Студопедия — ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О ЕЕ ЗНАЧЕНИИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ О ЕЕ ЗНАЧЕНИИ.






Социальная диалектика изучает общественные конфликты и иные противоречия, находя в борьбе личностей, групп, классов, государств источник (движущую силу) развития общества.

При таком рассмотрении человечество предстает в виде сложно взаимодействующей системы материальных и духовных факторов, включая экономические, политические, религиозные, нравственные и т.д. Переплетение разнообразных человеческих действий с замыслами, стихийного с целенаправленным создает многоплановую и очень запутанную картину. Ее то и приходится анализировать, чтобы найти равнодействующую всех социальных противостояний.

Особенности социальных противоречий:

- они самые важные для людей, поскольку непосредственно их касаются, причем социальная вражда – особо опасна и губительна (борющиеся между собой люди убивают и калечат друг друга чаще, чем дикие звери и природные стихии);

- человек включен в социальные антагонизмы (он в них и субъект, и объект), использовать или разрешать эти противоречия можно лишь задействовав себя и своих ближних;

- социальные противоречия считаются наиболее многоплановыми, сложными и запутанными (социум – сложнейшая форма материи);

- у каждой стороны социального противоречия есть своя «группа поддержки», пытающаяся добиться одностороннего, несбалансированного урегулирования в свою пользу.

Советская философия рассматривала классовую борьбу в качестве движущей силы антагонистических (классовых) обществ, якобы перерастающих на стадии империализма в бесклассовый коммунизм. Сегодня же подобный подход все чаще трактуется как разжигание социальной вражды. А на первый план выдвигается социальное сотрудничество и мирное сосуществование, столь необходимые в эпоху глобального кризиса. В этой связи синергетика трактуется как более современная и совершенная форма социальной диалектики.

 

13. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В ОБЪЯСНЕНИИ ДИНАМИКИ МИРА И ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЕГО КАРТИНЫ (В. С. СТЕПИН ОБ «УНИВЕРСАЛЬНОМ ЭВОЛЮЦИОНИЗМЕ»).

Глобальный (универсальный) эволюционизм – общетеоретическая концепция (ядро синергетики), сводящая все формы развития (космическую, химическую, биологическую и социальную) к единым принципам эволюционного саморазвития (самоорганизации). Опираясь на эту концепцию, стараются объяснить весь ход «пульсирования» Вселенной от возникновения элементарных частиц до апогея глобальной цивилизации ‑ и тем самым создать целостную научную картину мира.

Согласно теории глобального эволюционизма мироздание постоянно изменяется, ни разу не повторяясь (оставаясь сингулярным – уникальным). В этих изменениях многое случайно (спонтанно), но есть и общие закономерности («инвариантности») - некая наследственность (преемственность) качеств и формальное сходство алгоритма трансформаций. Общая схема перемен такова: из множества вероятных вариантов будущего верх берет наиболее оптимальный (представления об оптимальности у разных ученых весьма различны, но чаще всего оптимальность тождественна наименьшим затратам энергии в процессе существования). При этом разнообразие растет, стабильность снижается, разрозненное объединяется, целое проявляет качества отсутствовавшие у его частей и продолжает самоусложняться.

Глобальному эволюционизму, сложившемуся в конце ХХ века, предшествовали:

- антиэволюционизм, характерный для теологии и классической философии, утверждавших вечность и низменность Творца или законов мироздания соответственно;

- локальный эволюционизм, появившийся во второй половине XIX века, когда были открыты эволюция биологических видов и происхождение звездных систем, однако Вселенная в целом и ее основные законы по-прежнему признавалась одними и теми же во все времена.

Академик В.С. Степин – один из виднейших сторонников «универсального эволюционизма». Он обращался к данной концепции во многих своих работах (в частности в книге «Теоретическое знание» 2000 г.). Там рассказано, какие научные теории (1) теория нестационарной - развивающейся Вселенной, 2) синергетика – теория всеобщего единения, 3) дарвинизм; 4) концепция биосферы-ноосферы) ‑ и какие ученые (Вернадский, Пригожин, Моисеев и другие) способствовали тому, что в последней трети ХХ в. появилась возможность объединить представления о неживом, органическом и социальном с помощью эволюционного и системного подхода. Кроме того, автором большое внимание уделено:

- удачной величине физических констант нашего Мира, позволяющим появиться разумному существу;

- необратимости времени («стреле времени»);

- теории самоорганизации, глобальному эволюционизму, синергетике и теории систем – как основам формирования современной научной картины мира, отводящей центральное место человеку, субъективные взгляды которого из познания неустранимы;

- нарастающей интеграции и взаимному обогащению ранее обособленных наук, что создает «единство во многообразии»;

- угрозе уничтожения всего живого глобальным техногенным кризисом, что влечет моральную ответственность ученых за его предотвращение.

Обобщая сказанное, Степин утверждает, что нынешняя индустриальная цивилизация достигла «точки бифуркации» (пика неустойчивости) и от любого шага ученых зависит не только будущее науки, но и выживание всего человечества.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия