Студопедия — Милетская школа. В Древней Греции философия возникла в городах-колониях на побережье Малой Азии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Милетская школа. В Древней Греции философия возникла в городах-колониях на побережье Малой Азии






В Древней Греции философия возникла в городах-колониях на побережье Малой Азии. Одним из крупных городов, расположенных на путях мировой торговли, был город Милет.

Милетская философия сделала первый и решительный шаг от мифа к логосу. Этот важный шаг, по мнению одних исследователей заключается в изменении темы: человек ставит вопрос о том, из чего всё произошло. Другие исследователи полагают, что милетцы использовали совершенно новый метод: возникновение мира объясняется физически и сводится к одному принципу.

Родоначальником европейской науки традиционно считается Фалес (624-548 гг. до н. э.). Он перенёс с востока в Грецию богатый запас эмпирических наблюдений и на основании обширного собрания фактов создал первые научно-теоретические построения.

Предание рисует его образ как всецело погружённого в себя мудреца, который, заглядевшись на звёзды, падает в колодец. Он был первым математиком, создателем геометрии, астрономом (предсказал солнечное затмение), физиком, философом.

Первая проблема, которую ставит греческая философия – это проблема бытия, из чего всё произошло. Фалес таким началом всего сущего считал воду. Но, с одной стороны, нам не известен смысл, заключённый в данном положении Фалеса. Имеет ли он в виду возникновение во времени или в вечной основе всего сущего? И что такое вода – одно из веществ природы или всякая жидкость, или же влажность, как качество всех веществ? А с другой стороны, взгляды о происхождении мира из воды были традиционными для того времени. Об этом, например, упоминает Гомер. Это учение встречается в Египте, Индии, Финикии. Фалеса, по-видимому, натолкнуло на эту мысль то, что вода одна из всех вещей принимает наиболее разнообразные формы (твёрдую, жидкую, газообразную). По-видимому, Фалес представлял весь мировой процесс, как идущий от воды и возвращающийся к ней: испарения питают небо и изливаются обратно в дожде, чтобы перейти в землю и снова выделяются из неё в виде росы, тумана и т.д.

Не смотря на то, что Фалес признавал началом всего вещество, его (как и всех древнегреческих философов) нельзя назвать материалистом. Его вода есть нечто живое. Фалес говорит об одухотворённости всего сущего.

Учеником Фалеса считают Анаксимандра. Его можно назвать, во-первых, творцом первой системы философии с бóльшим правом, чем Фалеса, а во-вторых, творцом европейской науки о природе. Он первый пришёл к мысли о том, что в основе всех вещей лежит что-то неизменное. Положение Фалеса имеет скорее космологический характер. Оно не означает, что вода является неизменной основой мира. Анаксимандр отталкивается от мысли о высшем начале всех вещей и называет таковым «апейрон» (беспредельное). Это есть нечто качественно и количественно неопределённое, неограниченное. В недрах его царит равновесие противоположностей. Оно вечно и неизменно, и объемлет собой всё. Апейрон – источник бытия и жизни вселенной.

Существует несколько представлений исследователей о том, что такое апейрон:

апейрон – преобразование мифологического представления Хаоса, подобно тому, как Фалес исходил из мифологического образа мирового Океана;

апейрон – нечто среднее между стихиями, огнём и водой, водой и воздухом и т.д.;

апейрон – будущая Платоно-Аристотелева бескачественная материя, которая заключает в себе все вещи потенциально (в возможности);

апейрон – неопределённое бесконечное вещество.

Далее, встаёт вопрос, каким образом из апейрона возникает мир? Согласно Анаксимандру из апейрона выделяются противоположности (например, холодного – тёплого), а из них – конкретные вещи. И в апейроне они погибают. Процесс выделения и поглощения всего никогда не прекращается.

Следующий мыслитель – Анаксимен (556 -?) – объявил первовеществом воздух (аэр). По Анаксимену всё заполняет собой воздух, который является живым веществом. Сам воздух неощутим, а ощутимы его проявления. Все вещи есть ничто иное, как проявления воздуха. Почему воздух? Прежде всего, Анаксимен стремился найти эмпирический эквивалент беспредельному Анаксимандра. А также его заинтересовали определённые свойства воздуха – наибольшая распространённость, подвижность, дыхание. Все вещи возникают из воздуха путём его сжатия или разрежения. Стягиваясь, уплотняясь, воздух образует ветры, воду, землю, камни, а разряжаясь он становится огнём. Причём сжатие есть охлаждение, а разряжение – нагревание.

Таким образом,

Воздух ® тепло-холод ® огонь, ветер, вода, земля, воздух, камни ® отдельные вещи.

Итак, что представляет собой учение милетцев? С одной стороны, прослеживается сходство с мифологией. Миф тоже говорит о генезисе вещей и находит их источник в каком-то живом веществе, которое рождает их из себя. Также нет логического мышления. Вода, воздух, апейрон – чувственные стихии. Но с другой – учение милетцев уже не миф, хотя ещё не философия. Его можно охарактеризовать как гилозоизм. В мифе главными действующими лицами являются боги, которые есть олицетворённые стихии. А в учении милетцев нет этого олицетворения. Философы отходят от наглядного мышления и обращаются к логическому. Но понятий ещё нет. Гилозоизм – оживотворение всего сущего. Переход от мифа к логосу. Это мифологизм, но без антропоморфизма.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 183. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия