Студопедия — Новые тенденции в отечественной архитектуре и их место в мировом архитектурном процессе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новые тенденции в отечественной архитектуре и их место в мировом архитектурном процессе






Современная российская архитектура, как и русская национальная идея, ускользает от четких описаний и обобщений. Она космополитична, интернациональна и почти лишена национального колорита. Весьма провинциальна по идеям: даже элитная Остоженка — выставка передового капиталистического строительства — выглядит как обычный приличный район где-нибудь во Франкфурте. Кроме того, есть большой пласт советской архитектуры, представленный панельным домостроением. Каким-то непостижимо дремучим образом этой тупиковой ветви, которую разработали в Европе в 1950-х годах и от которой уже полвека как отказались, у нас ухитряются следовать до сих пор. Попытку создать новомосковский стиль предпринял в свое время Юрий Лужков. Его соратник Владимир Ресин выразил концепцию афористично: «В центре строим под старину, а весь авангард — на окраины». Современная архитектура не появилась ни в центре, ни у МКАД: она была под запретом. Зато весь ЦАО заполонили вульгарные домики с башенками.

 

Лужковский период также подарил миру удивительное явление — так называемое общество анонимных архитекторов: авторов проектов многих зданий, построенных в городе за последние двадцать лет, найти невозможно. Обычно это детище государственных проектных институтов типа «Моспроекта». «Серьезные люди в архитектурных мастерских занимаются согласованиями, конструкциями или инженерными системами. Фасады же часто рисовали студенты-практиканты, которых курировала какая-нибудь дама пенсионного возраста. Этот сплав молодости и опыта и застроил пол-Москвы», — шутят архитекторы из частных проектных бюро.

 

Современная российская архитектура — это, безусловно, архитектура времен неолиберализма. Она больше про деньги, нежели про красоту. Государство слабо, и потому девелоперы могут строить что хотят. Разглядывая новое здание, уместнее говорить о квадратных метрах, степени влиятельности застройщика и его жадности, чем о фасадах.

 

Можно с сожалением признать, что в 2000-е архитекторы, за редким исключением, стали придатком девелоперских компаний. Они брались за заказ любой неадекватности по принципу «лучше сделаю я, чем кто-то хуже меня».

Интересно, что для большинства западных специалистов лицо российской архитектуры очевидно: это конструктивизм начала 1930-х годов. Именно тогда советская архитектура была самой передовой в мире. На разработке идей конструктивистов теоретически можно было бы выстраивать и самобытность современной российской архитектуры. Но вот беда: ценность этой архитектуры не признается ни большинством населения, ни чиновниками. Конструктивистские памятники мирового значения в Москве тихо умирают.

 

Нужно ли сокрушаться по поводу отсутствия самобытности у российской архитектуры? Вряд ли. Мы можем узнать шведскую, норвежскую, голландскую или испанскую архитектуру. Столь чистая узнаваемость свойственна, пожалуй, только небольшим странам, обычно на окраинах Европы. Но в целом на планете большинство зданий строится сегодня без привязки к национальным особенностям — похожие постройки могут быть и в Москве, и в Шанхае. Беда лишь в том, что в России интернациональный стиль часто умножается на невежество девелопера, на низкое качество архитектуры и строительства, на желание сэкономить на материалах. Практически любое рядовое здание XIX века выглядит намного благороднее и изящнее современного.

В девяностые и двухтысячные главным в российской повестке дня были архитектура и интерьеры. Примерно семь-восемь лет назад произошел перелом. Начался новый этап развития, связанный с урбанизмом и ландшафтом. Но российская особенность заключается в том, что переход от этапа к этапу осуществляется крайне жестко. Хрущев одним постановлением запретил архитектурные излишества и начал этап панельного домостроения. Сейчас Собянин запретил жилищное строительство, и теперь мы занимаемся только дорогами и парками.

 

Такая национальная особенность обходится весьма дорого. Если в Европе каждое изменение повестки дня привносит новый опыт, то в России «смена вех» происходит через отрицание. Сначала двадцать лет подряд государством не были востребованы градостроители, транспортники и ландшафтники. Сегодня, когда Москва вошла в острый транспортный и экологический кризис, такие специалисты вроде понадобились. Но их очень мало: кто-то умер, кто-то состарился, а опыт передавать было некому. И наоборот: проектировщики жилья теперь сидят без работы.

 

Очевидно, такая «рывковая» особенность развития не случайна и связана с национальной идентичностью. В отсутствие гражданского общества необходимые изменения долгое время капсулируются, а потом происходит вскрытие перезревшего нарыва и резкий переход к новой повестке дня, не дополняющей, а отрицающей прошлую. Сегодня на повестке дня — общественные пространства, или, более узко, парки. Парки — один из акцентов текущей градостроительной политики, они же стали чуть ли не главной темой. Проходят курсы лекций о лучших западных парках последних лет, состоялась выставка, посвященная Зарядью — территории, на которой решением Владимира Путина должен быть создан большой парк в центре города.

 

Начиная с 1960-х столичные парки перестали быть одним из приоритетных направлений развития городской инфраструктуры и дальше развивались по инерции. В последние двадцать лет они были захламлены, заставлены шашлычными и ларьками. Средств в их благоустройство вкладывалось немного, сами же парковые технологии сильно устарели.

 

В это же время сильно выросла роль парков в мире. Они перестали быть просто зеленой зоной. В постиндустриальном городе парк и культурный центр, и место работы для людей с ноутбуками. «Общественное пространство — это как бы рыночная площадь для новой экономики. Это важное место для обмена идеями. Города соревнуются за таланты и хотят быть привлекательными. Сделать современный парк — один из лучших вариантов улучшить город», — говорит основатель голландского агентства Creative Cities Эверт Верхаген.

 

Лучшие парки последнего десятилетия стали мощными катализаторами городского развития. Нью-йоркский HighLine, устроенный на старых железнодорожных путях, обошелся бюджету в 153 млн долларов. Он преобразил район, привлек новые девелоперские проекты на 2 млрд долларов и стал туристической достопримечательностью мирового уровня.

 

Чикагский Millenium Park площадью 16 га стоил бюджету и меценатам 470 млн долларов. В нем есть открытый театр и мост, построенные знаменитым Фрэнком Гери, музей Art Institute от Ренцо Пьяно, огромная скульптура «Фасолина» от Аниша Капура и многое другое. Парк не только повысил стоимость близлежащей недвижимости на 25%, но и позволил привлечь дополнительные доходы — 700 млн долларов в год. Кроме того, Millenium Park вернул Чикаго славу одной из столиц США.

 

В заключение можно сказать, что современная российская архитектура слишком сильно зависит от политической и экономической обстановки. Архитекторы часто зажаты между безразличием к качеству проектных решений со стороны заказчика и существующей градостроительной политикой, диктующей свои условия. Влияние этих факторов изменяется в зависимости от развитости региона, но зачастую даже создание качественного архитектурного решения не гарантирует удачный результат по окончании строительства. Учитывая все вышесказанное можно заключить, что в существующей социально-экономической и политической ситуации развитие современной российской архитектуры является немного запоздалой реакцией на мировые тенденции с их последующей адаптацией к специфическим условиям рынка в России.

 

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 298. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия