Студопедия — Анализ правового статуса.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анализ правового статуса.






Билет №13.Правовое положение населения в Спарте и Риме (в VIII– середине III веков до н.э.).

А) Спартиаты.

1) Право собственности на землю. По земельной реформе Ликурга спартиаты получили 9 тысяч неделимых наделов из земель города Спарта, которые обрабатывались илотамикоторые вносили «назначенную подать» (половину урожая). Т.е. спартиаты сами производительным трудом не занимались, а получали прибавочный продукт, используя эксплуатируемый труд. Надел земли был неотчуждаемым и неделимым.

Оставшиеся без наделов становились гипомейонами (“опустившимися”), теряя права общинников (лишались прав граждан), они не могли участвовать в работе народного собрания и занимать должности.

Есть 3 точки зрения, что спартиаты имели: (1) право пользования чужой вещью (2) право держания, (3) право владения.

Право пользования. Земли были переданы спартиатамв обладание - поэтому спартиаты не имели право пользования чужой землёй под запашку. Они относились к земле, как к совей, поэтому не имели землю в держании, но не могли продать или дарить землю, значит, это было владение.

Наделы спартиатов были неделимыми, поскольку они распределялись по необходимому минимуму медимнов зерна для выживания и существования семьи. Но наделы были наследуемыми - их получал старший сын. Младшие сыновья получали только выморочные наделы.

Наследование земли говорит о наличии права собственности на нее(пускай и ограниченного), поскольку наследование является основанием возникновения права собственности.

Спартанская гражданская община как верховный собственник земли ограничивала права собственника. Это было сделано для того, чтобы спартиаты не занимались скупкой земель, чтобы сплотить спартиатов в случае восстания илотов. Поэтому спартиаты должны были сохранять равенство между собой и заниматься только военным делом, чтобы при меньшей численности противостоять илотам.

В результате реформ Ликурга спартиатам было запрещено обогащаться. Это было сделано также для сохранения равенства между спартиатами. Угроза со стороны илотов была достаточно серьезной, поэтому при заключении любого международного договора в любом акте содержалось требование о помощи Спарте в случае восстания илотов.

Спартиаты воспитывались в жестких условиях. С 7 лет их учили военной подготовке. Брачный возраст был завышен до 30 лет для того, чтобы семья не мешала ходить в военные походы и стойко сражаться с врагами. Это говорило о чрезвычайных мерах общества, которые оно предпринимало для того, чтобы остаться в Лаконии. Реформы Ликурга не сразу были приняты обществом, они возымели свое действие с 7 в. до н.э.

В интересах общества в целом права земельных собственников были сильно ограничены. У них осталось только наследование земли. Фактически, хотя спартиаты и являлись собственниками земли, распоряжение землёй отсутствовало. Таким образом, спартиаты имели ограниченное право собственности на землю, строения, насаждения.

2)Спартиаты имели право собственности на движимое имущество (предметы домашнего быта, продукты, оружие и т.п.).

Спартиатымоглизаключать сделки, но заниматься торговлей и ремеслом, как профессией им было запрещено – чтобы они не обогащались и чтобы сохранять единство спартиатов в борьбе против илотов. Спартиаты должны были заниматься только военным делом.

4)Спартиаты обладали политическими правами, но с 30 лет (чтобы это не мешало военному делу) – имели право занимать должности, с 30-ти лет участвовать в работе народного собрания в самом городе Спарта.

5) Спартиаты могли защищать свои интересы в суде.

5)Защищалась жизнь, здоровье и имущество спартиатов (за убийство, причинение вреда здоровью, грабёжи и кражи наказывали). В Спарте правоотношении регулировались правовыми обычаями и нормами, провозглашёнными в устной форме (ретрами). Написание законов было запрещено, чтобы не было соблазна обходить закон, искать в нём слабые места и заниматься судебным крючкотворством.

6)Спартиаты, по достижении 30 лет, могли вступать в брак (хотя с 20 лет уже воевали). Высокий брачный возраст объяснялся тем, что семья могла отвлекать от военного дела и военной службы. Для того чтобы женщины рожали крепких и здоровых детей, в отличие от других греческих полисов, в Спарте девушки занимались физической подготовкой (в особых гимнасиях).

Брак был парный. Но семейная жизнь проходила под надзором общины–государства.

Однако допускались элементы полигамии: (1) полигиния – если жена, или жёны, были бесплодны – можно было взять ещё одну жену; (2) полиандрия – несколько братьев могли иметь одну жену; или два друга, если им нравилась одна женщина – могли взять её в жёны. В случае старости, болезни или бесплодия мужа – молодой и здоровый родич мог вступить в половую связь с женщиной, для того чтобы она могла родить крепкого и здорового ребёнка, которого муж признавал своим сыном или дочерью.

Но прелюбодеяние считалось, как и везде, преступлением. Хотя сами спартиаты говорили, что при их системе воспитания совершение такого преступления – невозможно.

Существовали наказания за безбрачие, а также – за поздний или неравный брак.

Община–государствовмешивалась и в вопросы деторождения, преследуя цель рождения и отбора самых крепких и здоровых детей. Хилых младенцев убивали по решению специальной комиссии (решение исполнял сам отец). Это был способ противодействия вырождению (являвшемуся проявлением процесса дегенерации).

7)Спартиатывыполняли военные функции, участвуя в формировании общинного ополчения.

С7 лет начиналось военное обучение. С 7 до 20 лет мальчики проходили обучение в специальных школах под руководством наставников. С 14 лет подростки участвовали в военных передвижениях по территории государства, привыкали к походной жизни. С 20 лет, как прошедшие обучение, спартиаты ходили в военные походы и воевали. Военная служба длилась с 20 до 60 лет. В возрасте с 20 до 30 лет ночевали в своих подразделениях. С достижением 30 лет спартиаты имели право вступать в брак и жить со своей семьёй.

Но спартиаты были обязаны обедатьне дома, а вместе с другими мужчинами. Такие коллективные трапезы назывались сисситиями (с греч. “совместная трапеза”). Каждый спартиат должен был выделять для обедов определённое количество припасов для обеда – так называемой “чёрной похлёбки” (если он этого не делал – он становился гипомейоном- “опустившимся”).

Таким образом, все меры были направлены на усиление военной мощи.

Вывод:

Есть или нет у спартиатов статус свободы? Спартиаты имели права и несли обязанности (были правоспособны), могли, по достижении определенного возраста, своими действиями приобретать права и принимать на себя обязанности (были дееспособны), включая способность заключать сделки (имели сделкоспособность), несли самостоятельную юридическую ответственность (имели деликтосопособность). Таким образом, спартиаты обладали всеми элементами правосубъектности, т.е. имели правосубъектность. Следовательно, были субъектами права. То есть были свободными.

Имели ли спартиаты статус гражданства? В рабовладельческий период наличие статуса гражданства определялось от членства в общине, что зависело от наличияправа собственности на землю. Если бы мы признали, что спартиаты не являлись собственниками земли, то мы должны были бы их считать не общинниками – не гражданами. Однако все источники однозначно называют спартиатов гражданами. Следовательно, спартиаты имели право собственности на землю, но ограниченное общиной как верховным собственником земли. Спартиаты – общинники – то есть граждане.

Спартиаты относились к общинной знати, которая профессионально и наследственно занималась военным делом. Они занимались только управлением, а не производительным трудом, который был возложен на илотов.

Б) Периэки - жили всей территории Лаконии, кроме самого города Спарты; местное население Лаконии, признавшее власть спартиатов.

1)Периэки получали землю в обладание, относились к ней как к своей и были собственниками земли. Периэки могли отчуждать землю, то есть распоряжались землей, были собственниками земли. Они сами занимались производительным трудом, присваивали весь произведенный продукт.

Земельная собственность периэков также находилась под верховной собственностью гражданской общины на землю, гарантировалась и защищалась Спартанским полисом.

Таким образом, периэки являлись мелкими собственниками и земледельцами.

2)Периэки были собственниками движимого имущества: скота, орудий труда, зерна и других продуктов. Периэки занимались ремёслами – выделывали глиняную и металлическую посуду, в том числе, художественную, изготовляли шерстяные ткани и одежду, а также лучшее в Греции стальное оружие. Занимались мореходством – были собственниками морских кораблей. Могли приобретать любую собственность, включая землю.

3) Периэки могли совершать сделки, а также заниматься торговлей как профессией, в отличии спартиатов.

4) Периэкимогли защищать свои интересы в суде. Несли самостоятельную ответственность за свои преступления. Эфоры (высшие должностные лица, выполнявшие судебные функции) могли за преступление осудить периэка на смертную казнь.

5) Соответственно, защищались жизнь и здоровье периэков. Также защищалось имущество периэков.

6) Периэкимогли вступать в брак. Дети, рожденные от этих браков, получали статус периэков. Но в Спарте существовал запрет на браки между спартиатами и периэками.

7) Политические права периэков:

· Периэкине могли участвовать в народном собраниив самом городе Спарта. Исследователи связывают это с тем, что большинство периэков жили далеко от города Спарта, поэтому они не приходили на политические собрания и не пользовались своими политическими правами. Это фактическое положение потом приобрело статус государственного обычая, поэтому позже в народном собрании участвовали только спартиаты.

· Периэки не занимали должностей в самом городе Спарта. Но на местах периэки жили в поселках - соседских общинах, где была система самоуправленияпод управлением гармостов (лиц, осуществлявших надзор на землях периэков). Поэтому у себя в общинах они могли занимать должности и обсуждать различные вопросы на народных собраниях своих общин.

· Периэки могли занимать военные должности – могли назначаться командирами воинских подразделений (в том числе, крупных).

· Они занималидипломатически посты – выполняли внешнеполитические поручения, представляя Спартанскую общину–государство перед другими государствами.

Таким образом, периэки имели свободу и гражданские права. Но в самом городе Спарта периэки не имели политических прав. Зато их поселения обладали самоуправлением.

Периэки обладали собственным самоуправлением, но в общегосударственных делах подчинялись спартанским архагетам(«владыкам», которые правили общиной-государством Лакедемон).

Периэки несли военную обязанность – они формировали спартанскую фалангу, приходя со своим вооружением гоплита (тяжёловооружённого пехотинца). Спартиаты и периэки вместе формировалиобщинное ополчение.

9) Периэки участвовали во всех формах создания общинного фонда. Они платили налог с земельной собственности общины в казну полиса на общие нужды. Кроме того, два раза в месяц общины периэков поставляли определённое количество жертвенных животных и сельскохозяйственных продуктов.

10) У периэков и спартиатов были единые культовые обряды и другие традиции:

а) общелаконский праздник в Амиклах;

б) единые погребальные обряды – после битв спартиаты и периэки погребались вместе; отдельно от илотов;

в) когда умирал архагет, в похоронной процессии обязаны были присутствовать спартиаты и периэки – как члены гражданского коллектива, из всех поселений периэков приезжали люди.

Вывод:

Есть или нет статус свободы? Периэки имеют права и несут обязанности, т.е. правоспособны. Дееспособность также есть, так как периэки приобретали и осуществляли права и обязанности. Могли заключать сделки, то есть была сделкоспособность. Несли самостоятельную юридическую ответственность – были деликтоспособными. Таким образом, периэки обладали всеми элементами правосубъектности – имели правосубъектность, т.е. были субъектами права. Это означает, что периэки имели статус свободы.

Статус гражданства. Периэки участвовали в органах местного самоуправления, но на народных собраниях в самом городе Спарта они не проявлялись. Однако наличие политических прав в рабовладельческий периодне является главным признаком гражданства. Главным признаком наличия статуса гражданства в рабовладельческий период являлось вхождение в общинный коллектив, для чего нужно было быть собственником земли. Раз периэки – собственники земли, то они являлись общинниками и имели статус гражданства.

Периэки – свободные и имеют права граждан. Следовательно, они относятся к сословию полноправных свободных. Так как периэки функции управления не выполняли, а занимались производительным трудом на своей земле, то – это рядовые общинники.

В) Илоты – те, кто добровольно не признал власть спартиатов. Они не относились к лакедемонянам.

1) Илоты после завоевания, как покорённое население, потеряли право собственности на землю – она стала собственностью завоевателей – спартиатов. Права илотов на землю, которую они теперь обрабатывали, можно охарактеризовать или как держание, или как право пользования чужой землёй под запашку, похожее на эмфитевзис.

Илоты продолжали жить общинами, но это были не общины собственников земли, они являлись общинами эксплуатируемых производителей, обрабатывавших чужие земли. Илоты самостоятельно вели хозяйство.

Илоты обрабатывали наделы спартиатов, внося назначенную подать, составлявшая половину урожая. Поскольку илоты были часто недовольны размером подати, они пытались убегать с земли. Поэтому им запрещалось покидать наделы, на которых они обрабатывали (т.е. илоты были прикреплены к земле).

Илоты могли стать афетами или адеспотами,что означало, что илоты могли покинуть свой участок – они откреплялись от земли.

Илоты имели в собственности движимые вещи: орудия труда, скот, деньги т.д. Половина урожая была в их собственности - это был необходимый продукт илотов.Имуществоилотов передавалось детям по наследству.

3) Илоты могли совершать сделки,поскольку могли распоряжаться движимыми вещами. Илоты могли заниматься ремеслом, торговлей. Поэтому среди них были довольно богатые люди.

4) Вопрос с защитой их прав стоит следующим образом. Исходя из экономической целесообразности, в обычной жизни просто так убивать илотов было нецелесообразно. Однако илоты были недовольны своим положением – постоянно существовала угроза восстания. Поэтому каждый год должностные лица Спарты объявляли илотам войну. Соответственно, эта война происходила в виде так называемых криптий.

Криптии были формой военной подготовки, в ходе которых молодые спартиаты уходили в труднодоступные земли и вели наблюдение за илотами. Им дозволялось выявлять и уничтожать самых опасных илотов – которые не хотели повиноваться завоевателям и подстрекали других илотов к восстанию.

Таким образом, с одной стороны, илоты, как не общинники, общиной не защищались. Но, с другой стороны, в интересах спартиатов, всех илотов убивать было невыгодно – иначе некому было бы работать на полях спартиатов. Нужно было уничтожать только опасных илотов.

5) Илоты вступали в браки имели семью (рабы же могли вступать в связь только с разрешения хозяина или в лучшем случае сожительствовать)

6) Илотов использовали во вспомогательных подразделениях (не в общинном ополчении) – в качестве обозных, носильщиков, лагерной прислуги, санитаров, военных строителей; кроме того, илоты использовались как легковооружённые воины (пращники, лучники, метатели дротиков) – бежали перед фалангой.

7) Часто илотов пытаются называть или государственными рабами, или коллективными рабами (т.е. собственностью общины), то собственностью общины–государства, подчёркивая особый статус илотов и их непохожесть на обычных рабов.

Но правовой статус рабов, как объектов права, не зависит от формы собственности. Независимо от того, в чьей собственности находятся рабы – они были собственность их господина, который мог их продать, подарить, обменять. Однако илоты не являлись товаром – илотов было запрещено продавать, покупать или дарить.

Вывод:

Есть или нет уилотов статус свободы? Илоты имели право собственности на движимые вещи, права и обязанности супругов и т.д. Видно, что илоты имеют права и несут обязанности, т.е. правоспособны. Они, заключая сделки, вступая в брак, отвечая за свои действия, своими действиями могли приобретать права и приобретать и исполнять обязанности, т.е. илоты являлись дееспособными. Могли заключать сделки – сделкоспособны. Несли самостоятельную юридическую ответственность, т.е. деликтоспособны. Таким образом, илоты обладали всеми элементами правосубъектности – т.е. были правосубъектны. Следовательно, илоты – субъекты права.

Видно, что илоты выступали субъектами гражданских правоотношений (включая брачно-семейные отношения). Они выступают субъектами уголовных и процессуальных правоотношений. Т.е., с точки зрения права, илоты – свободные.

Илоты – покорены, но вещами они не являлись. Илоты ни одного признака объекта права не имеют, поэтому они не рабы.Однако у илотов нет права собственности на землю – поэтому они не входили в общинный коллектив (не были общинниками). Следовательно, у них нет статуса гражданства.

Таким образом, илоты – неполноправные свободные. Так как илоты не были общинниками – община их не защищала.

Рабы, по предположению исследователей, поначалу были в Спарте. Но после реформ Ликурга по запрете роскоши было провозглашено имущественное равенство. А наличие рабов предполагало имущественное неравенство.

С другой стороны, спартиатыв целях военного воспитания изымались из семьи и жили в жёстких условиях. Тут рабы были не нужны. Если у спартиатов были бы рабы, то это противоречило бы требованиям спартанского образа жизни. Поэтому, после реформ Ликурга рабы исчезают. В Лакедемоне в качестве работников стали использовать только илотов.

Т.е. сложилась ситуация, когда класс эксплуатируемых производителе й на 100% состоял только из чужаков, а рабов тогда не было.

Рабы в Лакедемоне снова появились в IV веке до н.э., когда начался кризис Ликургова строя. Спарта победила Афины в Пелопоннесской войне и получила огромную контрибуцию. У спартиатов обнаружилось стремление к обогащению. Рабы сначала появились в хозяйствах периэков, потом в хозяйствах спартиатов. Землюстали продавать–покупать на окраинах Лакедемона, а затем открыто стали продавать и скупать землю на всей территории Спартанского государства.

Это привело к нарушению имущественного равенства. Ликургов строй разрушился, это привело к тому, что Спартанский полис, в конце концов, был разгромлен Филиппом II и Александром Македонскими, а также позже покорен римлянами.

Социальная структура спартанского общества была следующей:

сословиеполноправныхсвободных спартиаты(общиннаязнать) классэксплуататоров
периэки(рядовыеобщинники) классмелкихнеэксплуатируемыхпроизводителей
сословиенеполноправныхсвободных илоты классэксплуатируемыхпроизводителей
рабы(сIVв.дон.э.) сословиенесвободных

 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия