Студопедия — Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая






Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы.

В решении данной проблемы сложились следующие подходы:

· естественно-эволюционный – раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции;

· креационистский – предполагает акт творения человека Богом и базируется на вере в сверхъестественное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение;

· уфологическая, или космическая, версия – концепция о внеземном происхождении человека, в соответствии с которой он появился на Земле вследствие вмешательства инопланетных существ;

· игровая модель (И. Хейзинга) – в качестве всеобщего принципа становления человечества и культуры выделяет игру;

· психоаналитический подход (З. Фрейд) – в качестве решающего фактора антропогенеза признает отказ человека от удовлетворения желаний бессознательного и культуротворчество за счет сублимации энергии либидо;

· символическая концепция А. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая сфера формирования человека – знаково-символическая реальность.

Основными концепциями антропогенеза, как правило, называют религиозную (креационистскую), трудовую и игровую модели.

В креационистской концепции (общепринятой вплоть до XIX в.) человек рассматривается как созданный по образу и подобию Божьему обладатель бессмертной души и свободной воли. Передача образа Божьего символически описана как «вдыхание» Богом жизни в тело человека, которого он создал из «праха земного». Амбивалентная природа этого существа определяет характер и направленность его бытия и противоречивую динамику личностной (духовной) жизни. Можно сказать, что человек несет в себе крупицу божественного, которая дает о себе знать, когда мы движимы поисками истины и красоты, заботимся о справедливости, обнаруживаем способность любить и прощать. Данные характеристики как отражение образа Божьего в человеке составляют основу его достоинства, проявляющегося, в первую очередь, в способности утверждать свою волю, властвовать над тварным миром (миром природы), над другими созданиями и над самим собой.

Теистическое мировоззрение не требует конкретного объяснения происхождения человека (в Священном Писании не даны ответы на вопросы «как» или «когда» это произошло). Творение представлено как сверхъестественное, мгновенное и глубоко символичное событие, определяющее сакральный смысл развертываемого бытия человека и истории общества, через которую реализуется Божественное Провидение.

Научное осмысление проблемы антропогенеза логически связано со становлением эволюционной концепции в биологии, начало которой положил Дарвин, выдвинувший в 1871 г. в труде «Происхождение человека и половой отбор» гипотезу об эволюционном развитии человека от обезьяноподобного предка. С этого момента место божественного творения в науке заняла эволюция живой природы на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование. Последователи ученого (Г. Гексли, Э. Геккель) выдвинули идею происхождения человека не непосредственно от обезьяны, а от некоего общего предка человека и человекообразных обезьян. Энгельсв своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) обосновал значение труда для формирования мышления, речи, социальной организации, индивидуальных различий и культуры.

В соответствии с трудовой концепцией антропогенеза, эволюция человека и формирование общества (социогенез) выступают как две составляющие единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося по разным подсчетам в течение 3–3,5 или 6 млн. лет.

В целом основные предпосылки антропосоциогенеза сегодня принято подразделять на две группы: социальные и природно-биологические.

К природно-биологическим предпосылкам атропосоциогенеза относят следующие:

мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека – юге Африки; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов, и у некоторых приматов произошел качественный «биологический скачок», приведший к появлению человека);

изменение климата (похолодание), приведшее к исчезновению обширных широколиственных тропических лесов, в которых обитали непосредственные предки человека;

Исчерпывающими данными о степени и масштабах влияния различных природных факторов на биологию приматов (предков человека) наука не обладает. Предполагается, что один из природных факторов в качестве определяющего или вся их совокупность стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению гоминидной триады. Гоминидная триада – это генетически закрепленные морфологические признаки первых гоминидных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между человеком и обезьяной: прямохождение, освобождение верхних конечностей и изменение кисти руки, увеличение объема и усложнение организации головного мозга, способствовавшее возникновению второй сигнальной системы.

Теоретическая реконструкция процесса антропогенеза позволила выделить в нем следующие стадии: примерно 3–5 млн. лет назад появился австралопитек, освоивший прямохождение и изготовлявший галечные и костяные «орудия» труда; около 1,5 млн. лет назад – питекантроп с развитой кистью, зачатками речи, способностью изготовлять ручные рубила; 150 тыс. лет назад – неандерталец, обладавший развитым мозгом, членораздельной речью и способностью к изготовлению разнообразных примитивных орудий труда; 90–100 тыс. лет назад – человек разумный, имевший вид современного человека.

Природные предпосылки обусловили биологические изменения гоминидных существ, однако определяющая роль в антропогенезе отводится социальным факторам.

Социальные предпосылки антропогенеза:

производство орудий труда и использование их как средств для производства материальных благ. Этот процесс имел, по меньшей мере, два значимых следствия: а) ослабление и разложение инстинктивной основы поведения, снижение непосредственной приспособленности к среде обитания у наших первопредков; б) переход от стратегии приспособления к природе к стратегии ее преобразования. В процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивал свои аналитико-синтетические способности. Результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, освоение участков земли для собирательства, земледелия и т. п. требовало перемещений в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, развивалось мышление;

возникновение мышления, языка, речи. В процессе хозяйственной деятельности посредством языка устанавливаются межчеловеческие связи (за счет появления надгенетических механизмов хранения опыта, формирования культурных традиций), структурируется реальность (она дифференцируется на роды практически значимых предметов – одежду, утварь, кров), что явилось предпосылкой возникновения материальной культуры. В процессе эволюции человеческая речь превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, оценок, обеспечила способность воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Язык выступил эффективным средством организации совместных действий, хранения и трансляции знаний;

эволюция брачно-семейных отношений. Переход от стада к общине, установление внутристадного мира был связан с возникновением запрета на инцест и другими первичными морально-нравственными табу (запрет на убийство соплеменника; требование помощи слабому). Нравственность оказалась важнейшим фактором антропосоциогенеза, поскольку выступила специфическим механизмом выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Способствуя преодолению индивидуально-эгоистических импульсов в интересах рода, вида, племени и формированию альтруистических форм поведения, она стала основанием человеческой психики и ее первичных социальных проявлений.

В процессе эволюции, таким образом, жизнедеятельность людей приобрела сознательно-волевой характер, вследствие чего человек превратился в существо, способное к самопринуждению, обладающее сознанием, ответственностью и совестью.

С точки зрения современной науки, по мере развития цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, и эволюция человека пошла в направлении совершенствования социальных отношений, коллективного разума человечества, развития нормативно-преемственного, ценностного, многовариантного поведения.

Игровая концепция происхождения человека в качестве основного антропогенетического фактора, источника и основы культуры рассматривает игру. Несмотря на то, что непосредственным образом игра не связана с необходимостью выживания, именно через игру и посредством игры осуществляется развитие человека. Появление специфически человеческой среды обитания не может являться результатом исключительно трудовой деятельности, поскольку в сущностных своих проявлениях культура, как и игра, предполагает свободу самовыражения, творческую импровизацию, избыточность по отношению к материальным интересам.

Игра старше культуры, так как действия игрового характера можно обнаружить уже в животном мире, она постепенно преодолевает биологические границы. По мере становления культуры игровой элемент отодвигается на второй план, уступая место требованиям долженствования, но не вытесняется, а напротив, ассимилируется в сакральной сфере, кристаллизуется в науке и поэзии, правосознании и формах политической жизни, составляя глубинную основу жизни культуры. Такая ассимиляция наиболее наглядно проявляется в сфере языка. За каждым абстрактным словом скрывается метафора, образ, в каждой метафоре обнаружима игра слов, циркуляция смыслов.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 159. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия