Студопедия — Специфика художественной культуры и ее роль в воспитании сотрудника ОВД
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика художественной культуры и ее роль в воспитании сотрудника ОВД






Художественная культура.

Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

Создание произведений искусства — творческая деятельность

Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Напомним, что, наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры (см. предыдущую лекцию). Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Необходимо помнить и о просветительском потенциале массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Конечно, это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры (еще А.С.Пушкин писал, что пошло то, что в народ пошло), однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия