Студопедия — Возникновение и основные особенности марксисткой философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение и основные особенности марксисткой философии






Возникновение марксизма, включающего в себя 3 составные части: марксистскую политэкономию; марксистскую философию и теорию научного социализма - было подготовлено всем ходом исторического развития общества, философией в целом, общественной и естественнонаучной мысли Марксистская философия выступает как методологическая и теоретическая основа всего марксизма в целом. Историческое развитие общества и прежде всего развитие капиталистического способа производства привели на арену классовой борьбы новый класс - пролетариат В рамках зрелого феодализма противоречия между пролетариатом и буржуазией уже были Буржуазия владела определенными средствами производства, чего не было у пролетариата, а следовательно, и жила лучше, но они еще были слабо выражены И буржуазия и пролетариат при феодализма считались низшими сословиями в обществе, а привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, ибо только они имели право на землю и крестьян. На знаменах и транспарантах первых буржуазных революций были начертаны лозунги: «Свобода, равенство, братство, счастье». И буржуазия и пролетариат верили в их реализацию, осуществление после победы над феодалами, но развивались и противоречия между буржуазией и пролетариатом Когда же буржуазия приходит к власти в результате побед первых буржуазных революций, то оказалось, что она выступила как не менее жестокий эксплуататор, чем феодалы. И буржуазия и пролетариат теперь поняли, что они- классы противоположные друг другу. И начинается классовая борьба между ними. Среди первых крупных выступлений пролетариата Фридрих Энгельс назвал 3 выступления; -Восстание Силезскких ткачей в Германии; - Восстание Монских во Франции; - самое мощное выступление пролетариата - Чартистское движение в Англии.

Но все эти восстания пролетариата были еще плохо организованы. Пролетарии смутно представляли себе будущее общества и не знали четких целей борьбы за него. Нужна была научная теория, которая бы ответила на эти вопросы и вооружила бы пролетариат знаниями классовой борьбы. И как следствие развития капитализма и выхода на арену классовой борьбы пролетариата, такая теория появляется во 2 половине 40х годов 19 века - это марксизм.

Маркс и Энгельс, создавая революционное учение пролетариата, опирались на достижения всей предыдущей общественной и философской мысли. Например, они использовали теорию трудовой стоимости английских буржуазных политэкономов дама Смита и Давида Рикардо Они совершено, верно, показали, что в основе всякого богатства лежит труд людей. Маркс и Энгельс, опираясь на эту теорию трудовой стоимости, создали новую теорию - теорию прибавочной стоимости Этой теорией они в свою очередь доказали, что рабочий одну часть рабочего времени работает на себя, на семью, а другую часть времени, а нередко и большую, - на карман капиталиста, создавая прибавочную стоимость Маркс и Энгельс использовали также взгляды французских социалистов-утопистов: Сен-Симона, Фурье, Оуэна; о будущем обществе, социализме Их критику пороков капитализма, их идею о классовой борьбе, как движущей силы развития общества Но они пришли к выводу, что одной только критики словом мало, что от критики словом надо переходить к критике оружием В создании же собственной философии Маркс и Энгельс опирались на достижение предшествующей философской мысли, особенно немецкой классической философии и в первую очередь философию Гегеля и Фейербаха. Из философии Гегеля они взяли на вооружение его диалектику. Но диалектика Гегеля была идеалистической, т.е. у Гегеля развивался, прежде всего, объективный дух, абсолютная идея, а те изменения, которые происходили в природе и обществе Гегелем рассматривались как следствие развития объективного духа. Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику. Они показали, что первоосновой всего существующего является материя природа. Именно она является источником движения, изменения, развития. Из философии Фейербаха Маркс и Энгельс использовали, прежде всего, его материализм, освободив предварительно материализм Фейербаха от недостатков. Домарксовский материализм характеризуется 3 основными недостатками: метафизичность, механицизм, идеализм в понимании истории общества. Материализм же Маркса и Энгельса в отличие от марксизма 17-18 веков - диалектический материализм. Кроме этого Маркс и Энгельс явились материалистами в понимании истории общества. Маркс и Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, развития истории является развитие материального производства, способа производства, а не духовные факторы

Создавая новую философию Маркс и Энгельс опирались также и на достижения естественнонаучной мысли Особое значение для них, как писал Энгельс, имели 3 великих открытия того времени: открытие клетки, клеточного строения организмов растений и животных; эволюционная теория Дарвина и закон превращения энергии. Эти великие открытия нанесли сильный удар по метафизическим взглядам на природу, а также и по идеализму и религии Если метафизики не видели связи между растительным и животным миром, то открытие клетки, клеточного строения организмов растений и животных доказало единство растительного и животного мира. И растения и животные начинали свое развитие с одного и того же - с клетки. Если метафизики не видели развития растительного и животного мира, то Дарвин в своей эволюционной теории показал, что растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются и при этом развиваются в силу естественных причин, в силу закона борьбы за существование. Если метафизики признавали лишь постепенные количественные изменения, которые происходили в мире, но отрицали коренные качественные изменения, то закон превращения энергии показал, что в мире наряду с постепенными количественными происходят и коренные качественные изменения, ибо превращение 1 вида энергии (тепловую в механическую) в другой - образование качественного нового вида энергии. Эти великие открытия то способствовали развитию диалектических взглядов на природу, а также материалистических и атеистических, т.е. они способствовали созданию диалектико-материалистической философии. Маркс и Энгельс совершили переворот в философии. Энгельс по этому поводу писал, что с появлением марксизма старой философии пришел конец, т.е. той философии, которая претендовала на роль науки всех наук, на истину в последней инстанции и пыталась решать любые вопросы, в том числе частные. Маркс и Энгельс показали, что Философия не должна за частные, специальные науки решать их проблемы, что она имеет собственный предмет исследования, изучение наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Маркс и Энгельс создали качественно новую философию - диалектико-материалистическую. Эта философия диалектическая. Она показывает, что мир, материя, природа и общество находятся в бесконечном движении, изменении, развитии Что движение, изменение, развитие происходят через борьбу противоположностей, т.е. противоречия - источник любого движения, изменения, развития, что в развитии происходит переход количественных изменений в качественные и обратно, что на смену старому идет новое. Что все в природе и обществе взаимосвязано Эта философия Маркса и Энгельса -материалистическая философия и в понимании природы и в понимании общества. Общественное бытие, т.е. материальная жизнь общества - первично, а общественное сознание, т.е. дух жизни общества - вторично. Маркс и Энгельс создали также научную социологию или историоматериализм или материалистическое понимание истории.

До Маркса и Энгельса господствовал идеализм во взглядах на общество, его историю, т.е. их сознание, воля, чувства, настроение, переживания, иллюзия. А главной движущей силой развития истории объявлялись выдающиеся исторические личности, герои, цари, полководцы, государи, философы Движение же народных масс осталось в тени Маркс и Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, истории является развитие материального производства, способа производства, конечное единство производственных сил и производственных отношений, что именно общественное бытие как материальная жизнь общества определяет общественное сознание, дух жизни общества Главной движущей силой развития истории объявлялись не исторические личности. А народные массы, ибо именно они - основа производительной силы общества. Отмечая заслуги Маркса и Энгельса в создании истинной науки об обществе, Ленин писал, что хаос и произвол, которые царили до Маркса и Энгельса во взглядах на историю и на политику сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей, что из 1 уклада экономической жизни развивается следствие развития производительной силы, новый более передовой уклад, как из феодализма например вырастает капитализм. Маркс и Энгельс впервые также соединили философию, теории в целом с политикой, с массовой борьбой пролетариата за его освобождение. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» в последнем 11 тезисе писал, что философы лишь различным образом объединяли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его, те Маркс подчеркнул здесь практическую сторону философии, заключавшуюся в замене капитализма на социализм







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия