Студопедия — Схоластика: номинализм, реализм, концептуализм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Схоластика: номинализм, реализм, концептуализм






Схоластика – это тот тип философствования, который формируется в процессе преподавания философии в средневековых школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова «schole». Ее специфика в определенной степени связана с дидактическими целями:

2)доведение до максимальной ясности положений христианского вероучения;

3)активное использование логики для разъяснения христианских положений простой аудитории.

Важный шаг в развитии схоластической мысли делает Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), которого считают «вторым отцом» схоластики (первым принято считать Иоанна Скота Эриугену (ок. 810 – после 877)). Ансельм в своем учении воплотил две основные особенности средневекового рационализма:

· Поиск гармонии веры и разума. Этим он продолжил традицию, идущую от Аврелия Августина. Приоритет отдавался вере, так как разум был поврежден первородной греховностью. Но вера, как отмечал философ, тоже ищет разум.

· Ограничение свободы разума догматами веры. Разум, мышление, логика обладают относительной автономностью в рамках определенной догматики.

Ансельм Кентерберийский одним из первых предпринимает рациональные доказательства бытия Бога. В трактате «Монологиум» он разрабатывает так называемое доказательство опыта. С точки зрения философа, все, что в опыте представляется случайным, есть на самом деле нечто необходимое (Бог). В логико-философском трактате «Прослогион» он осуществляет отологическое доказательство бытия Бога. Его суть в следующем: если в человеческом сознании есть идея о существовании высшего абсолютного существа (Бога), то значит оно на самом деле существует. Даже атеистически мыслящий безумец самим фактом неверы в Бога доказывает бытие последнего. Итак, факт существования выводится из состояния сознания.

Уже в этом доказательстве прослеживается позиция крайнего средневекового реализма. Его суть в утверждении того, что реально и первично существуют идеальные высшие начала, божественные идеи (универсалии). Сам термин «универсалии» впервые возник в работах средневекового философа VIII в. Боэция, который универсалиями назвал общие имена предметов.

Уже со времен Ансельма возникла полемика по поводу статуса универсалий или, другими словами, по проблеме соотношения общего (единого) и единичного (многого). Ее суть заключалась в том, существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия, имена.

Эта проблема, как мы помним, была поставлена еще в античности (в учениях Платона и Аристотеля) и по-разному решалась этими мыслителями. Для христианской философии она имела особое значение в связи с догматом о триединстве Бога. Предпринимались попытки доказать, что единый Бог существует в трех ипостасях. Важное значение она имела также для рационального прояснения «механизма» творения Богом единичных вещей.

Если вернуться к онтологическому доказательству существования Бога Ансельма Кентерберийского, то из него следовало, что мысли должны соответствовать реальные объекты и процессы. Но в мысли у нас есть «общие идеи», или общие понятия «блага», «красоты», «справедливости» и т.д. (как у Платона). Следовательно, общие понятия – «универсалии» – тоже существуют реально. Отсюда происходит сам термин «реализм». Например, Бог – реально существующее «общее» – Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух святой. Иными словами, согласно Ансельму, в догмате о Троице мы находим существенное подтверждение теории реализма. При этом общее существует не только так же реально, как единичные предметы, но и до отдельных вещей, будучи их идеальными началами в уме Бога. Отсюда следует, что Бог творит мир единичных вещей по их идеальным образцам, вечно существующим в божественном разуме.

С теорией реализма не соглашаются представители другого направления – номинализма (Росцелин И. Дунс Скот, В.Оккам). Суть номинализма состоит в том, что существуют только единичные вещи, а универсалии в таком случае – это только общие имена вещей, что на латыни звучит как «номина». Номиналисты также утверждали, что сторонники реализма умаляют всемогущество Бога, его божественную волю, доказывая, что Господь творит мир по изначально заданным образцам.

Если номиналисты считали, что универсалии существуют только после вещей как их общие имена, реалисты считали, что универсалии существуют до вещей, то известный схоласт П.Абеляр выдвинул промежуточную версию умеренного номинализма,согласно которой универсалии существуют в вещах. Синонимом умеренного номинализма считается концептуализм (от слова «концепт» – «понятие»). С точки зрения Абеляра, универсалии – это понятия, которые выражают общее в самих вещах. Понятие схватывает общую родовую сущность, единую для множества вещей. А для человека общее существует в форме общих понятий (концептов), или значений слов. Концепты – это значения, в которых выражена общая сущность предметов данного рода. В этой связи Абеляра справедливо считают основоположником семантики и лингвистики.

Обобщающую позицию в полемике реалистов и номиналистов занял классик высшего этапа схоластики (XIII в.) – Фома Аквинский. Его позиция – умеренный реализм. С его точки зрения, общее существует в трех видах:

· В разуме Бога;

· В самих единичных вещах как их сущность;

· В разуме человека в виде общих понятий (концептов), которые возникают в результате абстрагирования сущности от единичных вещей. Однако Фома не просто суммировал противоположные точки зрения в полемике об универсалиях: его подход явился следствием переосмысления христианской философии на почве аристотелизма.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия