Студопедия — Вопрос. В первой половине XIX века параллельно с завершением классической философской традиции начинается формирование неклассической философской мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос. В первой половине XIX века параллельно с завершением классической философской традиции начинается формирование неклассической философской мысли






В первой половине XIX века параллельно с завершением классической философской традиции начинается формирование неклассической философской мысли. Одной из первых неклассических школ является философия жизни.
Ее основными представителями являются:
• Артур Шопенгауэр – с его точки зрения, все существующее порождено неразумной и спонтанной «волей к жизни», которая творит многообразие мира, не руководствуясь какой-либо логикой и смыслом. В итоге мир хаотичен и дисгармоничен, пронизан болью и страданиями. Шопенгауэр утверждал, что наш мир есть худший из возможных миров: он не стремится к какой-либо цели и существует случайно. Страдания, которые пронизывают мир, существуют не только по причине отсутствия изначального планирования мира, но также и потому, что в каждом живом существе присутствует «воля к жизни», которая порождает многочисленные желания, многие из которых, в принципе, не могут быть удовлетворены. В своей философии Шопенгауэр пытался синтезировать элементы западной мысли и буддизма: его этика основывалась на принципе сострадания и отказа от желаний, как средство преодоления страданий. Шопенгауэр отрицал значимость науки и философии в познании мира, т.к. они опираются на принципы логики и разума, а мир в основе своей не разумен. Наиболее адекватной сферой познания реальности Шопенгауэр считал искусство, т.к. оно опирается не на разум, а на интуитивное духовное эмоциональное переживание реальности, способное выразить «волю к жизни».
• Фридрих Ницше – унаследовал у Шопенгауэра идею волю как основы мира, но понимал ее не как «волю к жизни», а как «волю к власти»: мир представляет собою многообразие индивидуальных и автономных существ, каждое из которых стремится к власти, к увеличению своего господства. В итоге мир предстает как грандиозная арена борьбы, где каждый стремится достичь власти любым возможным способом. Любые общественные институты, с точки зрения Ницше, в действительности служат лишь осуществлению «воли к власти», стоящей за ними группы лиц; это относится как к политическим, экономическим, так и к духовным институтам. Ницше резко критиковал современную западноевропейскую цивилизацию, утверждая, что в ее основе лежат низменные узко прагматические цели и интересы, заменившие собою великие идеалы античности. Ницше был представителем индивидуалистической традиции, главной ценностью и целью развития для него является свободная духовно-совершенная личность («сверхчеловек»), которая прежде всего обрела власть над собой, над своим телом, эмоциями, страхами. Ницше был противником любых форм коллективизма и массовой культуры, т.к. считал, что они препятствуют развитию личности, раскрытию ее способностей.
• Анри Бергсон – он считал, что зло порождающей причиной всего существующего является «жизненный порыв», т.е. некая разумно непознаваемая, а лишь интуитивно переживаемая сущность, жизненная энергия, порождающая все. Бергсон критиковал неограниченность научно-рационального подхода к рассмотрению мира. С его точки зрения, наука в основе своей устроена, таким образом, что она не познает мир, а лишь дает нам материальные средства для преобразования мира. Подлинное познание мира, по Бергсону, возможно лишь в сфере интуитивного, духовного вживания в реальность, которое находит выражение в различных формах искусства.

«Философия жизни» оказало серьезное влияние на мировоззрение XXв., сконцентрировав внимание философии и искусства на иррациональных, т.е. вне разумных компонентов реальности и культуры.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия