Студопедия — Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.






Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.

В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека и разума, стремления к земному счастью. Выясняя суть гуманизма, следует особенно подчеркнуть, что это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек - венец творения, краса мира, в разуме своем подобен богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующим выбором. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Валла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы, характерной особенностью которой является натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, в котором на первый план выдвигается опыт, исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей). Д.Бруно и Н.Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в 16 веке. Тезис Д.Бруно - “природа есть либо сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах” был направлен против христианского учения о сотворении богом мира. В натуралистическом пантеизме бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути, природа не создана богом, а есть бесконечное начало, состоит из множества миров. В центре же мыслителей Возрождения было учение о красоте человека, о ее одухотворяющей силе.

Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.

Для Бэкона основная задача философии состоит в познании природы из самой природы и критическом исследовании природы человеческого ума (критика “идолов”, “призраков”).

Чрезвычайно интересна и важна для понимания основных философских проблем эволюция классического британского эмпиризма. Ф. Бэкон, его основоположник, был одним из самых выдающихся представителей философского материализма, творцом английского материализма, одним из создателей современной науки. Он лучше всех выразил идею новой, активной науки, первым понял огромное общественное значение науки как важнейшего общечеловеческого социального института. Он первым создал всеобъемлющую программу достижения научно-технического могущества человечества. Ядро этой программы составляет разработанный Бэконом метод экспериментальной индукции. Бэкон – настоящий “пророк”, провозвестник современной научно-технической цивилизации. Его считают также основоположником сциентизма во всей последующей европейской философии, т. е. такого направления умов, приверженцы которого считают науку самой большой силой, способной решить все проблемы человечества и привести его в грядущий “золотой век”.

Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для мыслителя, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Эмпирическое направление в философии продолжили такие философы, как Локк, Гоббс, Гельвеций, Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших знаний.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 202. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия