Студопедия — РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ-ХХ ВВ. (В. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ И ДР.) И РУССКИЙ КОСМИЗМ (Н. ФЕДОРОВ, В. ВЕРНАДСКИЙ И ДР.).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ-ХХ ВВ. (В. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ И ДР.) И РУССКИЙ КОСМИЗМ (Н. ФЕДОРОВ, В. ВЕРНАДСКИЙ И ДР.).






Сегодня в истории русской философии принято выделять в качестве самого развитого и самобытного течения ‑ религиозную философию рубежа веков (ХIХ – ХХ вв.), соединившую в неразрывное целое Любовь к Богу и его копии ‑ человеку с любовью к мудрости и красоте, понимая сами мудрость и красоту, как всеобъемлющие качества Всевышнего (Прекрасную Премудрость Божию). В этой философии много места уделяется уникальному месту во всемирной истории и мессианской роли русского народа-Богоносца (так называемой «русской идее»).

Основоположником этого направления и авторитетнейшим представителем считается В.С. Соловьев (1853-1900 гг.), создавший «философию всеединства» - монолитный сплав науки и религии, античной и немецкой философии, рационализма и эмпиризма, реализма и мистики, естествознания и творчества, и т.д. Все эти элементы культуры он считал лишь видимыми, частичными и преходящими проявлениями некой «всемирной души» ‑ Бога как начала, движителя и цели развития мироздания.

Соловьев сформулировал концепцию «цельного знания» = рациональная философия + эмпирические науки + религиозная мистика (сверхчувствование сверхестественного).

Больше всего внимания он уделял воспитанию искренней веры и высокой нравственности (служения Абсолютному Добру = Господу). В качестве идеальной формы человеческого общежития проповедовал «всемирную теократию» (власть воссоединившейся «Вселенской» христианской церкви). Доказывал, что русский народ исполнит свою миссию спасителя и объединителя человечества, если сам очиститься от нетерпимости и исполнится просвещенной веры. Но убедившись, что его идеи не получают массовой поддержки, счел это явным доказательством близости конца света, и много внимания уделил призывам к взаимной любви между «избранными к спасению и вечной жизни» после Страшного Суда.

Среди продолжателей Соловьева выделяют богослова П.А. Флоренского (1882-1937 гг.), конкретизировавшего представление о единстве всего сущего в составе Божьей Премудрости, а заодно в человеческом разуме и культуре. Однако человек, по мнению этого философа, слишком греховен, и должен совершенствоваться с помощью христианской церкви, борясь с грехами в себе и нарастанием хаоса в грешном мире.

Н.А. Бердяев (1874—1948) прославился как апологет свободного духовного творчества, предтеча теологического экзистенциализма и персонализма, а также как «главный посредник между русским и западным мировоззрениями», «организатор диалога между всеми христианскими конфессиями».

Бердяев считается типичным дуалистом: его учение основано на противопоставлении двух миров: духовного и объективного. В первом свободно творят Бог и Человек. Во втором – все подчиненно необходимости. Бердяевские «миры» взаимосвязаны. Духовное в творческом самозабвении способно прорываться в эмпирический мир («объективизироваться»). В свою очередь объективный мир угнетает и порабощает дух. И только в творчестве дух вновь и вновь вырывается из плена необходимости.

По этике Бердяева безнравственно игнорировать реальность, смиряться или приспосабливаться – нравственно же «мужественно противиться» мирскому злу, вести с ним «самоотверженную борьбу», обеспечивая максимальную свободу творчества и братство творческих личностей, каждая из которых превыше общества, нации и государства.

Смотри также заметку «Н.А. Бердяев»:http://plas.by/filosof/mis/berdjaev.php

Русский космизм ‑ это комплекс научных, философских и художественных идей. Философская основа разработана Федоровым естественнонаучные модификации – Вернадским, Циолковским, Чижевским и др.

Н.Ф. Федоров (1829-1903 гг.) ‑ русский библиотекарь, сочинивший «проект Общего дела человечества по воскрешению умерших, бессмертию живущих и преображению Вселенной в рай (Царство Божие)». По его мнению, Бог замыслил нетленный и упорядоченный мир (космос), а орудием воплощения этого замысла избрал человечество. А потому все люди должны объединиться и всевозможными способами, в том числе постигая законы природы, изобрести средство для обретения бессмертия живущими и воскрешения умерших. А уже обретя жизнь вечную, самоусовершенствоваться и превратить Вселенную в единое и гармоничное целое ‑ царство справедливости, нравственности, красоты, истины. Личное же спасение, как его проповедовала официальная церковь, Федоров считал эгоистичным и безнравственным, не способным объединить человечество.

Развитием идей космизма о единстве человека и космоса считается учение минеролога В.И. Вернадского (1863-1945) о биосфере – живой оболочке Земли, постепенно превращаемой людьми в ноосферу ‑ искусственную оболочку, формируемую осмысленной деятельностью людей (больше всего наукой и техникой). Вернадский много внимания уделил описанию взаимодействия 7 элементов биосферы (живого, произведенного живым, неживого, созданного взаимодействием живого с неживым, радиоактивного, рассеянно-атомарного, космического). Жизнь он считал переносимой с планеты на планету, ибо живое, по его мнению, не может возникнуть из неживого. Верил, что наука, в конечном итоге, сделает жизнь людей гармоничной и счастливой. Но для этого ученые должны быть высокоморальными и беречь природу.

Ученый-самоучка К.Э. Циолковский (1857-1935 гг.) развивал «космическую философию», планируя полеты за пределы Земли с помощью ракет и доказывая, что природные стихии и разум в равной мере стремятся ко вселенской гармонии. Полагал, что люди благодаря науке станут бессмертными, как атомы, но при этом преобразуют себя в некие «растения-животные», способные улавливать и использовать энергию света и заселять все звездные миры.

Советский диссидент А.Л. Чижевский (1897-1964 гг.) обосновывал единство и взаимосвязь всех элементов вечно циркулирующего Космоса. Все они – различные формы электричества, подчиняющиеся одному-единственному закону мироздания, еще не открытому, но проявляющемуся в строгих математических пропорциях мироздания, в определяющем влиянии глобальных космических сил на все земные явления. В частности циклы солнечной активности (11,2 года), воздействуя на психику, предопределяют цикличность истории.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 192. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия