Студопедия — Политико-правовое учение в средневековой арабской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовое учение в средневековой арабской философии






Политическая и правовая мысль Арабского Востока

 

Арабские философы, не проводя строгого различия между политикой, государством и властью, зачастую употребляя эти понятия как синонимы, предложили несколько вариантов определения политики и политического знания.

Абуан-Насром аль-Фараби (870 – 950) – основатель арабской политической философии, автор трактатов «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика».

Аль-Фараби определял политическую теорию как науку, изучающую способы организации и сохранения добровольного правления, показывающую, каким образом к жителям городов приходят добро и благо и какие пути ведут к их достижению и сохранению.

Различал две разновидности городов-государств: «невежественные» и «добродетельные». Моделью наилучшего и естественного общения считал «добродетельный» город-государство, в рамках которого человек может достичь наивысшего блага и достойного образа жизни. Основные признаки такого города: порядок и высокие моральные качества его жителей, в первую очередь правителей.

Становление добродетельного города аль-Фараби связывал с развитием познания и утверждением добродетели, не требуя претворения в нем принципов мусульманского права (Шариата).

Мусульманская концепция государства сложилась в основном в XI – XIV вв. и развивалась преимущественно в рамках науки мусульманского права, которое знает немного норм Корана и суммы, регламентирующих вертикальные, властные отношения. Эти источники не содержат конкретных предписаний, регулирующих организацию и деятельность мусульманского государства или определяющих его содержание и сущность.

Ключевой категорией мусульманско-правовой политической теории был халифат, который рассматривался в двух взаимосвязанных аспектах: как сущность мусульманской власти и как специфическая форма правления. В основе всех определений халифата лежит подход крупнейшего мусульманского государства аль-Маварди (970 – 1058).

Говоря о происхождении халифата, большинство мусульманских мыслителей считает утверждение власти халифата «необходимой» обязанностью, возложенной как на главу мусульманского государства и представителей общины, избирающих, контролирующих халифат, так и на всех мусульман. Причинами возникновения халифата являются: необходимость избежания беспорядка и анархии в государственных и общественных делах, контроль за исполнением мусульманами религиозных обязанностей и норм мусульманского права, потребность разрешения судебных споров, конфликтов между членами общины.

Верховным носителем суверенитета в халифате является Аллах, а мусульманское государство строится целиком на основе поручения, данного им общине. От имени Аллаха высшую власть на земле осуществляет община. Халифом становятся не в порядке наследования верховной светской и религиозной власти или назначения предшественником, а в силу особого договора, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. Договор халифата не ограничен сроком и действует до тех пор, пока халиф строго следует нормам мусульманского права.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия