Студопедия — Онтология.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтология.






В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. Необходимо различать: 1 обыденный смысл понятия бытия, совпадающий с такими понятиями, как существовать, быть, есть, находиться в наличии, где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса, и 2 сугубо философский смысл категории бытия.

Со времен античности в философии различают бытие и сущее. Под сущим понимают совокупность вещей и процессов, бесконечно многообразных в своих проявлениях, с которыми сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительност ь. При этом возникают вопросы:

- Что представляет собой окружающая человека действительность

- Что обеспечивает ее многообразное существование

- Как и откуда все произошло

- Что или кто движет миром

- Что или кто является причиной существования мира вообще

Поиски ответов на эти вопросы и отразились в различных трактовках категории бытие. Бытие — есть начало, чистое существование, не имеющее причины. Оно начало, причина самого себя, самодостаточная, ни к чему не сводимая, ни из чего не выводимая, обеспечивающая миру порядок, стабильность и развитие. Бытие — это то, что обеспечивает существование. Бытие — это последнее, о чем еще можно спрашивать

 

Заслуга выделения категории бытия как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, он же, в отличие от всех предыдущих философов, обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже на глыбу совершенно круглого шара.

Значительный вклад в трактовку бытия внес Платон, выделяя истинное бытие — мир чистых идей, и противопоставляя его чувственному бытию. Платон впервые структурировал бытие, включив в него все сущее.

 

Бытие — одна из основных философских категорий. Учение о бытии называется онтологией. Бытие означает существование, реальность окружающего нас мира. Ввел эту категорию в философию греческий философ Парменид, понимая под бытием все то, что имеется за миром чувственных вещей, оно есть вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Он считал, что бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно, находится вне пространства и времени.

 

В средние века только Бог считался подлинным бытием. Начиная с Декарта, человек, его жизнь стали восприниматься как единственное подлинное бытие.

Выделяются следующие формы бытия:

 

· 1 бытие вещей, процессов, состояний природы бытие природы как целого;

· 2 бытие вещей, процессов, произведенных человеком;

· 3 бытие человека бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

· 4 бытие духовного идеального;

· 5 бытие социального индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества.

 

 

Основные философские трактовки сущности сознания. Проблема идеального.

 

Феномен сознания. Взаимосвязь мышления и языка.

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

 

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно — творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

 

Сознание – объективный образ объективного мира

Функции сознания:

 

1 Мировоззренческая.

2 Познавательная.

3 Творческая.

4 Регулятивно — управленческая.

5 Оценочная.

6 Координирующая.

 

Структура сознания:

 

1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

 

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

 

Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы, социализации и т.д.

 

Теория познания и ее место в системе философского знания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения.

 

Гносеология — теория познания — отдельная область философского знания.

 

Основное содержание теории познания представляет собой связную систему проблем, центральной из которых является проблема истины. Возможность истинного знания связана с вопросом о познаваемости мира. В самом начале исследования перед человеком встает задача самой возможности познания, поиск основания этой возможности или невозможности. Здесь рассматривается отношение человека к миру. Затем следует анализ структуры данного отношения. Главными ее элементами являются субъект и объект. Рассматривая субъект-объектные отношения, философ не может не поставить заново вопрос о возможности познаваемости, поскольку трактовка субъекта и объекта обусловливает характер познавательного отношения, воспроизводящего или нет в сознании субъекта свойства и процессы действительности.

 

Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса. Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществляющие познание или преобразование действительности. Объектэто та сторона действительности, на которую направлено познание. С одной стороны, мы имеем сознательного человека, с другой — мир как реальность, как бытие.

 

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 170. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия