Студопедия — Характерные черты и основные направления древнеиндийской философии. Решение основного вопроса философии в основных философских школах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характерные черты и основные направления древнеиндийской философии. Решение основного вопроса философии в основных философских школах






Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей:

1) общие черты философии Древнего Востока;

2) слабый интерес к социальным и политическим проблемам;

3) направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.

В древнеиндийской философии сложилось два основных направления:

1. астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями;

2. настика – оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. Сюда относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.

Миманса и веданта – ортодоксальные религиозно-идеалистические школы. Веданта («завершение Вед») – одна из основных философских школ Древней Индии. В основе этого учения – понятие Брахман – это духовная субстанция, которая является единственной реальностью: кроме нее, ничего нет. Представление о многообразии предметов и явлений является иллюзией, которое возникает из незнания Брахмана. На самом деле все явления представляют собой проявления единой духовной субстанции и самостоятельного значения не имеют. Основными методами познания веданта считает интуицию и вдохновение. Брахман как абсолютная духовная субстанция проявляется в каждом человеке в виде и индивидуальной души – атмана. Цель человеческой жизни – установить контроль над чувствами, освободиться от привязанностей к миру и в процессе постоянного размышления познать истину.

Особенностью мимансы является развитая теория познания. Познание мира, согласно этому учению, возможно лишь при наличии веры в бога и в бессмертие души.

Санкхья – дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. Духовное начало не отождествляется с Богом, это некое неизменное космическое сознание, наблюдающее за всем, что происходит в мире. Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии и является первопричиной всех вещей. Духовное и материальное начала независимы друг от друга (в этом и проявляется дуализм). Эти два начала, соединяясь друг с другом, образуют мир как живое целое, вселенная становится сознательной. Большинство представителей школы санкхья отвергали идею Бога-творца, т.к. его существование невозможно доказать. Бог неизменен – значит, он не может быть творцом, причиной мира, т.к. только изменение причины порождает следствие.

Ньяя и вайшешика возникли как наивно-материалистические учения о бытии. В качестве оснований мироздания в вайшешике рассматривались земля, вода, воздух, свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств, и логическое мышление. Однако со временем в эти учения проникло религиозно-идеалистическое содержание и стала утверждаться идея двойственной причины мира – материальной и божественной.

Йога (досл. «единение»)возникла в начале н.э., ее основателем считается мудрей Патанджали. В центре внимания йоги – человек и пути его духовного совершенствования. С точки зрения йоги, совершенствование человека предполагает не только его нравственный рост, дисциплину мыслей, но и физическое развитие, а также осознание своего единства с природой. Т.обр., йогу можно отнести к дуалистическим учениям.

Чарвака-локаята («чар» - четыре, «вак» - слово) – материалистическое учение, представляющее направление настики. В основе его – представление о том, что мир состоит из 4 первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Все предметы и явления представляют собой различные сочетания этих элементов. Не только тело человека, но и его сознание также возникает в результате сочетания элементов. После смерти человека это сочетание распадается; т.обр., чарвака отрицает бессмертие души.

В рамках этого направления получила развитие теория познания. Единственно достоверным источником познания признаются ощущения. Органы чувств также состоят из тех же элементов, что и предметы, поэтому они способны воспринимать окружающий мир по принципу «подобное познается подобным».

В области этики чарвака-локаята выдвигает принцип стремления к получению удовольствий и избавлению от страданий.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 860. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия