сопоставит, характеристику Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя “Как поссорились...”; о разл. видах А. в речи повествователя см. Манн Ю., Поэтика Гоголя, М., 1978, с. 110—13). a.m. Песков.

 

“АЛПАМЙШ”, <ероич. эпос, бытующий у тюркоязычных народов: у узбеков —“А.”, у казахов —“Алпамыс батыр”, у каракалпаков —“Алпамыс”, у алтайцев —“Алып-Манаш”, у башкир —“Алпамыша и Барсын-хылуу”. Все версии объединяются общими сюжетами, связанными с подвигами гл. героя Алпамыша. Наиболее изучен узб. эпос-дастан (стихотворный с прозаич. вставками вариант сказителя Юлдашоглы Фазыла, записан в 1928).

 

Традиц. сюжеты— чудесное рождение Алпамыша, наделенного святым покровителем неуязвимостью, его героич, сватовство к красавице Барчин и избавление ее от притязаний калм. богатырей, к-рых Алпамыш побеждает в свадебных состязаниях (при помощи друга Караджана). Вторая часть эпоса посвящена походу Алпамыша против Тайчахана, притеснявшего тестя героя; колдунья Сурхайиль опаивает Алпамыша, он попадает в подземелье, откуда его спасает чудесный конь Байчибар. Алпамыш побеждает врагов и возвращается на родину, где власть захватил его брат Ултан, рожденный от рабыни. Ултан вынуждает Барчин к замужеству, но Алпамыш неузванпым является на свадьбу (традиц. фольклорный мотив — муж на свадьбе жены, ср. в *0диссее^·), расправляется с узурпатором и объединяет под своей властью весь народ.

 

К эпосу “А.” примыкает дастан “Ядгар”, повествующий о подвигах сына Алпамыша Ядгара. Архаичность алт. версии “Алып-Манаш” свидетельствует, согласно В. М. Жирмунскому, о происхождении эпоса “А.” из богатырской сказки.

 

Изд.: Юлдаш оглы Ф., Алпамыш, пер. с узб. Л. Пеньковского, Таш., 1974.

 

φ Ζирмунский В, M., Тюркский героич. эпос, Л., 1974.

 

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра алт. народа. Развивается на алт. яз. Борьба алт. племен с китайскими и джунгарскими завоевателями, мечты трудового народа о счастье отразились в нар. поэзии: в героич. эпосе (“Алып-Манаш”), сказках, песнях, преданиях, пословицах, загадках. После Окт. революции нар. поэзия отражает коренные преобразования в горах Алтая. Письменность создана в сер. 19 в., но А. л. появилась в сов. время. В 30—40-х гг. творчество П. В. Кучияка стало летописью жизни алт. народа с предреволюц. лет до Великой Отечеств, воины. С 50-х гг. активно работает в лит-ре поэт и прозаик Б. У. Укачин. В А. л. ведущее место занимает поэзия; в последние десятилетия получили развитие и прозаич. жанры (роман, повесть), появились первые нац. пьесы.

 

Изд.: Поэты Горного Алтая. Сб., Новосибирск, 1972.

 

• Очерки по истории алт. лит-ры, Горно-Алтайск, 1969.

 

И. Попова.

 

“АЛТАН ТОБЧИ”, “Алтай т о в ч” (букв. — золотая пуговица, золотой свод), монг. летопись 17 в., историч. и лит. памятник. Воспроизводит данные более древних летописей, не дошедших до нас. Во многом совпадает с “Сокровенным сказанием”; дополняя друг друга, оба памятника являются как бы антологией древней монг. поэзии. Помимо стихов, приводимых и в “Сокровенном сказании”, “А. т.” содержит обращение монг. феодала Худэй-сэцэна к сыновьям Амбагай-хаана, беседу мальчика-сироты с девятью сподвижниками Чингисхана и др.

 

“АЛТУН ЯРУК” (букв.— золотой блеск; полное назв.—“Сияющая золотым блеском, над всеми превознесенная царь-книга”), памятник др.-уйгур, письменности. Рукопись выполнена уйгур, алфавитом. “А. я.”— уйгур, перевод (10 в.) с кит. яз. буддийского вероучит. сочинения.

 

Изд.: Памятники др.-тюркской письменности, M.—Л., 1951, с.145—99.

 

АЛФАВИТ [от назв. Греч. букв “альфа” и “бета” (“вита”)], азбука, набор особых графич. знаков — букв, расположенных в определ. порядке и служащих для письменной фиксации звучащей речи по принципу звуко-буквенного соответствия. Алфавитное письмо — одна из систем письма (наряду с идеографич., словесно-слоговой, силлабической).

 

Древнейший тип А. — финикийский, давший начало всем алфавитным системам письма. В основе европ. А. лежит греч. А., непосредственно восходящий к финикийскому. Рус. А. — результат упрощения др.-слав. А. — кириллицы, возникшего на основе визант. греч. письма. После ряда реформ рус. А., начатых Петром I, из него были исключены буквы, употребление к-рых не оправдывалось звуковой системой языка:?, ω, ξ, ψ, θ, ϊ, и были введены новые: э, я, ё, йНынешний рус. А. (33 буквы) в своем составе и в назв. букв утвержден реформой правописания 1917—18. В др.-рус. яз. буквы А. помимо звукового значения имели также цифровое (напр., A=sl, B=t2, Г—3 и т. д.). Совр. рус. А. послужил основой для разработки мн. нац. А. народов СССР и нек-рых др. стран.

 

• См. при ст. Письмо. В. А. Виноградов.

 

“АЛФАВИТЫ”, см. ^Азбуковники^. альба (прованс. alba, букв.— рассвет), жанр ср.-век. куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме — преим. строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров. Ср. серена: “вечерняя песня”—приглашение к свиданию (см. Серенада), м. л. Гаспаров. АЛЬМАНАХ (от араб. аль-манах—календарь), сборник лит. произв., часто объединенных по к.-л. признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному, областному и др.); как правило, выходит непериодически. В средние века А. назывались заимствованные у арабов календарные таблицы с астрономич. и др. сведениями. Постепенно они начали дополняться заметками об историч. событиях, ярмарках, монетных системах, а позднее и мелкими рассказами, анекдотами, стихотворениями. Такие ежегодные А.-календари становятся прообразом перйодич. печати и в 16—17 вв. получают большое распространение. С течением времени А. приобретают двоякую форму: или остаются календарями-справочниками с геральдич., биогр., историч. и хозяйств, сведениями или становятся лит. сб-ками, содержащими в себе произв. разных авторов, сначала в виде стихотворений, рассказов, очерков, а в дальнейшем и статей науч., публицистич. и лит.-критич. характера. Такие А. представляли собой как бы отд. номера журналов, издаваемые единовременно, ежегодно или от случая к случаю. Соответственно содержанию А. иногда наз. музыкальными, театральными, дамскими, детскими и т.д. Помимо лит. А. были и узкоспециальные А. — дипломатич., гастрономич., статистич. и др.

 

Первые лит. А. появились во Франции под назв. “Альманах муз” (Париж, 1764—1833). Из более поздних известны “Альманах литературы, театра и изящных искусств”, изд. при участии Ж. Жанена (1853—59), и “Парижский альманах”· (1862—70). Первым нем. А. считается “Альманах муз”, изд. Гёттингенским обществом поэтов (1770—1803). Большой известностью пользовались “Шиллеровский альманах муз”. (Тюбинген, 1796—1800), затем “Немецкий альманах муз” (1830—39) А. Шамиссо, “Карманная книжка поэзии” Ф. Шлегеля и др. Поэты “Молодой Германии” издавали с 1893 в Мюнхене “Новый альманах муз”.

 

В России первыми по времени принято считать изд. Н. М. Карамзиным в Москве А, “Лглйя^ (кн. 1—2, 1794—95) и <Лониды> (кн. 1—3, 1796—99). Однако ранее их вышли “Российский Парнас”, изд. М. М, Херасковым в Петербурге (1771), а также “Распускающийся цветок” (1787), состоящий из произв. питомцев Благородного пансиона при Моск. ун-те. Этот А. открывал серию подобных изданий: “Полезное упражнение юношества” (1789) и др. В нач. 19 в. были изданы неск. А., из к-рых наиболее примечателен “Свиток муз” (кн. 1—2, 1802—03). Однако роль зачинателя “альманачного периода”, на к-рый указывал В. Г. Белинский, принадлежит ^Полярной звезде” (1823—25). Появление трех ее книг, в к-рых была сосредоточена поэзия и лит. критика, связанная с наиболее прогрес. направлением рус. лит-ры периода декабризма, имело большое лит.-обществ. значение. В декабрист, кругах возник А. “Мнеяозаня”. Прогрес. роль играл А. ^Северные цветыь, 'изд. при участии писателей пушкинского круга. Наиболее долговечным из А. этой поры были ^Невский альманах”·, изд. Е. В. Аладьиным, а также “Утренняя заря”, изд. В. Владиславлевым (1839—43). Следует отметить сб. “Новоселье” (кн. 1—2, 1833—34), составленный из соч., подаренных литераторами А. Ф. Смирдину в связи с новосельем его книжной лавки. В 20—30-х гг. 19 в. вышло множество А.: “Русская Талия”, “Календарь Муз”, “Сириус”, “Урания”, “Северная лира”, “Зимцерла”, ^Альционаг и др., а также в провинции — “Одесский альманах”, “Енисейский альманах” и др. Нек-рые А, отличались серьезностью содержания и, по словам А. С. Пушкина, “сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах” (Собр. соч., т. 11, 1949, с. 48).

 

С 40-х гг. А. обычно называют сборниками. Изменяется и их внеш. вид: вместо недавних “карманных книжек” выходят солидные тома, где печатаются уже не мелкие стихотворения и прозаич. отрывки, а порой довольно крупные произведения. Одна из причин, способствовавших появлению сб-ков 40-х гг., заключалась в том, что пр-во крайне скупо давало разрешения на издание журналов. Гл. место среди А. этого времени занимают изд. Н. А. Некрасовым сб-ки “Физиология Петербурга” (кн. 1—2, 1845), “Петербургский сборник” (1846), имевшие большое значение для утверждения натуральной школы. В противовес им славянофилы во главе с И. С. и К. С. Аксаковыми стали выпускать “Московский сборник” (1846—47 и 1852). В истории развития рус. революц. мысли сыграл значит. роль нелегально распространявшийся в России А. ^Полярная звезоа” (1855—62) А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

 

Значит, распространение получили укр. А. и сб-ки, особенно в те годы, когда перйодич. печати на укр. яз. почти не было. Первым" изданием этого рода был “Украинский альманах”, изд. И. И. Срезневским и И. В. Росковшенковым в Харькове (1831). Далее следуют “Украинский сборник” (кн. 1—2, 1838—41), “Сюп” (“Сноп”, 1841), АЛПА — АЛЬМ

 

==21

 

<Ласт1вка> <<Ласточка”, изд. Е. П. Гребенкой при участии Т. Г. Шевченко, Г. Ф. Квитко-Основьяненко, И. П. Котляревского,?.Α. Κулеша и др., Петербург, 1841), <Молодик>, изд. И. Е. Бецким (1843— 1844), и др. В Зап.-укр. землях прогрес. писатели М. С. Шашкевич, Я. Ф. Головацкий и др. выпустили А. под назв. “Русалка Днестровая”, запрещенный австр. цензурой (изд. в Будапеште, 1837) и увидевший свет лишь после 1848.

 

С развитием Периодики роль А. и лит. сборников падает, но они продолжают появляться. В 1874 выходит первый благотворит. сб. <Складчина> в пользу голодающих Самарской губ. Позднее появляется целая серия подобных сб-ков, заполненных чисто лит. материалом. Издаются онв <в пользу славяне, либо с благотворит. целями, либо “в память” того или иного писателя, обществ, деятеля и т.д. В 1894—95 вышли три сб-ка <Русские символисты”.

 

В нач. 20 в. не только не приостановилось появление лит; А. и сб-ков, но они стали традиц. формой публикации новых лит. произведений. Осн. М. Горьким сб-ки “Знание” приобрели особое политич. и лит. значение. По словам A.C. Серафимовича, Горький собрал вокруг этих сб-ков “все лучшее, что было среди писателей” (Собр. соч., т, 10, 1948, с, 424). Неск. сб-ков публицистич. характера было выпущено в эти же годы рус. марксистами: “Вопросы дня” (1906), “Голос жизни” (1907) — иоедедний с участием В. И. Ленина. После поражения Революции 1905—07 появились А. “Шиповник”, “Земля” и др., в 1913 сб-ки футуристов “Дохлая луна”,· ”“Пощечина общественному вкусу” и неск. прогрес; революц. сб-ков; в т. ч. “Первый сборник пролетарских писателей” (1914). В первые годы после Окт. революции было издано неск. А. и сб-ков разных лит. группировок: “Круг”, “Кузница”, “Перевал”, “Земля и фабрика” и др. По инициативе Горького с 1933 стали выходить ежегодники, носящие название года революции (первый из них—“Год XVI”). В СССР изд. большое число А. и сб-ков (“Литературная Москва”, “День поэзии”, “Прометей” и др.), в т. ч. в респ. и обл. изд-вах, где печатаются местные, преим. молодые, литераторы.

 

• Смирнов-Сокольский Н.П., Рус. лит. альманахи и сб-ки XVIII и XIX вв. Предварит, список, М., 1956; Лит.-худож. альманахи и сб-ки. Библиография, т. 1 (Сост. О. Д. Голубева) — 1900—1911, М., 1957; т. 2 (Сост. Н. П. Рогожин) — 1912—1917, M., 1958; т.З (Сост. Н.П. Рогожин) - 1918-1927, М., 1960; т. 4 (Сост. О. Д. Голубева) — 1928—1937, М., 1959.

 

Н. П. Смирнов-Сокольский.

 

АЛЬТЕРНАНС, правило альтернанса (франц. alternance — чередование), правило чередования рифмов. стихов с муж. и жен. окончаниями (клаузулами): мужские или женские стихи, находящиеся рядом, непременно должны быть связаны рифмой, стык нерифмующих однородных стихов недопустим. Т.о., согласно строгому смыслу А., недопустимыми оказываются белые стихи с однородными окончаниями (напр., гекзаметр), рифмов, стихи с однородными окончаниями (как в “Мцыри” М. Ю. Лермонтова), строфы, начинающиеся и кончающиеся однородными окончаниями (как в “Фонтане” Ф. И. Тютчева), стро-

 

$ы со стыком однородных окончаний внутри строы (как в “Двух липках” А. А. Фета). В рус. поэзии правило А. держалось в эпоху классицизма, стало допускать все больше исключений в 19 в. и перестало быть обязательным в 20 в. м. л. Гаспаров. “АЛЬЦИОНА” (от греч. Alkyone — назв. самой яркой звезды группы Плеяд), рус. лит. альманах; изд. ежегодно в Петербурге в 1831—33 Е. Ф. Розеном. Напечатал “Пир во время чумы” A.C. Пушкина, произв. Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, Н. М. Языкова, В. Ф. Одоевского, Н. И. Гнедича, Ф. Н. Глинки, А. А. Бестужева, С. П. Шевырева, О. М. Сомова.

 

“АМАДЙС ГАЛЬСКИЙ” (“Amadis de Gaula”), исп. рыцарский роман, вероятно, 14 в. Дошел в обработке Родригеса де Монтальво (т. 1—4, 1508). В романе ощутимо влияние ренессансных идей “справедливой монархии”. Сюжетные коллизии часто восходят к бретонскому (романы “Круглого стола”) и каролингскому эпич. циклам (см. Артуровские легенды, -“Песнь

 

==22 ЛЛЬТ—АНАД

 

о РолйнЗе”, Французская литература). Роман породил много продолжений и подражаний. М. Сервантес пародирует “А. Г.” в “Дон Кихоте”, но признает его худож. достоинства.

 

Изд. в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, сост. Б. И. Пуришев, М., 1959.

 

АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (от греч. amoibaios — попеременный, чередующийся), худож. композиция, при к-рой на протяжении всего поэтич. произв. чередуются отрывки (полустишия, стихи, строфы), связанные между собой параллелизмом. Восходит к попеременному пению двух певцов или хоров в нар. творчестве. Примеры: нар. песня “А мы просо сеяли, сеяли”, стих. В. Я. Брюсова “Каменщик”, м. л. Гаспаров. АМИРАНИ, герой древнейшего груз. нар. эпоса “Амираниани” (Амирани — “дитя солнца”), богоборец, освобождающий людей от насильников-“дэвов”, обучающий добыванию огня и обработке металлов. Бог наказывает его, приковывая к скале Кавк. гор. Миф об А. родствен мифу о Прометее. Известно более ста вариантов эпоса.

 

Изд. в рус. пер. (фрагмент), в кн.: Антология груз. поэзии, М., 1958.

 

АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio — увеличение, распространение), в риторике: усиление довода путем (а) “нагромождения” равнозначных выражений, (б) “укрепления” их гиперболами, градацией и пр., (в) аналогий и контрастов, (г) рассуждений и умозаключений; в поэзии и прозе используется для усиления выразительности речи: “Ты жива, ты во мне, ты в груди. Как опора, как друг и как случай” (В. Л. Пастернак). В переносном смысле — всякое многословие, излишество названных средств.

 

М. Л. Гаспаров.

 

“АМУДАРЬЯ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал на каракалп. яз. Орган СП Каракалп. АССР. Изд. в Нукусе с 1932 (до 1934 под назв. “Литература труда”).

 

АМФИБОЛИЯ (греч. ainphibolia), двусмысленность, возникающая от многозначности (а) отд. слова (“книга упоминается в ссылке”, “рыбаки ели хлеб с-ухой”), (б) словосочетания (“мать любит дочь”, “ум не победит любви холодными словами”), (в) предложения (“Крез, начав войну, разрушит великое царство” — не свое ли?). В ненамеренном употреблении—ошибка (ср. Солецизм, Анаколуф), в намеренном — средство комизма. М. Л. Гаспаров. АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys, букв. — с двух сторон краткий), в силлабо-тонич. стихосложении: метр, образуемый стопами из 3 слогов с сильным местом на 2-м; сильное место заполняется обязательно ударным слогом, слабые—безударными (^^^). В рус. поэзии употребителен с нач. 19 в., сперва — в балладах и романсах; наиболее частые размеры — 4-стопный (“Гляжу, как безумный на черную шаль...”, А. С. Пушкин), 3-стопный (“По синим волнам океана...”, М. Ю. Лермонтов) и их чередование (“Песнь о вещем Олеге” Пушкина). М. Л. Гаспаров. АМФИМАКР (греч. amphimakros, букв. — с двух сторон долгий), или к? е т и к (греч. kretikos — критский), в античном стихосложении: стопа из 5 мор строения —>-/—; употреблялась преим. в песнях комедии.

 

М. Л. Гаспаров.

 

АНАГРАММА (от греч. anagrammatismos — перестановка букв), повторение звуков заданного слова в другом или в других словах (см. Фоника). В древнейших религ. текстах часто была средством зашифровать неназываемое имя божества и пр.; бессознат. использование такого приема встречается и позднее. В новое время — род поэтич. фокуса (ср. Перевертень, Шарада), используемый, в частности, в псевдонимах (Харитон Макентин — поэт Антиох Кантемир). М. Л. Гаспаров·

 

АНАДЙПЛОСИС (от греч. anadiplosis — удвоение), стык, подхват, повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в нач. следующего: “О весна, без конца и без краю, / Без конца и без краю мечта!” (А. А. Блок). См. также Градация, м. л. Гаспаров.

 

АНАКОЛУФ (от греч. anakoluthos — непоследовательный), синтаксич. несогласованность частей или членов предложения (как небрежность или средство выразительности): “Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури, / Не одолев их [вместо “ее”] буйной дури” (А. С. Пушкин); “Так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит” [вместо “не умеет”] (А. А. Блок). Ср. Инверсия, м. л. Гаспаров. АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европ. лит-рах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреч. сб. стихов “Анакреонтика”, созданных в подражание др.-греч. поэту Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Осн. мотивы А. п. — земные радости, вино, любовь, реже — политич. свободомыслие. Анакреонтич. стихи в России писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин и др.; во Франции— поэты -“Плеяды.”·, А. Шенье, Вольтер, Э. Д. Парни, П. Ж. Беранже; в Германии — И. В. Л. Глейм, Г. Э. Лессинг. АНАКРУСА (от греч. anakrusis, букв. — отталкивание назад), слабое место в начале стиха, до первого икта, В хорее и дактиле (х^-·..., ^ '....) А.—нулевая, в ямбе и амфибрахии (< х..., ^•^...)— 1-сложная, в анапесте (\. \ ·</·...)—2-сложная; возможны также размеры с переменной А., 2-сложиые (“...Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду!”, А. Л. Барто) и 3-сложные (“Русалка плыла по реке голубой, /Озаряема полной луной...”, М. Ю. Лермонтов) в урегулированном или неурегулированном чередовании. А. чаще других мест принимает сверхсхемные ударения, и это служит сигналом начала Стиха. М. Л. Гаспаров.

 

АНАЛИЗ произведения в литературоведении (от греч. analysis—разложение, расчленение), исследовательское прочтение худож. текста, противостоящее, с одной стороны, интуитивному “вчувствованию” и иллюстративному цитированию, а с другой — описат. вычленению приемов лит. техники. Соотношение между А. как специфич. звеном литературоведч. исследования (собственно познание) и интерпретацией, предполагающей моменты избирательности, самовыражения и оценки, остается дискуссионной проблемой. Несомненно, однако, что А.— необходимое условие научности интерпретации лит.-худож. произведения.

 

Предмет познания в литературоведч. А. — не субъективно-психол. данность авторского или читательского сознаний и не словесно-объективная данность текста, но интерсубъективная художественная реальность произведения. Науч. специфика такого А. в установке на постижение целостности произведения: он не противостоит “синтезу” сотворческого сопереживания, но стремится выявить в организации текста как цельного высказывания действит. предпосылки живого худож. впечатления. Расчленение текста на эпизоды сюжета, фрагменты композиции, на более дробные “сегменты” (вплоть до слогов и фонем в стиховедении) и обнаружение разнообразных конструктивных отношений между ними (начиная ритмом и кончая коллизией) в А. не самоцельно, хотя и принципиально важно в качестве необходимого условия науч. достоверности. Разложение худож. целого служит одновременно выявлением подлинного богатства связей и отношений между его частями. Конечная цель А. — установление и корректировка границ адекватности возможных прочтений (ср. Герменевтика), для чего и требуется “посредством анализа свести” внешние различия частей творения “к их внутреннему единству..., понять внутреннюю связь целого в отличие от многообразия форм проявления” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. III, с. 525). Общенауч. критерий воспроизводимости результата требует от литературоведч. А. полноты, глубины и точности. Полнота достигается рассмотрением всего текста как максимально упорядоченного единства, глубина — постижением этой упорядоченности как предельно значимой, исполненной единого высшего смысла, вбирающего

 

в себя более частные смыслы и значения. Доступная литературоведч. А. точность не “метрическая”, но типологическая, опирающаяся на неотделимость в иск-ве личностно-уникального, научно неопределимого от исторически повторяющегося, творчески наследуемого (жанр, метод и пр.). Результаты А., завершая первый этап изучения текста, открывают возможность его историч. объяснения, лит.-критич. оценки, текстологич. комментирования или теоретич. обобщения, что делает допустимой характеристику А. как самостоят. литературоведч. дисциплины.

 

А. как научный аспект интерпретации утвердился сравнительно недавно. Возникающее в 19 в. в лоне позитивизма науч. лит-ведение, отмежевываясь от классич. филос. эстетики, стремилось лишь к историч. знанию о “массовом” лит. процессе, видя в худож. шедеврах только закономерные проявления нац. культурной истории или лит. эволюции и отвлекаясь от их целостности. С конца 19 в. намечается поворот науки об иск-ве к общеэстетич. проблематике, важнейшим результатом чего явилось утверждение отд. худож. произв. в роли самостоят, и специфич. объекта познания. Об этом свидетельствуют, в частности, ст. В. Сеземана “Эстетическая оценка в истории искусства” (“Мысль”, 1922, JM” 1) и до сих пор актуальная ст. А. Скафтымова “К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы” (“Уч. зап. Саратов, гос. ун-та”, 1923, т. 1, в. 3). Длительное время в лит-ведении преобладали односторонние методы А.: абстрактно-классовый подход к произведению как к образному комплексу социально-психол. переживаний определ. обществ, среды; формалистич. А. текста как совокупности приемов “преодоления” худож. материала; психоаналитич. усмотрение в тексте “симптомов” душевной жизни автора или духовной жизни нации, эпохи; метафизич. расчленение произв. на идейно-тематич. содержание и “художественные особенности” внеш. характера и пр. Критика этих методов вела к закономерному углублению науч. представлений о предмете, возможностях и назначении А.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 492. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия