Студопедия — Внушенный отдых в гипнотическом сне
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Внушенный отдых в гипнотическом сне






Остановимся на рассмотрении того особого состояния, какое может быть создано во внушенном сне путем специального внушения глубокого отдыха.

Уже в исследованиях А. Н. Мацкевич (1930) выступило на первый план важное положительное значение словесного внушения усыпленно­му состояния полного отдыха. Так, по данным А. Н. Мацкевич, после словесной инструкции усыпленному: «Вы сейчас отдыхаете!» функции высших отделов нервной системы исследуемого улучшались более, чем в том случае, когда имела место одна обычная инструкция: «Спите глубоко!»

Попутно выяснилось и то важное обстоятельство, что в период вну­шенного сна далеко не всегда отмечаются явления полного телесного и душевного спокойствия и отдыха. Соответственно этому далеко не всег­да при этих условиях могут полностью отсутствовать реакции усыплен­ного на те или иные побочные внешние и внутренние раздражения.

Выше мы уже приводили наблюдение, когда исследуемая Ш., дли­тельно находившаяся в состоянии внушенного сна, внезапно стала про­являть признаки беспокойства, что было обусловлено одним привходя­щим обстоятельством: по окончании исследования ей предстояло ехать в поселок, и она боялась опоздать на поезд. Такая установка на фактор>

79 —

времени у нее возникла перед усыплением и проявилась во внушенном сне (за час до отхода поезда) в порядке сигнала, идущего от возникше­го и продолжавшего бодрствовать коркового «сторожевого пункта».

Ниже мы приводим аналогичный пример беспокойства, проявив­шегося во внушенном сне под влиянием интероцептивного раздра­жителя.

Для анализа явлений внушенного отдыха особый интерес представ­ляют данные О. Л. Гордона (1946), изучавшего у больных с фистулой желудка состояние желудочной секреции в специально созданных усло­виях глубокого отдыха во внушенном сне. Это были больные с искусст­венным пищеводом и выключенным, но совершенно здоровым и нерезе-цированным желудком. Исследования проводились в клинике лечебного литания М. И. Певзнера в условиях глубокого внушенного сна.

Приводим пример.

Больной Н. была сделана операция с образованием антеторакально-гс пищевода, через который она в течение нескольких месяцев вполне успешно питалась. Больная легко поддавалась гипнотическому внуше­нию и могла часами находиться в глубоком внушенном сне. Это позволи­ло изучать желудочную секрецию в тех условиях, когда, помимо обычно­го физического покоя, ей во внушенном сне дополнительно внушалось, что она находится в состоянии абсолютного покоя и безмятежно спит. Такое состояние характеризовалось полным расслаблением всей скелет­ной мускулатуры, спокойным равномерным дыханием, ровным и редким пульсом. При этом отмечалось, что желудочная секреция, начинавшая заметно снижаться с началом внушенного сна, при внушении «состояния абсолютного покоя» в течение короткого времени, а иногда и сразу пос­ле этого внушения полностью прекращалась. Это продолжалось в тече­ние всего периода, пока больная находилась в состоянии внушенного ей «абсолютного покоя», которое в отдельных исследованиях длилось до 2 часов.

Если же с целью контроля такое «состояние абсолютного покоя» прерывалось внушением деятельности (например, внушалось, что она ест вкусный завтрак—ее любимый жирный плов или бифштекс с лу­ком), то у нее тотчас же возникала энергичная желудочная секреция с весьма высокой кислотностью сока. При этом больная оживлялась, при­ходила в радостное возбуждение, и ее лицо, до того безмятежно спокой­ное, выражало удовольствие.

Эти исследования привели нас к признанию чрезвычайно важного значения специально создаваемого словесным внушени­ем особого физиологического состояния глубокого отдыха.

Следует особенно подчеркнуть, что естественный сон, по-видимому, не всегда приводит все органы и системы человека в состояние полного •отдыха. В условиях естественного сна в коре мозга нередко могут сохра­няться скрытые очаги возбуждения, обусловленные оставшимися, неиз­житыми за время бодрствования (или же вновь возникшими) психотрав-мирующими воздействиями. Вследствие этого вызванные ими изменения в характере корковой динамики могут оставаться невыравнившимися окончательно и поэтому могут вести к состоянию ее неуравновешенно­сти. Все это не может не отражаться на состоянии во время сна внут­ренних органов и скелетной мускулатуры, частично продолжающих со­хранять свой несколько повышенный тонус, несмотря на общие условия покоя. Обычно это проявляется в том, что естественный сон оказывается в таких случаях беспокойным или поверхностным, сопровождающимся сновидениями, движениями во сне и пр.

Именно вследствие этого на кору мозга усыпленного необходимо оказывать специальное воздействие внушением, что его организм «при­шел в условия полнейшего отдыха» или «пребывает в абсолютном по­кое», при котором «все пережитые волнения полностью устранены», а его мозг, как и все органы и ткани, быстро и полностью восстанавливает свои функции.

Таким образом, первым приемом словесного внушения человек пе­реводится из обычного бодрствующего состояния s состояние вну­шенного сна, а вторым приемом внушения создаются специальные условия для глубокого отдыха в этом внушенном сне.

Как мы имели возможность убедиться на основании многолетнего применения этого приема, физиологическое состояние «глубокого отды­ха во внушенном сне» действительно оказывало на высшую нервную деятельность исследованных нами людей огромное воздействие. По-ви­димому, это обусловлено тем, что слова внушения: «Сейчас вы находи­тесь в условиях наиболее полного и глубокого отдыха!» ведут к возник­новению в корковой деятельности усыпленного, а отсюда и во всем его организме соответствующих физиологических и биохимических измене­ний, направленных в сторону анаболизма. В их основе лежит не только физиологический механизм репродуцирования следов пережитого когда-либо в прошлом состояния такого глубокого и полного отдыха, но и принцип отвлечения и обобщения, специфичный, по И. П. Павлову, для второсигнальной деятельности, приводящий в данном случае к образова­нию соответствующей корковой динамической структуры «состояния наиболее полного отдыха».

В таком состоянии глубокого отдыха во внушенном сне исследуе­мый должен оставаться некоторое время (от получаса до часа и более). Как показал опыт, уже одночасовое пребывание в этом состоянии в большинстве случаев дает максимальный отдых всему организму челове­ка. Такое длительное состояние внушенного глубокого отдыха чрезвы­чайно благотворно действует не только на корковую динамику и всю высшую нервную деятельность в целом, но и на функциональное состояние всех тканей и органов, а также вегетативно-эндокринной системы.

Нет сомнения в том, что словесное внушение, направляемое на созда­ние глубокого отдыха, условнорефлекторно вызывает широкие и глубо­кие биохимические изменения во всем организме усыпленного, связан­ные с действительным, безусловным физиологическим состоянием отды­ха, с которым в коре мозга на основе данных прошлого опыта, конечно, имеются многочисленные следовые связи. Поэтому внушение: «Сейчас все ваше тело глубоко отдыхает!» действительно приводит организм человека в состояние полного физиологического покоя.

Последний, как известно, характеризуется отсутствием как внешних проявлений специфической деятельности, так и изменений в клетках (обычно выражающихся в виде выведения секрета, механических эф­фектов и пр.). Однако в этих условиях, при видимом покое, в клетках происходит особая и специфичная деятельность. Так, по утверждению К. М. Быкова (1947), в железах непрерывно идет подготовка секрета, в мышцах — ряд последовательных невидимых явлений для выполнения бу­дущей механической работы. Такое состояние физиологического покоя, «по всей видимости, нуждается в весьма малом расходе энергии», а на­стройка уровня покоя в значительной степени зависит от кортикальных стимуляций.

Какие физиологические механизмы лежат в основе возникновения состояния «глубокого отдыха», вызываемого путем внушения?

На основании специально проведенных нами экспериментальных исследований можно думать, что в данном случае в коре мозга словами внушения создается концентрированный очаг возбуждения, специально направленный на усиление восстановительной функции коры мозга. Заметим, что эта функция коры наиболее полно изучена в послед­ние годы Г. В. Фольбортом (1951) и его сотрудниками.

Мы полагаем, что высокая эффективность внушенного глубокого отдыха может быть обусловлена максимальной активизацией именно этой восстановительной функции коры мозга, тем более что во время внушенного сна это происходит в условиях почти полного выключения всех других ее функций, в том числе замыкательной и анализаторной.

Реальная возможность осуществления во внушенном сне состояния глубокого отдыха представляет для исследователя не только несомнен­ный теоретический интерес, но и важное практическое значение.

ГЛАВА V







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 459. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия