Студопедия — Сущность архетипа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность архетипа






Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универсаль­ные первообразы, архетипы укоренились в человеческой психике в глубокой древности. Они обнаруживают себя в качестве сквозных мотивов, общепринятых символов мировой культуры, постигаемых при помощи религиоз­ной, метафизической, художественной и нравственной интуиции. Последнее обстоятельство позволило Юнгу сформулировать мысль о том, что природу архетипов лег­че понять, исходя из целей, которым они служат.

Каждый архетип способен сочетаться с личным опы­том человека, вытесненным из сознания и сосредоточив­шимся в пределах индивидуального подсознания. На уровне архетипов реальность не подразделяется на при­родную, социальную и духовную. В них все слито в синкретичные целостности всеобъемлющих универсалий, каждая из которых способна порождать бесконечное мно­жество разнообразных культурных форм.

Юнг сравнивал коллективное бессознательное с гриб­ницей, а индивидуальную психику и ее архетипы с отдель­ным грибом. В одних случаях архетипы интегрируются в сознание, а в других нет, и тогда они способны своим воз­действием оказывать разрушительное воздействие на лич­ность и ее поведение. Они не поддаются прямому контролю со стороны сознания, их содержание не подчиняется по­пыткам прямого нормативного регламентирования сред­ствами моральных и правовых предписаний. Это, однако, не означает, что бессознательные начала ориентируют че­ловека только лишь на нарушение социальных норм.

Виды архетипов

Существует значительное количество разнообразных архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал лишь некоторые из них.

1. «Тень» — генетически унаследованное человеком от архаического прошлого докультурное, темное содер­жание опыта, отвергнутое индивидуальным «я» и оттес­ненное в область бессознательного, где оно оформляется

• 295 •


в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного двойника сознательного «я». «Тень» — та часть психики, которую невозможно устранить и которая постоянно сопровождает человека во всех его действиях. Данный архетип наибо­лее важен для понимания природы различий между нор­мативным и анормативным поведением. Это своеобраз­ный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческо-го», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка, проявляющегося как тяготение челове­ка к запретному, преступному. Традиционное религиоз­ное сознание издавна приравнивало его действие к дья­вольскому наваждению.

В работе «Борьба с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете данного архетипа на личность Гитлера. В резуль­тате диктатор предстал как чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как «неадап­тивная психопатическая, безответственная личность, на­деленная острой интуицией беспризорника или крысы».

Для Юнга Гитлер — это тень или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошелом­ляющих масштабах. То обстоятельство, что большин­ству немцев удалось увидеть в Гитлере своего темного двойника, заставило их последовать за ним. Юнг, одна­ко, находит способ обратить яд в противоядие: он при­зывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опас­ность для себя и научиться бороться против нее. Циви­лизованный человек должен уметь направлять собствен­ную разрушительную агрессивность внутрь своей же пси­хики, на борьбу со своей «тенью».

2. Архетип «маски» представляет собой средство при­
крытия, позволяющее спрятать за покровом приобре­
тенной социальности индивидуальное, сокровенное «я».
Благодаря «маске» человек пытается выглядеть так, как
того требует общественное мнение. Защищая внутрен­
нее «я» личности, «маска» может в конечном счете стать
причиной ее духовной деградации и обезличивания.

3. Архетип «анимы» имеет двойной смысл: во-пер­
вых, это образ души, символизирующий глубинную, бес­
сознательную мудрость, во-вторых, это образ женщины
в подсознании мужчины.


4. Архетип «анимуса» — это образ мужчины в пси­
хике женщины.

5. Архетип «самости» ведает индивидуацией челове-
ка, обеспечивает способность ощущать не только отдель-
ность, обособленность своего существа и существования,
но и его соотнесенность с мировым целым.

Кроме указанных, существуют архетипы бога, зло- го духа, мудреца, героя, дитяти, чуда, тайны, автори- тета, порядка, хаоса, аполлонического и дионисийного начал и др.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 617. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия