Студопедия — Структура и функции философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура и функции философии






Структура философии означает совокупность ее разделов:

1.Онтология – исследует основы бытия.

2.Социальная философия – исследует закономерности развития общества.

3.Философия истории – выявляет закономерности исторического процесса, смысла и направленности истории.

4.Философия культуры – изучает специфику становления культуры, ее сущность и значение.

5.Аксиология – это учение о природе ценностей.

6.Философская антропология – это философия человека, его сущности и смыслов его бытия.

7.Гносеология (теория познания) – исследует природу познания, возможности познавательной деятельности человека, закономерности познания, критерия (показатели) его истинности.

8.Этика – изучает нравственные основы личности.

9.Эстетика – изучение законов красоты.

10. Философия религии, права, история философии и др.

 

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции:

1.Мировоззренческая – философия способствует формированию целостной картины мира, представления об его устройстве, о месте человека в мире, о принципах взаимодействия человека с окружающим миром.

2.Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основное методы познания окружающей действительности.

3.Мыслительно- теоретическая – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логическое схемы, системы окружающего мира.

4.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

5.Критическая – подвергать сомнению существующее знание, расширять границы познания, разрушать догмы.

6.Аксиологическая – заключается в оценке тенденций, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – этических, социальных, идеологических итд.

7.Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы.

8.Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укрепленные морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

9.Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

5. Основные философские течения.

Для последующей ориентации в учебном материале при изучении курса «Основы философии» необходимо иметь представление о следующих заметных философских течениях:

Материализм — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Материализм неоднороден в своих конкретных проявлениях. Можно отметить следующие его основные формы.

Наивный Материализм Древнего Востока и Древней Греции— это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и д.р.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и д.р.).

Последовательный материализм — в его рамках принцип материализма- распространяется и на природу, и на общество (марксизм).

Непоследовательный материализм — отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus — бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин. M.B. Ломоносов и др.).

Различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: Объективный идеализм - провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, — агностицизм (от греч. agnostos непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления — скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека изучать достоверное знание, объективную истину.

Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип; в котором за основу познания берутся чувства и который стремится всезнание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах. Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.).

Иррационализм - философский метод, который, отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании и уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (интуиция,инстинкт, вера, откровение и т.д.), а само бытие рассматривает как иррациональное (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 870. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия