Студопедия — Главные характеристики современного этапа развития науки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Главные характеристики современного этапа развития науки






В ходе развития науки в последней трети XX в. были выявлены основания для создания новой научной картины мира — эволюци- онно-синергетической. Ее фундамент составляют ставшие общена­учными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синер­гетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи на­ряду с движением, пространством и временем. Пока еще рано судить обо всем содержании эволюционно-синергетической картины мира, но некоторые ее сущностные черты можно указать. Во-первых, раз­витие рассматривается в ней как универсальный (осуществляющий­ся везде и всегда) и глобальный (охватывающий все и вся) процесс. Эта черта данной картины мира находит свое выражение в развитии концепции универсального (глобального) эволюционизма. Во-вто­рых, само развитие трактуется как самодетерминированный нели­нейный процесс самоорганизации нестационарных открытых сис­тем. Такое понимание процессов развития исходит из синергетики. В-третьих, утверждается фундаментальная согласованность основ­ных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.

Эти черты эволюционно-синергетической картины мира позво­ляют по-новому решать проблему единства мира, понять взаимосвязи между различными уровнями организации материального мира (ме- га-, макро- и микромиров), живой и неживой материей, природы и об­щества, увидеть в новом ракурсе место и роль разума во Вселенной.

В указанных выше чертах формирующейся новой НКМ отража­ются и главные характеристики современной науки.

Во-первых, принцип развития (эволюции) в современной науке получил статус фундаментальной мировоззренческой и методологиче­ской константы. В общенаучной концепции универсального (глобаль­ного) эволюционизма принцип развития воспроизводится на уровне оснований науки, которая служит центром идейной кристаллизации новой научной картины мира — эволюционно-синергетической.

В рамках универсального эволюционизма происходит элимина­ция понятия изолированной системы, а вместе с ним — и концепции абсолютного (лапласовского) детерминизма. Теперь всякий локаль­ный процесс эволюции (геологический, биологический, социальный и т. д.) может быть объяснен только лишь как необходимый момент единого универсального процесса развития Вселенной как целого.

Современные космологические модели вполне определенно де­монстрируют эвристическую силу эволюционного подхода, предпо­лагающего рассмотрение физической реальности с позиций принципа развития. Очевидно, что если Вселенная реконструирована в космо­логических моделях как развивающаяся целостность, то и конкрет­ные формы материи (химическая, геологическая, биологическая, со­циальная), порожденные в едином «вселеннском» процессе развития, также претерпевают направленные изменения, т. е. развиваются.

Во-вторых, во 2-й половине XX столетия научное сообщество в полной мере осознало целостность, а следовательно, системность Метагалактики. Принципиально важно здесь то, что центральный аспект системности Метагалактики образует универсальность процес­сов развития. Это синхронный аспект взаимосвязи развития и сис­темности. Диахрония развития и системности заключается в том, что первоначально (как с точки зрения времени, так и с точки зрения субстрата) процесс развития был реализован в физической реально­сти. Результатом этого процесса стал субстрат химизма — атом. На­ступила космологическая эпоха рекомбинации: вещество отделилось от излучения. В этом пункте единый процесс развития дивергирует: теперь он воплощается в физической и химической ветвях эволю­ции универсума. Пространственно-временная суперпозиция физи­ческой и химической ветвей эволюции порождает биологический модус развития. На определенном этапе своего развертывания биоло­гическая эволюция, суперпозицируя со своим основанием — физи­ко-химической эволюцией, «взрывается» новой ветвью развития — социальной, которая, в свою очередь, порождает новый виток эволю­ции — информационный (опять же через суперпозицию со своим природным основанием — единством живого и неживого).

Описанная схема есть не что иное, как предельно общий сцена­рий порождения и возрастания системности той части мира, которая доступна научному познанию. Причем этот процесс осуществляется в форме развития.

В основе системности изучаемых наукой объектов лежит процесс развития. Системная парадигма во 2-й половине XX в. приобрела статус общенаучной именно потому, что в данный период собствен­ного развития науки в подавляющем большинстве ее сфер была осоз­нана историчность, изменчивость их предметных областей.

Такое положение дел дает основания для принципиально важных в мировоззренческом и методологическом отношении выводов.

В современной науке развитие трактуется как нелинейный, веро­ятностный и необратимый процесс, характеризующийся относитель­ной непредсказуемостью результата. В силу указанных обстоятельств прогнозирование как необходимый элемент философского и науч­ного знания в настоящее время воплощается в форме построения возможных миров, представляющих собой набор предполагаемых бу­дущих состояний того или иного объекта.

В-третьих, современная наука становится человекоразмерной. В составе концепции универсального эволюционизма одно из цент­ральных мест занимает антропный принцип. Данный принцип по­зволяет установить связь самых ранних стадий эволюции Вселенной и позднейшей биологической эволюции на Земле. Как следствие, че­ловеческое бытие рассматривается как эндогенная форма бытия по отношению к миру в целом и той его части, которую называют при­родой. Краткая формулировка антропного принципа следующая:

«Мир таков, потому что существует человек».

Действительно, в известной нам области мира — нашей Вселен­ной — основные параметры ее существования согласованы настолько «ювелирно», что только при этом наборе фундаментальных характе­ристик возможно появление и развитие жизни, тем более разумной. Так что человек не есть случайное явление. Он есть результат на­правленного мирового процесса самоорганизации, причем с беско­нечно возрастающей «многоканальностью» согласования его пара­метров и уменьшающейся степенью стабильности существования новых, более сложных форм существования.

Другой аспект антропного принципа эксплицируется через поиск ответа на вопрос: «Почему природа устроена именно так, а не ина­че?». Здесь речь идет о происхождении и обусловленности системы законов «нашей» Вселенной, определяющих ее эволюцию и строе­ние. Примечательно то, что постановка этого вопроса сопровождается сменой представления об устойчивости мироздания (возведенного в абсолют классической механикой) идеей его радикальной неустой­чивости. В свою очередь, неустойчивость мира основана на неопре­деленности, имеющей место в микромире. Ибо сама неопределен­ность микрообъектов есть следствие противоречивости движения вообще и движения элементарных частиц в частности. Отсюда выте­кает вывод о том, что неопределенность есть атрибутивная черта объективного мира. Именно этот принципиальный факт установила квантовая механика. Неопределенность стала трактоваться как объ­ективная в отличие от неопределенности во всей предшествующей физике, где она толковалась как неполнота или недостаточность знаний.

Еще один аспект антропного принципа обнаруживает себя в про­цессе осмысления цивилизационного кризиса. Здесь на первый план выходит обратная сторона антропного принципа: «Существование человека во Вселенной возможно потому, что она такая, какая есть». Это означает, что есть предел способов и степени преобразования человеком окружающего его мира. Сегодня, как никогда, эти преде­лы буквально ощутимы. Всякая экологическая проблема и есть зри­мое выражение этих пределов.

И все-таки антропный принцип позволяет совершенно по-ново­му интерпретировать место и роль человека в универсуме. Человек занимает одно из центральных мест в мире не потому, что он есть «вершина» эволюционного процесса, ведь эта «вершина» может рух­нуть по причине своей собственной несостоятельности (глупости, идущей от самомнения и т. д.), а потому, что человек может стать фактором «направляемости» или «управляемости» развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности гло­бальной системы «общество — природа». Такое новое понимание че­ловека в соединении с современными взглядами на развитие нашло свое воплощение в теории устойчивого развития, ядром которой яв­ляется идея коэволюции природы и общества. Сущность последней состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальны­ми законами природы параметры и механизмы развития человече­ской цивилизации. При этом следует учитывать то обстоятельство, что развивается не только явление, но и сущность, лежащая в его основе. Так, например, сегодня констатируется, что человечество вступает в новую стадию своего развития, названную информацион­ной цивилизацией. Эта стадия человеческой истории характеризует­ся интенсивным обменом между людьми не веществом и энергией, а информацией, которая становится основным объектом человече­ской деятельности. Вещество же и энергия — средства оперирования людьми информацией. Если учесть тенденцию развития информа­ционных технологий — снижение вещественных и энергетических затрат на производство и оперирование информацией, — то можно прогнозировать снижение антропогенных нагрузок на окружающую среду, что должно привести к смягчению остроты экологических проблем в традиционном смысле. Но вместе с тем можно предполо­жить появление экологических проблем иного рода, например, за­грязнение информационного пространства.

В-четвертых, в современной науке стало распространенным исхо­дящее из синергетики представление о том, что эволюционные процес­сы протекают в форме самоорганизации сложных систем. Синерге- тические исследования возникли в конце 70-х гг. XX в. в результате открытия способностей неживых систем сохранять свою упорядо­ченность и переходить от менее упорядоченного состояния к более упорядоченному, например, при образовании турбулентных пото­ков. До этого такие способности приписывались только социальным и живым системам. Другими словами, так же как в обществе и жи­вой природе, в неживом протекают процессы самоорганизации.

Согласно И. Пригожину, открытие феномена бифуркации в нежи­вых системах стало началом проникновения идеи развития в основа­ния современного естествознания, что указывает на тесную связь ос­новных положений синергетики с принципами философской теории развития — диалектикой. Так, само понятие бифуркации является научной конкретизацией диалектического понятия скачка.

Основной результат развития синергетики в качестве междисцип­линарного научного направления заключается в том, что самым раз­личным (как по своей природе, так и по своим масштабам) систе­мам присущи процессы самоорганизации, причем они протекают по общим для всех систем закономерностям, в основе которых лежат взаимодействия противоположных тенденций: устойчивости (ста­бильности) — неустойчивости, хаоса (беспорядка) — порядка (упо­рядоченности), энтропии — негэнтропии, необходимости — случай­ности и др. При этом синергетика исходит из того, что во Вселенной процессы развития, аспектом которого является самоорганизация, протекают в направлении возникновения более сложных систем.


В-пятых, современная наука характеризуется междисциплинарно- стью, представляющей собой суммарную тенденцию, детерминиро­ванную первыми четырьмя характеристиками. Именно интенсифи­кация этой характеристики в последующем развитии современной науки может стать центральным условием построения единой кар­тины мира, в которой синтезированы научные представления о трех основных сферах универсума — неживой природе, органическом ми­ре и обществе.

Таким образом, следует ожидать, что в науке XXI в. доминирую­щей станет парадигма, основу которой будут составлять универсаль­ные законы эволюции и самоорганизации, инвариантные к любому уровню организации реальности (физической, химической, геологи­ческой, биологической, социальной и т. д.).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 215. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия