Студопедия — Пересказ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пересказ






Пересказ чрезвычайно важен на уроках чтения в школе для детей с недостатком слуха. Значимость пересказа обусловлена недостаточным речевым развитием учащих­ся, их неумением выражать свои мысли в связной развер­нутой словесной форме.

Наблюдения и анализ устных высказываний слабослы­шащих и глухих школьников на уроках чтения позволяют выделить некоторые особенности детских пересказов. Са­мым характерным является тяготение к дословному вос­произведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не вто­ростепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недоста­точно осмыслено.

Пересказы детей, имеющих нарушения слуха, малова­риативны. Учащиеся не могут подобрать нужные синони­мы, а поэтому пользуются словарем рассказа, включая в пересказ слова и фразы без изменения. Следует отметить неумение детей с нарушенным слухом пользоваться в сво­их высказываниях выразительными языковыми средства­ми (минимально употребляются эпитеты и сравнения, а метафорические выражения совсем отсутствуют). Даже при наличии ярких, образных выражений в тексте, кото­рый пересказывается, ученики переносят в свой рассказ только некоторые, наиболее понятные им художественные образы, создаваемые знакомыми эпитетами или сравнени­ями. Можно выделить некоторые причины этого явления. Во-первых, из-за глубокого речевого недоразвития у учеников 1—2-х классов еще отсутствует или минимально развито умение переработать текст. Во-вторых, у них не сформировано умение работать с текстом, для них значи­мые и второстепенные части равнозначны. В-третьих, традиционная методика урока предусматривает такую сис­тему вопросов, однотипные ответы на которые отрабаты­ваются в классе и дома вплоть до заучивания. Для того чтобы слабослышащие и глухие школьники овладели умением пересказывать текст, необходимо начи­ная с 1-го класса вести подготовительную работу. Она за­ключается в обучении учащихся перерабатывать предло­жение. Сначала, требуя ответ на вопрос по тексту, учитель удовлетворяется дословным воспроизведением текста, по­том требует ответа на вопрос своими словами. Нередко учителя долго задерживают глухих и слабослышащих

учащихся на первоначальном уровне и робко предъявляют им повышенные требования. Умение ответить своими словами на вопрос текста можно требовать в конце 1-го класса. Уровни переработки текста могут быть разные:

• изменение последовательности слов в готовой фразе;

• пропуск незначимых частей речи (частицы) из гото­вой фразы текста;

• замена одного слова (чаще действующего лица) сино­нимом, например: Сашамальчикон;

• замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения;

• словесные замены, включение выразительных языко­вых средств.

Умение слабослышащих и глухих школьников перерабатывать текст растет постепенно, в ходе знакомства с разными видами пересказов. Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине; по серии картин или иллюстраций; по опорным словам; по плану.

Первоначальное обучение пересказу опирается на зрительные образы с учетом трудностей слабослышащих и глухих учеников в переработке текста. Пересказ по макету или конструктивной картине наиболее легкий, так как указанные педагогом макет или картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюже-,1. Ученик передвигает фигурки по макету или конструк­цией картине и озвучивает свои действия (т. е. действия персонажа). Так усваивается логическая последовательность действий персонажей и развивается умение последовательно изложить прочитанное в связной речи. Учитель помогает школьнику вопросами: Что было потом? Что случилось дальше? Что произошло затем? И т. п. Словарь, необходимый ученику для пересказа, сначала можно записать на доске. В дальнейшем его нужно изъять. Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изо-

 

браженным на картине. Для этой работы можно использо­вать иллюстративный материал книг для чтения. Подоб­ный вид пересказа преимущественно применим во 2— 3-х классах.

Так, сначала к картинкам (иллюстрациям) учащиеся подбирают отдельные предложения из текста, и они в сово­купности представляют своеобразный его пересказ. Потом педагог учит выбранные из текста предложения передавать своими словами, внося изменения в их структуру и лекси­ческое оформление. Затем к каждой картинке выбирают не одно, а несколько предложений, перефразируя их. Пере­фразировка взятых из текста предложений является одним из труднейших, но вместе с тем важнейших элементов под­готовки детей с недостатком слуха к пересказу.

При отсутствии иллюстрации можно рекомендовать ушникам нарисовать три-четыре картинки, отражающие основные моменты рассказа, а потом, опираясь на них, учить пересказывать. Например, по сказке Д. Мамина-Си-Лиряка «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» рисуются три картинки: «Ни­кого я не боюсь», «Всем сделалось весело», «Необыкновен­ный случай». После рассмотрения каждого рисунка ученики находят в тексте соответствующие части, прочитывают их и передают смысл своими словами. Так возни­кает следующий рассказ ученика:

1. Родился заяц в лесу и всего боялся. Год, два боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зай­цы удивились.

2. Собрались на поляне зайцы, молодые зайцы, старушки-зай­чихи, старые зайцы. Слушают и своим ушам не верят. Потом всем стало весело. Они кувыркались, прыгали, смеялись.

3. Увидел заяц волка и испугался. Он подпрыгнул вверх, как мяч, и со страху упал волку на лоб. Потом скатился по его спине и побежал в лес.

На первоначальном этапе обучения ученики с нарушен­ным слухом стремятся включить в пересказ то, что изобра-

 

жено на картинке, и игнорируют текст. Для преодоления подобного недостатка нужна помощь педагога. Он помога­ет ученикам наводящими дополнительными вопросами, заданиями, уточнением словаря, перестройкой фразы. Требуя от учеников сказать по-другому, помогая в подборе слов, учитель добивается разнообразия в ответах. На пер­вых порах возможна наглядная запись вариантов переска­за на доске:

Первый вариант

Родился заяц в лесу. Он всего боялся, а потом перестал. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все зайцы удивились.

Второй вариант

Заяц родился в лесу и всего боялся. Один год боялся, второй, а потом ему надоело бояться. Он крикнул на весь лес: «Никого я не боюсь!» Все удивились.

Третий вариант

Родился заяц в лесу. Он был трусишка, всего боялся: стука, шороха, треска. А потом ему надоело бояться. Он крикнул гром­ко: «Никого я не боюсь!» Зайцы очень удивились.

Аналогичная запись с разными вариантами составле­ния предложений возможна и в том случае, когда к кар­тинке подбирается одно или два предложения.

Пересказ с опорой на иллюстрацию сохраняется и в 5— 6-х классах, но применяется реже других видов.

Пересказ по опорным словам хорош в тех случаях, ког­да ученикам надо закрепить значительное число новых слов или освоить специфическую лексику или фразеоло­гию. Например, рассказы Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского изобилуют эпитетами, сравне­ниями, метафорами. Для обогащения речи учащихся можно им предложить пересказ, включающий образные выражения, использованные писателем.

Наиболее распространен в школе пересказ по вопросам. Он применяется уже в 1-м классе, когда с помощью вопро-

сов выясняется степень понимания школьниками прочи­танного текста. Сначала ставятся подробные вопросы, и среди них преобладают вопросы по фактическому кон­кретному материалу. Затем вопросы становятся более обобщенными. На них нельзя ответить одним предложе­нием, а надо проработать целую часть текста. В заверше­ние вопросы к тексту представляют не что иное, как во­просный план к рассказу. Например, для пересказа рассказа О. Донченко «Теленок» ученикам задают вопро­сы: Как Митя взял теленка? Как он ухаживал за ним? Как теленок чуть не погиб на реке? Какого теленка вырастил Митя?

От класса к классу число вопросов сокращается. Пере­сказ по вопросам сохраняется до 6-го класса. В 4—6-х клас­сах он используется в тех случаях, когда к рассказу трудно составить план, а также при пересказе отдельных частей объемного текста. Начиная с 3-го класса, проводится пере­сказ по плану лишь тех литературных текстов, которые легко делятся на законченные по смыслу части. План оп­ределяет последовательность действий, а его обобщенные заголовки указывают на основную мысль каждой части. Задача педагога — помочь учащимся передать содержание каждой части своими словами, отобрав для пересказа только существенные факты. Подготовительная работа к пересказу по плану проводится во время чтения и разбора содержания рассказа.

В школьной практике применимы такие виды переска­за, как подробный, краткий и творческий.

Подробный пересказ позволяет воспроизвести весь рас­сказ. Основой такого пересказа является осмысление про­читанного, а не запоминание текста, как думают ученики. Практика обучения детей с нарушенным слухом изобилу­ет примерами, когда учащиеся заучивают текст наизусть, а на уроке забывают какое-нибудь одно слово, и в резуль­тате нарушается последовательность изложения. Ученик мучительно вспоминает, какое слово должно следовать дальше. Стоит ему это слово подсказать, и пересказ поте-

 

 

чет снова ровно до следующей заминки. Тяготение к до­словному заучиванию вызвано и тем, что речь слабослы­шащих и глухих бедна по содержанию и аграмматична по форме. Для грамотного, связного изложения прочитанно­го детям с недостатком слуха легче заучить ответы на во­просы, чем переработать текст и подобрать выражения для передачи содержания своими словами. Поэтому путь к обучению пересказу — осмысление текста в процессе его разбора. Обычно пересказу предшествует чтение текста, беседа по содержанию, выборочное чтение и составление подробного плана.

При подробном пересказе закрепляется новый словарь, усвоенный учащимися при чтении. Этому способствует требование педагога включать в пересказ те или иные вы­ражения, специальную лексику или новую терминоло­гию, образные выражения и др.

Краткий пересказ труден для детей с нарушением слу­ха, так как требует большой аналитико-синтетической де­ятельности: отбор существенных фактов, замена прямой речи косвенной, переработка диалога. Используется крат­кий пересказ всего текста или какой-либо его части (вы­борочный пересказ). Наряду с картинным планом, к которо­му выбирается из текста одно-два предложения, существуют и другие виды обучения краткому пересказу: деление рассказа на части и отбор в каждой части самого главного; анализ частей пересказа; сопоставление двух ва­риантов пересказа (полного и краткого).

Сравнение краткого и подробного пересказов помогает ученикам понять, что краткий пересказ удобнее, проще, короче, но менее выразителен. При распространении крат­кого пересказа в каждую часть рассказа добавляются предложения, уточняющие некоторые детали, характери­зующие действия персонажей, дающие им оценки.

Для овладения навыком пересказа полезно проводить специальные упражнения по сокращению и распростране­нию текста. Сначала эти упражнения можно проводить и не на литературном материале, а, например, на ежеднев-

 

ных устных описаниях погоды и сезонных изменений при­роды. Учитель, руководя высказываниями учеников, за­мечает: «Скажи кратко», «Не надо красочных, образных слов» и т. п. Затем упражнения по сокращению текста или его распространению проводятся на материале читаемого рассказа. Предложения в кратком пересказе становятся пол­ными, выразительными, в них включаются прямая речь, об­разные выражения, авторские оценки случившегося.

Приобретенный навык полного или краткого переска­зывания помогает ученикам овладеть другим видом пере­сказа — выборочным.

Выборочный пересказ используется в 3—6-х классах при чтении текста большого объема, где несколько картин или эпизодов имеют самостоятельное значение. Тогда учи­тель выбирает из них более значимые. Работа над таким пересказом предполагает умение выбирать из текста то, что соответствует теме, систематизировать эти сведения и передавать их своими словами. Основой выборочного пере­сказа является выборочное чтение особо значимых отрыв­ков и их переработка. Например, в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» выбираются отрывки «Отлет уток», «Первые заморозки», «Встреча уточки с Зайцем», «Лиса и Серая Шейка». Пересказ таких небольших по объему частей помогает закрепить умение учащихся пере­рабатывать и излагать его своими словами.

Творческие пересказы — это пересказы с изменением лица повествующего, изменением времени действия и плана описания. Трудность заключается в том, что учащиеся уже должны не только уметь перерабатывать текст, но и выпол­нять лексико-грамматические задания. До работы над пере­сказом подобного вида необходимы подготовительные уп­ражнения типа: изменить лицо говорящего в небольшом отрывке художественного текста (вместо 1-го лица 3-е или наоборот), подобрать синонимы, выбрать необходимые гла­голы и изменить их время. Например, готовясь к творческо­му пересказу (на материале рассказа «Смородинка» Е. Пер­мяка), выбирают необходимые фразы и перерабатывают их.

 

Текст для переработки

Пришлось много поработать Тоне, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Посадила Таня черенки и принялась ждать. Пришел долгожданный день. Довольна Тоня, что сама смо­родину вырастила.

Вариант переработанного текста учеником

Мне пришлось много поработать, пока земля покорилась. Мяг­кой стала да рыхлой. Я посадила черенки и принялась ждать. Пришел долгожданный день. Я очень довольна, что сама сморо­дину вырастила.

Сначала выбираются в нужной последовательности от­рывки в тексте, ученики передают их своими словами, а потом пересказ ведется от другого лица.

Завершая рассмотрение методов, применяемых на уро­ках чтения, хотим обратить внимание учителей на сочета­ние различных методов на уроке. В сурдопедагогике выде­ляются три большие группы методов учебного процесса на уроке чтения: репродуктивные (воспроизводящие со­держание прочитанного), эвристические (нацеленные на развитие самостоятельной интеллектуальной и речевой деятельности) и творческие (предполагающие форми­рование у детей творческого воображения, творческих способностей, умственное развитие).

Репродуктивные методы: фактологическая беседа; рассказ учителя; пересказ подробный; чтение учителя; чтение учеников; рассматривание иллюстраций; просмотр фильма, диафильма; действие по макету, аппликации, конструктивной картине; детское иллюстрирование; со­ставление картинного плана; выделение новых, трудных или выразительных слов.

Эвристические: аналитическая беседа; рассказ ученика; пересказ выборочный с лексико-грамматическим задани­ем; чтение выборочное, выразительное; описание иллюст­раций, подбор строчек, подбор заголовка; аналитическое суждение о фильме; пересказ сюжета по макету, апплика-

 

ции; сопоставление иллюстраций, рисунков детей; пере­сказ по картинному плану; объяснение новой лексики, вы­полнение лексико-стилистических упражнений; составле­ние сценария фильма; домысливание судьбы персонажа; постановка спектакля; подготовка праздника книги; ана­литические суждения детей о персонажах, книге; самостоя­тельные рассказы детей о прочитанном произведении.

Творческие: проблемная беседа; сочинения, сказки, за­гадки; продолжение рассказа; чтение по ролям; сопоставле­ние произведений разных писателей, художников; составле­ние сценария фильма; домысливание судьбы персонажа; постановка спектакля; подготовка праздника книги; ана­литические суждения детей о персонажах, книге; самосто­ятельные рассказы детей о прочитанном.

Вариативность методов, применяемых на уроке чтения, естественно, не ограничивается перечисленными. Необхо­димо всегда иметь в виду, что в зависимости от этапа рабо­ты с произведением, его рода и жанра сочетание использу­емых методов видоизменяется. Так, на этапе первичного знакомства с текстом преобладают репродуктивные мето­ды, хотя имеют место и эвристические (типа выразитель­ного чтения ранее изученных стихотворений, рассказов из личного опыта, пересказа самостоятельно прочитанных произведений). На этапе углубленного изучения произве­дений ведущими становятся эвристические методы при использовании репродуктивных и небольшого числа твор­ческих методов. На этапе обобщения прочитанного приме­няются лишь эвристические методы.

Рассмотрим эти вариативные сочетания на примере чтения стихотворения Ф. Тютчева «Вечер» (3-й класс).

Первый этап — подготовка к восприятию стихотво­рения. Рассказы детей о природе осенью (личные впечат­ления); рассматривание иллюстраций, подбор заглавия; проведение словарно-стилистических упражнений.

Второй этап — непосредственное восприятие стихо­творения. Выразительное чтение педагога, беседа об эмо­циональности восприятия, чтение стихотворения детьми.

 

 

Третий этап — углубленное изучение произведения. Чтение отдельных картин, выборочное чтение, словесное рисование, словарно-стилистические упражнения, сопос­тавительная беседа, выразительное чтение.

Четвертый этап — обобщение изученного. Анали­тическая беседа, выразительное чтение, сравнение с иллю­страцией, с романсом, оценочное суждение о прочитанном произведении.

Таким образом, знание педагогом методов и приемов работы на уроках чтения поможет разнообразить учебный процесс и повысить качество усвоения. Вариативность из­бираемых методов способствует снятию однообразия, утомления школьников и стимулирует интерес учащихся к чтению.

Сочетание разнообразных приемов и методов работы с текстом рассмотрим на примере изучения рассказа С. Ба­руздина «Как я сидел под партой» (2-й класс). На работу с текстом этого рассказа целесообразно отвести три урока.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 221. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия