Студопедия — Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта






С точки зрения современной науки сознание неразрывно связано с деятельностью мозга, однако историческая реконструкция позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи. Достаточно широкий спектр мнений по вопросу о том,существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений, заключен между двумя полюсами.

1. Сознание – единственная достоверная реальность, в то время как материальный мир – лишь его порождение. Подобная установка, возникающая в рамках субъективного идеализма, получила название солипсизма. В целом идеализм признает абсолютную независимость мышления (сознания) от материи, в данном случае от человеческого тела, мозга.

2. Сознание не существует как качественно специфическая реальность. Подобная позиция характерна для физикализма – широкого научно-философского течения, объединяющего ряд направлений, которые отождествляют сознание и физические процессы в головном мозгу. Его сторонники признают право на существование только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий» (могут быть выражены на языке физики). В частности, в рамках неопозитивизма на основании того, что понятия «память», «мотивация», «мышление» (выражающие процессы, протекающие в сознании) без потери объяснительной силы могут быть раскрыты в физических терминах, осуществляется попытка представить «сознание» и «духовность» в качестве устаревших слов обыденного языка. Данные слова используются для обозначения того, чему современная наука просто не может дать объективного определения.

Позиция вульгарного материализма (К. Фогт,Я. Молешотт, Л. Бюхнер) в середине XIX в. позволяла рассмотреть сознание как феномен, целиком сводимый к физиологическим процессам, происходящим в мозге человека. Головной мозг предназначен для производства мысли подобно тому, как желудок совершает пищеварение, а печень вырабатывает желчь.

В настоящее время доказательная основа физикализма включает в себя известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую обусловленность ряда характеристик психики человека, связь типов мышления с работой полушарий мозга.

В качестве промежуточных вариантов интерпретации связи сознания и мозга, идеального и материального можно рассматривать следующие концепции.

Теория интроекции Р. Авенариуса (вторая половина XIX в.) исходит из идеи о том, что мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. Утверждать, что мышление осуществляется в мозгу, – это недопустимая интроекция (вкладывание) в мозг того, что там не находится и находится не может. С точки зрения Авенариуса, мышление осуществляется вне мозга.

Гилозоизм (XVII в.) формирует представление об универсальности сознания в качестве атрибута материи, признает ее всеобщую одушевленность. Приписывая материи во всех ее формах способность к ощущениям, гилозоизм представляет собой попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

3. Диалектико-материалистический подход, с позиций которого сознание – функция мозга, т. е. совокупность идеальных процессов и явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. И. Введенского и других ученых доказали единство физиологического и психического при одновременной нередуцируемости этих процессов друг к другу.

Специфика сознания заключается в том, что оно идеально по своей природе. Идеальное – образ действительности в сознании (отражение действительности в субъективных формах деятельности сознания и воли человека). Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Это содержание представляет собой мир чувств, идей, мыслей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего индивида, ни других людей. Идеальное существует только будучи вплетенным в материальное, в систему нейрофизиологических структур и процессов, в физическое взаимодействие человека со средой. Так, например, высота или ширина, или плоскость не существует отдельно от вещей;цель и план деятельности имеют смысл только в отношении к самой деятельности. Таким образом, сознание есть «инобытие» материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии.

В целом, с позиций современной материалистической философии, сознание вторично по отношению к материи по происхождению, физиологической основе и содержанию так же, как образ вторичен по отношению к оригиналу.

Развитие мозга (цефализация), обеспечившего возможность сознания, протекало в процессе длительной эволюции живой природы. Представление о цефализации и ее характере положено в основу открытия Д. Дана, смысл которого заключается в следующем: начиная с геологической эпохи кембрия, когда у живых организмов появляются зачатки нервной системы, идет медленное, без «откатов» назад, усовершенствование нервной системы, в частности головного мозга. В дальнейшем в ходе эволюции роль мозга, регулирующего целесообразное поведение животного, все больше возрастает.

Современной наукой мозг человека рассматривается как сложноорганизованная и саморегулирующаяся система, качественное своеобразие которой определяется функциональной специализацией ее областей: зрение связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики: левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением и отвечает за речь, логику, счет; правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций.

Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, состоящей из миллиардов нервных клеток (нейронов), каждая из которых с помощью длинных и коротких отростков (аксонов и дендритов) связана с тысячами других нервных клеток. Вместе взятые, они образуют сложную сеть с огромным количеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Последние, получая сигналы, приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервным каналам передается в мозг. Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений, однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен для современной науки.

Итак, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Данное определение учитывает тот факт, что сознание – это продукт не только природного, но и социального развития. Естественно-физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, обусловливающей единство сознания, мышления и языка.

Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, т. е. несущих в себе мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации. Язык – это способ выражения мысли. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. Речь – это сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями. Если язык – общественное явление, то речь индивидуальна. Специфические особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается человек, существенно влияет на развитие его речи. Язык и вербальная речь оформились на основе невербальной речи (без слов), но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Примеры невербальных знаков: уличный светофор, дорожные знаки, дверные или телефонные звонки, жесты, мимика.

Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык химии, математики и др.), широко используемых в научном познании и технической практике.

Значение языка для понимания опыта сознания и его творческих возможностей определяется следующими аспектами:

1. Язык является не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевой деятельности.

2. Язык выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая коммуникацию между людьми через многообразные языковые игры и ситуации.

3. Язык – посредник между миром и человеком. Это означает, что любой язык посредством конкретных грамматических форм задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, количества, качества и т. п. Виденье и познание мира, таким образом, возможно только через призму языка.

Несмотря на то, что сознание и язык выступают в единстве, определяющей стороной в этом тандеме оказывается сознание. Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы (формы мышления, в которых фиксируются существенные свойства реальности) и диктует законы их языкового выражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит. Мысля – осуществляет речевую деятельность. Мыслить – это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове.

Однако единство языка и мышления не предполагает их тождественности. Говорить – еще не значит мыслить. Можно обнаружить, по крайней мере, два существенных различия между языком и мышлением. Во-первых, структура языка не совпадает со структурой мышления: законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален(каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой). Во-вторых, единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Именно поэтому люди, говорящие на разных языках, мыслят принципиально одинаково, в силу чего возможен перевод с одного языка на другой.

Передача и аккумулирование накопленного человечеством опыта осуществляется с помощью надбиологических программ (предписаний, обычаев, традиций, социальных стереотипов и т. п.), возникновение и функционирование которых связано с развитием и усложнением языка, речи и мышления. Творческая природа сознания выражается в том, что оно не просто пассивно отражает действительность, но и активно воздействует на нее. Человек как носитель сознания преобразует природу и общество и производит объекты, не существовавшие ранее в материальном мире, способствуя расширению сферы социокультурной реальности, созданию новых ценностей.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 163. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия