Студопедия — Первой половины XIX в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первой половины XIX в.






 

Непоследовательность власти в проведении внутренней политики, наряду с очевидными депрессивными явлениями во всех сферах жизни страны, стала одним из первых признаков нарастания всеобщего кризиса в России в начале XIX в.

Попыткой найти для России выход из тупика стало движение декабристов. Отечественная война 1812 г. проявила скрытые ранее возможности России, которым явно не соответствовала существовавшая в стране социально-экономическая и политическая система. Ставя своей задачей воспрепятствовать сползанию страны к предполагаемой катастрофе, декабристы предлагали провести ряд весьма существенных перемен в социально-политическом строе страны: ликвидацию крепостного права, уничтожение самодержавия (но не обязательно монархии), введение конституции и др.

В 1816 г. было образовано офицерское общество «Союз спасения» (верных и истинных сынов Отечества). В организацию входили Александр Муравьев, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Сергей Трубецкой, Иван Якушкин и др. Вскоре из-за разногласий в вопросе о целях и методах работы «Союз спасения» распался, и на его основе в 1818 г. была создана новая организация – «Союз благоденствия». Целью было провозглашено «распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвеще­ния, дабы споспешествовать правительству в возведении России настепень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом пред­назначена». В Союз входило около 200 человек, он функционировал почти легально, но после выступлений в Семеновском полку был запрещен (1821).

В 1821 – 1822 гг. были созданы два тайных об­щества, носивших революционный характер, – Северное и Южное. Общими чертами декабристских воззрения были представления о народном суверенитете, освобождении личности, гражданских свободах.

«Конституция» Н.М.Муравьева (Северное общество) предполагала после восстания установить ограниченную законом «умеренную» мо­нархию. Крестьяне должны были освобождаться с минимально наделом (две де­сятины на двор), права подданных гарантировались государством, создавался двухпалатный парламент – Народное вече. Страна стро­илась по федеративному принципу.

«Русская правда» П.И.Пестеля (Южное общество) предусматрива­ла в ходе военного переворота уничтожить самодержавие, устано­вить республиканский строй, законодательную власть передать од­нопалатному парламенту (Народное вече), исполнительную – Дер­жавной думе: ликвидировать крепостное право; землю разделить на две части: общественную и частную, общественными землями наде­лить крестьян безвозмездно, частично конфисковать помещичьи земли.

По проекту П.И.Пестеля государство должно быть авторитарным, жестко централизованным; являясь организатором, оно становится самостоятельной ценностью в будущем общественном устройстве. Н.М.Муравьев же видел главную задачу государства в обеспечении личности гражданскими правами.

Оценив меру осуществимости декабристских планов, историк Н.Я.Эйдельман счел П.И.Пестеля «левее и абстрактнее», а Н.М.Муравьева – «умереннее, но практичнее». И.Пантин, Е.Плимак, напротив, усматривали во взглядах П.И.Пестеля больше политического прагматизма и знания российской действительности, чем у Н.М.Муравьева, ибо П.И.Пестель лучше учитывал традиционные ценности, пустившие корни в народ­ной среде: царистские иллюзии, уравнительные общинные традиции, единоначалие, великодержавность.

Накануне восстания декабристы избрали его руководителем князя С.П.Трубецкого и приняли «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались ликвидация существующего правления, от­мена крепостного права, демократические преобразования: свобода слова, вероисповедания, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Декабристы, как и прави­тельственные реформаторы, рассматривали Россию как европейскую державу и выступали против деспотической формы правления, кре­постного рабства, за обеспечение гражданских свобод. Они приня­ли тактику военного переворота, но стремились свести насилие к минимуму и рассматривали его как меру вынужденную и обусловлен­ную медлительностью правительства, запаздывавшего с реформами.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга Николаю I и коронация нового императора, к этой дате декабристы и приурочили свое выступление. Однако «диктатор» революционных сил С.П.Трубецкой на Сенатскую площадь не явился. События на Сенатской площади завершились расстрелом преданных оппозиционерам воинских подразделений. По делу декабристов было проведено следствие, в результате суду было предано 120 чел., к смертной казни первоначально было приговорено 36 чел., но по приказу Николая I были казнены только 5 членов общества: П.И.Пес­тель. К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рю­мин.

Социальная база декабристского движения была чезвычайно узкой. Это обстоятельство привело к тому, что после их поражения в обществе почти не осталось политически активных сил, способных продолжить давление на правительство «снизу» в целях проведения антикризисной политики.

Поражение восстания декабристов привело к отстранению от об­щественно-политической жизни целого поколения лучших, образо­ваннейших людей, было упущено время, и темпы эволюции государс­тва на пути конституционно-правового развития значительно снизились. Однако течение декабристов оказало большое влияние на развитие либерализма, революционной общественно-политической мысли.

Одним из основоположников консервативного направления в России являлся известный историк Н.М.Карамзин. В 1811 г. им была подготовлена для императора Александра I «Записка о древней и новой России», которая считается одним из краеугольных камней доктрины царского самодержавия. Ключевыми понятиями этого документа являются «самодержавие, православие, Отечество», что впоследствии получило свое развитие в теории «официальной народности» С.С.Уварова.

Сторонник сохранения и укрепления самодержавия, Николай I полагал, что для России это единственно возможная форма власти, без которой она погибнет. Особенно отчетливо это направление внутренней политики проявилось после революции во Франции 1830 г. Ведущим лозунгом с этого времени стала охрана самобытного русского строя, базирующегося на основе известной формулы тогдашнего министра народного образования С.С.Уварова «православие, самодержавие, народность» (теория «официальной народности»). Сущность его концепции состо­яла в том, что Россия есть особое государство и особая нацио­нальность, она отличается от Европы чертами национального быта и государственного устройства. В ней господствует истинный по­рядок вещей, отвечающий требованиям религии и политической муд­рости. Утверждалось, что общественный строй России, соборность наилучшим образом соответствует интересам и характеру русских людей.

В период правления Николая I государство не только не учитывает общественное мнение при выработке своей политики, но и ведет борьбу с самим его существованием.

Таким образом, николаевская эпоха означала отказ государства от учета общественного мнения при выработке своей политики, более того, в этот период идет упорная борьба с самим его существованием. Последствиями этого стали общественная апатия, сознание полного бессилия, но в то же время и углубляющееся внутреннее недовольство существующим режимом, поиск тех общественно-философских идей, которые могли бы помочь объяснить, а возможно, и изменить ситуацию в стране. Первые либеральные течения появляются в России в начале 1840-х годов. Журнальные споры между западниками и славянофилами начались после публикации в 1836 г, в журнале «Телескоп» первого философического письма П.Я.Чаадаева. В нем мыслитель попытался проанализировать исторический путь, пройденный Россией, и заглянуть в ее буду­щее. По мнению П.Я.Чаадаева, православие, принятое Русью, ока­залось несчастливым выбором. Оно изолировало Русь от Западной Европы. Духовная изоляция наложила отпечаток на социальную и политическую жизнь страны и на характер русского народа. Интеллектуальная интеграция обошла Россию стороной так же, как и новейшие экономические и социально-политические процессы. Вокруг проблем, поднятых в работе П.Я.Чаадаева, развернулись дискуссии западников и славя­нофилов. Оба течения не считали положение России безнадеж­ным и настаивали на проведении двух мероприятий: отмена крепостного права и изменение формы правления. Однако методы решения этих проблем ими предлагались различные. Западники во главе с Т.Н.Грановским, К.Д. Кавелиным, Б.Н.Чиче­риным отстаивали европейский вариант развития России, т.е. превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию. Славянофилы, возглавляемые А.С.Хомяковым, брать­ями Киреевскими, Аксаковыми, отстаивали возвра­щение к традиционным русским государственным порядкам, измененным Петром I. По их мнению, эти порядки вполне могли бы вывести Россию из кризиса. Главным устоем народной жизни славянофилы считали кресть­янскую поземельную общину (мир), с ее общим землевладением и землепользованием, выборным и подотчетным «миру» старос­той, с обычаем решать важнейшие вопросы жизни деревни на сходе всех ее членов.

Правительство Николая I с особым пристрастием относилось именно к славянофилам, оставляя западников несколько в тени. Видимо, последние, пытавшиеся бороться с правительством на «чужом», европейском поле, представлялись ему менее опасны­ми, чем славянофилы, угрожавшие нарушить стройность и логичность уваровской формулы («православие, самодержавие, народность»).

В 1830 – 1840-е годы в России зарождалось и более радикальное общественное течение. В Москве возник кружок А.И.Герцена, который, обсуждая политические и социальные проблемы российского общества, ставил цель отмены крепостного права и самодержавия в стране. В начале 1950-х годов А.И.Герцен выдвинул теорию общинного социализма, которая часто называется теорией «русского» социализма. Он указал на крестьянскую общину как на ячейку «социализма», выдержавшую вековой гнет государства и помещиков. Совместное землевладение и землепользование, уверенность каждого крестьянина в праве на общинный надел земли казались ему достаточной гарантией от возникновения в России пролетариата, а значит, капитализма. Иными словами, он предлагал стране «прыгнуть» прямо из феодального строя в социалистический.

В начале 1850-х годов российский радикальный лагерь только начинал формироваться и был далек от единства. В нем присутствовали три типа деятелей. Одни (А.И.Герцен, Н.П.Огарев) признавали революцию лишь как последний довод угнетенных. Вторые (Н.Г.Чер-нышевский и Н.А.Серно-Соловьевич) верили в революцию как в единственный метод общественного переустройства, но считали, что для ее проведения должны созреть определенные социально-экономические и политические предпосылки. Третьи (П.Г.Заичневский, Н.А.Ишутин, С.Г.Нечаев) готовы были совершить переворот просто в силу его самоценности, ради пропагандистского заряда, содержавшегося в революционных действиях.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 186. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия