Студопедия — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО






 

Беспорядок неотделим от «творчества», поскольку это последнее характеризуется определенным «поряд­ком».

Это творчество порядка одновременно обязано процессу стихийного формирования, которое можно упо­добить формированию предметов естественных, обнару­живающих симметрии либо фигуры, «внятные» сами по себе; и, с другой стороны, акту сознательному, - иначе говоря, такому акту, который позволяет различать, формулировать порознь цель и средства.

Одним словом, в произведении искусства всегда присутствуют два рода компонентов: 1) такие, которых происхождения мы не угадываем и которые к действием несводимы, хотя впоследствии действия могут их преоб­разить; 2) компоненты выраженные, которые могли быть осмыслены.

Всякое произведение характеризуется определен­ной пропорцией этих компонентов, которая играет в ис­кусстве немаловажную роль. В зависимости от преиму­щественного развития тех или иных различаются эпохи и школы. Коротко говоря, сменяющиеся реакции, ка­кими отмечена история любого непрерывно эволюци­онирующеrо искусства, сводятся к изменениям этой про­порции: в центре, тяжести произведений, сознательное и стихийное поочередно сменяют друг друга. Но оба этих момента неизменно присутствуют.

Так, музыкальная композиция требует выраже­ния знаками действий (призванными вызывать к жизни звуки) методических или ритмических образов, выводимых из «царства звуков», которое мыслится как «бес­порядок» - или, лучше сказать, как потенциальная со­вокупность всех возможных порядков; причем сама по себе эта неповторимая кристаллизация остается для нас загадкой. Пример музыки особенно важен: он показыва­ет нам в чистейшем виде смешанный механизм образова­ний и построений. Мир музыки по-своему уникален: это мир звуков, выделенных из массы шумов и резко от них отличных, которые одновременно систематизированы и размечены на инструментах, позволяющих извлекать их посредством, единообразных действий. Поскольку, тaким образом, мир звуков четко очерчен и организован, мысль композитора движется как бы в недрах единственной системы возможностей: музыкальное состояние задачей. Любое стихийное образование мгновенно связывается системой отношений с миром звуков во всей его полноте; затем волевое усилие сосредоточивает свои дей­ствия на этой основе, разрабатывая "ее многообразные связи с той сферой, откуда вышли ее элементы.

Исходная мысль напрашивается сама по себе: Если она пробуждает потребность или желание ее воплотить, произведение становится ее целью, и сознание этой направленности мобилизует весь арсенал средств и приобретает характер целостного человеческого усилия. Выкладки, решения, наброски появляются в той стадии, которую и связал с компонентами «выражен­ными». Понятия «начала» и «конца», чуждые стихий­ному формированию; также складываются лишь в тот момент, когда художественное творчество должно при­нять характер сознательной операции.

В поэзии эта проблема значительно усложняется. Я перечислю трудности, с которыми мы здесь сталкива­емся.

 

А. Поэзия есть искусство речи. Речь представляет собой смешение самых разнородных функций, которые упорядочиваются в рефлексах, приобретаемых эмпири­чески, в бесконечном познании. Элементы моторные, слуховые, зрительные, мнемонические образуют более или менее" устойчивые комбинации; но формы их возник­новения, передачи, как равно и эффекты их восприятия, заметно меняются в зависимости от данного индивида. Дикции, интонации, ритм голоса, выбор слов, а с другой стороны, ответные психические реакции, состояние собе­седника... все эти независимые переменные и непредска­зуемые обусловленности играют свою роль. Одно высказывание всецело пренебрегает благозвучием; другое ­логической связностью; третье - правдоподобием, и т. д.

 

Б. Речь – “орудие” практическое; больше того, она столь тесно связана с нашим «Я», все состояния котoporo она кратчайшим путем для него формулирует, что ее эстетические достоинства (созвучия, ритм, образные резонансы и т. д.) постоянно игнорируются и становятся неощутимыми. В конце концов к ним начинают от­носиться, как к трению в механике (исчезновение кал­лиrрафии).

 

В. Поэзия, искусство речи, следственно, зна­менует необходимость противоборствовать утилитарности и современному нарастанию этой последней. Все, что усугубляет ее отличие от прозы, идет ей на пользу.

 

Г. Таким образом, поэт - в отличие от композито­ра, чьих преимуществ он лишен,- должен творить, каж­дым творческим актом, мир поэзии, что означает: психи­ческое и аффективное состояние, при котором речь смо­жет выполнять, роль, в корне противоположную своей функции обозначения того, что есть, или было, или же будет. И если обиходная речь излаживается, стирается, как только цель (понимание) достигнута, речь поэтичес­кая должна стремиться к сохранению формы.

 

Д. Итак, значимость не является для поэта важ­нейшим и, в конечном счете, единственным фактором речи: она лишь один из ее компонентов. Работа поэта осуществляется посредством операций над качеств иной сложностью слов, - иначе говоря, через одновременную организацию звука и смысла (я упрощаю...), подобно тому как алгебра оперирует комплексными числами. Читатель простит мне это сравнение.

 

Е. Равным образом элементарное понятие словес­ного смысла поэзию удовлетворить не может: я не слу­чайно упомянул мимоходом о резонансе. Я хотел об­ратить внимание на психические эффекты, порождаемые комбинациями слов и словесных форм, вне зависимости от их синтаксических связей, благодаря двустороннему (и, значит, не синтаксическому) действию их соседст­вования.

 

Ж. Наконец, поэтические эффекты, как и все прочие чувственные и эстетические эффекты, всегда мгновенны.

К тому же поэзия постоянно «in actu» [лат. в действии ]. Поэма обретает жизнь лишь в момент своего прочтения, и ее реальная ценность неотделима от этой обусловленности исполнением. Вот почему всякое преподавание поэзии, пренебрегающее искусством произношения и деклама­ции, абсолютно лишено смысла.

Из всего этого следует, что поэтическое творчест­во есть совершенно особый вид художественного твор­чества, что объясняется природой языка.

Благодаря этой сложной природе зачаточное состояние поэмы может быть самым различным: какая-то тема или же группа слов, несложный ритм либо (даже) некая схема просодической формы равно способны по­служить тем семенем, которое разовьется в сформировав­шуюся вещь.

Эта равноценность первоэлементов – факт, заслу­живающий особого упоминания. Перечисляя их выше, я забыл, однако, отметить самые поразительные. Белый лист бумаги; минуты праздности; случайная описка; погрешность в чтении; перо, которое приятно держать в руке.

Я не стану входить в рассмотрение сознательной работы в анализ ее конкретных операций. Я хотел лишь представить, в самых общих чертах, область по­этического творчества в собственном смысле слова, кото­рую не следует путать, как это делается постоянно, с областью произвольной и беспредметной фантазии.


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 222. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия