Концепция социальной стратификации и мобильности П.А.СорокинаП.А Сорокин (1889-1968) – сформировал свои идеи влиянием идей Конта и Спенсера. Называл себя умеренным бихевиористом. Пытался через поведение людей объяснить социальные явления. Принципы социологии Соркина: 1) социология - наука о поведении людей, живущих среди себе подобных 2) социология - наука объективная. Изучает социальные явления как вещи 3) социология должна отказаться от философствования и должна заниматься только фактами 4) социология должна порвать с упрощенным толкованием общественного процесса. Социальная мобильность - любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная социальная мобильность - переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Н-р, перемещение из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при разводе, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса. "Перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения. Вертикальная социальная мобильность - те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, — политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются "сита", как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве "каналов социальной циркуляции". + «соц. лифты» Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. Пример - каста брахманов, ставшая высшей только в результате борьбы с другими кастами. До принятия христианства Константином Великим статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Интенсивность - вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Всеобщность вертикальной мобильности - число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере, можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. При этом он доказывает, что "церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причем эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания". Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге из-за неравномерности распределения ценностей. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Говоря о многочисленных конкретных ипостасях социальной стратификации, Сорокин сводит их многообразие к трем ее основным формам: экономической, политической и профессиональной. Социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду — в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).
|