Студопедия — К оглавлению. Η. Аббаньяно. Мудрость философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К оглавлению. Η. Аббаньяно. Мудрость философии






==120

Η;. Аббаньяно. Мудрость философии

торией, когда первая берет на себя задачу защищать свободу вопреки ходу истории. Если История все оправдывает, она может реализовать лишь добро; если Мораль противопоставляет себя Истории и стремится дать ей урок, она уже не момент того Духа, который творит Историю.

6. КРОЧЕ И НЕМЕЦКИЙ ИСТОРИЗМ

Но если история — совершенное единство абсолютной разумности и последней реальности, люди, которые ее создали или испытали на себе, весь мир человека со всеми его интересами, стремлениями и конфликтами утрачивает всякое значение, за исключением того, что он является посредником или проявлением исторического действия. Се — история, которая действует сама по себе, а не человек, который действует в истории. Таков пункт, предопределивший противоречие между историзмом Кроче и немецким историзмом Ранке и Майнеке, с которыми сам Кроче вел полемику. Немецкий историзм защищал индивидуальность, в которой романтизм видел случайный фактор истории. Майнеке заявлял, что отвергает «ограниченную концепцию Кроче, для которой историческая индивидуальность является лишь "индивидуальностью актов, а не


Кроче

==121

душ-субстанций", и что разум в человеке является "единственным началом его прогресса и его революций"». Вопреки этому, он считал, что идея индивидуальности — «родная почва историзма». На что Кроче отвечал, что «индивидуальность — это конкретизация универсального, и она реальна не в мифологических индивидуальных душах, а в индивидуальности актов и развитии актов»; и что в этой идее индивидуального, оторванного и отделенного от универсального «скрытый источник болезненного романтизма, декаденства и даже расизма».

Но если в этом споре Майнеке понимал под индивидуальностью индивидуальность героев или великих людей, которые были главными действующими лицами в истории, Кроче своим осуждением «мифологических индивидуальных душ» исключал из истории всех людей как таковых и основывал весь ее ход на развитии Абсолютного разума. Сегодня альтернатива между двумя этими направлениями, кажется, себя исчерпала. Не одни герои творят историю, хотя в определенные моменты они могут играть в ней решающую роль. Но несомненно, что именно люди создают ее и что все разумное и прогрессивное, имеющееся в истории, связано с их постоянно возобновляющейся и всегда оканчивающейся неудачей попыткой найти лучшую форму совместной жизни.


 

==122

Η. Аббанъяно. Мудрость философии 7. НАУКА И РЕЛИГИЯ

Из философской картины, которую Кроче всегда считал полной и окончательной, выпадали два аспекта культуры, которые сегодня никто бы не осмелился назвать второстепенными, — наука и религия. Кроче считал науку лишенной всякого познавательного значения, совокупностью практических средств, облегчающих воспроизведение в памяти и использование первичных познаний посредством создания псевдопонятий,т. е. ошибочных или ложных понятий. Это был один из полемических выпадов крочеанского идеализма против позитивизма, который, напротив, считал науку единственным достоверным познанием. Но если абсолютистские притязания позитивизма сегодня сошли на нет с признанием ограниченности и шаткости науки, познавательная функция науки повсеместно признается. Успехи науки и огромное влияние, которое она оказывала и продолжает оказывать на все аспекты человеческой жизни, невозможно было бы объяснить, если бы наука не имела познавательной силы и исчерпывалась совокупностью мнемонических средств. Только подлинное познание может преуспеть в пусть даже частичном и несовершенном понимании сил, которые действуют в мире, и в использовании их для целей человека.


Кроче

==123

И наконец, что касается религии, Кроче считал, что идеалистическая философия ее окончательно заменила, низведя Бога с неба на землю посредством его отождествления с тем Абсолютным Духом, который является единственной реальностью мира. Традиционный Бог, трансцендентный Бог, находящийся вне и за пределами мира, с этой точки зрения — бедная абстракция, созданная человеком в определенный момент и для определенных целей. И безусловно, с точки зрения Кроче, трансцендентный Бог больше не играет никакой роли. Человеческая личность обращается к нему, чтобы получить гарантию спасения от зол мира, надежную путеводную нить в запутанных событиях жизни, помощь в трудных обстоятельствах, как к отцу, к которому постоянно обращаются с полным доверием, чтобы получить разъяснение и поддержку. Но во всем этом нет нужды, если мир — это совершенная разумность, если все в нем развивается наилучшим образом, если зло существует лишь как предвестие большего добра и если отдельно взятая человеческая личность, являющаяся субъектом религиозной веры, не обладает ни реальностью, ни собственным значением. Кроче считал незыблемыми лишь формальные черты религии, которые он перенес в свою философию: абсолютно достоверное видение мира (разумеется,


==124

Η;. Аббаньяно. Мудрость философии

благодаря разуму, а не вере), оракульский характер философии, которая выражает это видение, нетерпимость к всякой критике и несогласию.

8. ИСТОРИЗМ СЕГОДНЯ; СЛУЧАЙ И СУДЬБА

Сходство с крочеанской философией или, скорее, с ее посылками сегодня можно обнаружить лишь в некоторых течениях мысли, которые бессознательно следуют традиции XIX века и игнорируют Кроче, хотя и вдохновляются теми же самыми требованиями.

Одним из них является течение, которое стремилось обновить христианскую теологию, учитывая пророчество Ницше о «смерти Бога». Действительно, по мнению этих теологов, умерший Бог тождественен трансцендентному Богу традиционной теологии, в то время как подлинный Бог — это сама история или Имманентная Сила, которая ее определяет и стимулирует ее прогресс. Это тот же самый тезис, что и у Кроче, имени которого эти теологи, вероятно, даже и не знают.

Другое течение, которое продолжает представлять себя в качестве суррогата религии, — течение, стремящееся к радикальной критике совре-


Кроче

==125

менного общества, предрекает его близкий конец и объявляет о рождении нового и совершенного мира. Некоторые из этих новых пророков ставят на место Бога неминуемую Судьбу, другие — столь же неминуемый, пусть даже в своей непредсказуемости, Случай. И нет недостатка в тех, кто в исторической случайности обнаруживает действие демонической силы, которая творит все и действует во всем и поэтому является истинно ответственной за историю.

В основе этих философий, на первый взгляд разнородных, лежит одно и то же стремление, вдохновлявшее идеализм и позитивизм XIX века, стремление свести мир к единой и неделимой силе, перед лицом которой отдельные события и вещи, индивиды и личности, воли и человеческие дела — лишь иллюзорная видимость, т. е. чистое ничто.

Но этим философиям сегодня (как это было в большей или меньшей степени всегда) противостоит исследование, которое хочет понять человека на своем месте в мире, в разнообразии его обусловленностей и мотиваций, в конфликте позиций, которые он может занимать по отношению к самому себе и другим, в его потребности понять, что такое для него жизнь и смерть или чем они могут быть. Такая философия не может игнорировать ни науку, ни религию, которые занимают господствующее место в жизни


==126

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

человеческих существ, и не может замкнуться в теологическом догматизме, который бы ей обеспечивал мнимое преимущество. Эта философия Кроче, как и всякого другого философа, интересует лишь благодаря вкладу, который он внес в анализ той или иной области, и как образец, на основе которого можно осуществлять выбор позиции по отношению к миру.


 

==127


00.htm - glava09

ПОВОРОТ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ (Эйнштейн)

1. ПЕРВЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ НАУКИ

Физика Эйнштейна составляет второй критический поворот науки в Западном мире. Первым был поворот, который, начатый Галилеем, достиг кульминации в работах Ньютона. «Критический» поворот вообще имеет место тогда, когда какая-то дисциплина включает в собственное рассмотрение не только объект своего исследования, но и инструменты или методы, которыми она располагает для его исследования. С Галилеем наука о природе впервые дала себе отчет в том, что средства исследования, которыми она располагает, являются «чувственным опытом» и «необходимыми доказательствами»: первый открывает нам факты, вторые устанавливают неизменные отношения между


 

==128

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

самими фактами, т. е. законы. И вследствие этого было объявлено невозможным для науки познание «сущностей» или «последних причин» фактов и познание «целей», средствами реализации которых должны были бы быть сами факты. Физика Ньютона ведет к завершению дела Галилея. Теория всемирного тяготения, которая позволяет выразить с помощью одного математического закона факты, считавшиеся до того совершенно разными (падение грузов, движение небесных тел, приливы и отливы), была взята Ньютоном в качестве краеугольного камня для исчерпывающего и полного описания определенных природных феноменов и в то же самое время как отказ от всякого метафизического объяснения этих феноменов, отказ, который Ньютон выразил известными словами в схолии, завершающей «Математические принципы естественной философии»: «Всякую вещь, не выводимую дедуктивно из феноменов, следует называть гипотезой, и в экспериментальной философии нет места как метафизическим, так и физическим гипотезам; как скрытым, так и механическим качествам. В этой философии посылки выводятся из феноменов и обобщаются благодаря индукции». С этой точки зрения, порядок природы — это механический порядок, и человеческий ум может лишь отражать этот порядок, формулируя законы, которые его составляют.


Эйнштейн

==129

Таким образом, физика Ньютона закрывала путь спекуляциям относительно мира природы, которые почти что на протяжении двух тысячелетий следовали друг за другом, вдохновляясь преимущественно работами Аристотеля. Но закрывая путь этим спекуляциям, она отрицала за человеком определенные возможности и давала ему другие. Она отрицала за ним возможность познать телеологическую структуру мира, структуру, из которой человек всегда черпал уверенность в собственной судьбе. Если мир организован финалистически, существование человека и реализация присущих ему целей гарантированы порядком самого мира. Механический порядок не гарантирует ничего. Но зато его познание делает для него (человека) возможным использовать управляющие им законы для собственной выгоды, т. е. делает для него возможным господство над миром. После Ньютона наука нацелена на установление и распространение этого господства. Союз между наукой и метафизикой приходит к концу, и начинается союз между наукой и технологией.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ НЬЮТОНОВСКОЙ ФИЗИКИ

Философия Просвещения сразу же осознала это изменение, показывая следствия, которые оно влекло за собой для концепции природного








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 166. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия