Студопедия — ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Для контроля освоения студентами практического материала используются интерактивная доска, мультимедиа-проетор
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Для контроля освоения студентами практического материала используются интерактивная доска, мультимедиа-проетор

Для контроля освоения студентами практического материала используются интерактивная доска, мультимедиа-проетор, а также разработаны тестовые задания, слайды и раздаточный материал.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «050100 – Педагогическое образование» и профилю подготовки «Русский язык и литература».

 

Автор: канд. филол. наук, доцент Пастухова В.Я.

 

Программа одобрена на заседании кафедры лингвистики и журналистики

от 26 мая 2011 года, протокол № 8.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте фрагмент урока, на котором учащиеся познакомятся с «Грустной песенкой» В. Калинникова. Сформулируйте вопросы для интонационно-образного анализа пьесы, обратив внимание детей на особенности мелодики, ритма, динамики, фактуры, композиции и пр.

2. Предложите учащимся сравнить музыкальные образы двух произведений: ро­манса М.Глинки «Жаворонок» и пьесы П.Чайковского «Песня жаворонка» из «Детского альбома». Какими вопросами вы поможете детям выявить сходство и раз­личие между ними? Запишите их. Подумайте над тем, как можно включить в этот фрагмент урока «Сказку о жаворонке» В.Сухомлинского:

«Лежит под снегом серый комочек земли. Пригрело весеннее солнышко, растаял снег, зазвенели ручейки, из комочка земли родилась маленькая птичка. Поднимает­ся в голубое небо, летит к солнцу, поет песню, приветствует свою мать-землю и веч­ный источник жизни - Солнце. Ловит тоненькие, как паутинка, серебряные лучи, играет на них, как на струнах, и сыплется на землю песня, слушает дивную мелодию Земля, слушают зеленые стебельки трав, слушают весенние цветы, слушают люди». (Цит. по кн.: Сухомлинский В. А. Родина в сердце. - М., 1980. - С. 42.)

3. Подготовьте и запишите фрагмент беседы с учащимися о значении единства музыки и поэтического текста в вокальных сочинениях. Предложите учащимся до­казать свои мнения после прослушивания романса М.Яковлева «Зимний вечер» на стихи А.Пушкина.

4. Сравните с учащимися два музыкальных пейзажа С.Прокофьева из «Детской музыки» - пьесы «Утро» и «Ходит месяц над лугами». Какими средствами музы­кальной выразительности композитор рисует картины природы? Какие чувства возникают у слушателей после знакомства с этими произведениями?

5. Подберите литературный и живописный ряд, помогающий усилить эмоцио­нальное восприятие учащимися пьес Г.Свиридова «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Определите с детьми общие средства выразительности в разных видах искусства - музыке, литературе, живописи.

6. Составьте методическую разработку урока, на котором учащиеся познакомят­ся с тремя пьесами отечественных композиторов - «Дюймовочкой» С. Губайдулиной, «Наигрышем» А. Шнитке, «Ласковой песенкой» Э.Денисова. Какие вопросы учителя помогут детям услышать необычные интонации, ритмы, гармонии совре­менных композиторов? Запишите их. Предложите учащимся выразить свое впечат­ление от этой музыки в художественной импровизации: пластическом этюде, рисун­ке, поэтических строках и пр.

7. Подготовьте сценарные планы 2-3 уроков на тему «Музыкальные путешествия по странам мира», предлагая в них прослушивание и исполнение произведений ком­позиторов разных времен и народов (см. музыкальный материал следующих разделов практикума). Какие вопросы вы зададите детям: а) перед восприятием выбранного вами музыкального материала? б) после прослушивания музыки? Сравнение с ка­кими уже знакомыми учащимся произведениями русских композиторов поможет им понять своеобразие музыкального языка западноевропейских композиторов?

8.Составьте несколько сценариев уроков по теме «Что такое музыкальная речь» в I классе на примерах музыки композиторов XVII-XVIII вв., используя метод «тождества и контраста». Проанализируйте, какие жанровые признаки наиболее отчетливо проявляются в пьесах зарубежных композиторов? Назовите их.

9. Предложите учащимся после прослушивания пьесы Ф.Шопена «Прелюдия» (ми минор) подумать над вопросом: о чем и какими средствами написал компози­тор страничку своего музыкального дневника?

10. После прослушивания пьесы Э.Грига «Одинокий странник» предложите детям сформулировать вопросы, отвечая на которые, их одноклассники смогли бы не только понять содержание произведения, но и чувства композитора по отношению к своему герою.

11.Подготовьте и запишите репетиционный план разучивания песни М. Глинки «Ты, соловушка, умолкни» - беседа, показ, выбор приемов и методов вокально-хоровой работы.

12. Какие приемы работы над кантиленой, дыханием, звукообразованием вы ис­пользуете при разучивании «Вечерней песни» М.Мусоргского? Как в этом вам может помочь нотная запись?

13. Как на примере песни «Ночь» А.Гречанинова можно объяснить учащимся приемы развития в музыке? Определите трудные для исполнения интонации, ритмы песни и пути их преодоления.

14. Запишите этапы работы над формированием навыков двухголосного пения при разучивании канонов: «Солнышко вставало», «Музыканты» и др.

15. Составьте план репетиционной работы над навыками двухголосного пения в русских народных песнях «Пойду ль я, выйду ль я», «Перед весной», «Как у на­ших у ворот». Используйте в работе нотную запись этих песен.

16. Разучите для показа учащимся песню И.С.Баха «За рекою старый дом». Опре­делите, от сформированности каких вокально-хоровых навыков и умений будет зави­сеть выразительность исполнения песни детьми. Опишите методы и приемы работы над песней.

17. В песне Э.Грига «Заход солнца» часто встречаются широкие восходящие и нисходящие ходы мелодии. Какими приемами вы будете добиваться не только чис­тоты их интонирования, но и выразительности звучания? Прорепетируйте вокаль­ный показ звучания этих трудных в исполнительском отношении фрагментов песни.

18. Подберите два варианта выразительного аккомпанемента к песне «Это очень интересно» С.Никитина, используя предлагаемую гармонизацию. Подумайте над тем, какие жанровые особенности этой песни найдут свое отражение в инструмен­тальном сопровождении.

19. При исполнении «Веселой песенки» И.Кадомцева необходимы навыки четкой артикуляции, короткого дыхания, пропевания мелодии в быстром темпе. Какие приемы работы над дикцией, дыханием вы будете использовать в процессе разучи­вания и исполнения этой песни? Опишите их.

20. С помощью каких приемов можно достичь точного интонирования партии солиста в песне С.Соснина «До чего же грустно», где аккомпанемент не поддерживает вокальную мелодию? Опишите их.

21. Определите этапы разучивания с первоклассниками «Сказочки о барабанах». Какие наглядные средства обучения могут быть использованы в этой работе?

22. На каких музыкальных произведениях, звучащих в фонозаписи, вы можете продемонстрировать учащимся выразительность звучания таких музыкальных ин­струментов, как треугольник, металлофон, ложки, бубен, румба, барабан? Запиши­те, какие особенности музыкального языка выбранных вами пьес вы будете подчер­кивать в каждом конкретном случае.

23. Спрогнозируйте, какие типичные ошибки в звукоизвлечении могут встречать­ся у детей при игре на простейших музыкальных инструментах. Каковы пути их устранения?

24. Определите этапы разучивания ритмической партитуры в пьесах: «Полька» М.Глинки, русская народная песня-пляска «Камаринская», «Колыбельная» М. Кажлаева, «Каприччио» В.Гаврилина. Каким образом вы используете методические приемы: а) разучивание по слуху; б) разучивание по нотной записи при работе над этими произведениями на уроке?

25. Прослушайте «Турецкий марш» В.Моцарта в фонозаписи. Определите средст­ва выразительности, элементы формообразования, которые возможно подчеркнуть при составлении ритмической партитуры. Составьте и запишите по слуху ритмиче­скую партитуру, определив состав детского оркестра. Сопоставьте ваш вариант партитуры с предложенным в пособии. В чем их сходство и различие?

26. В какой последовательности вы будете разучивать ритмическое сопровожде­ние «Колыбельной» И.Брамса, к русской народной песне «Как под наши ворота»? На каком этапе озвучивания этих произведений простейшими музыкальными инструмен­тами вы будете использовать соединение пения детей с инструментальным музициро­ванием?

27. Самостоятельно составьте ритмическую партитуру к одной из пьес первого раздела «Восприятие музыки». Аргументируйте выбор состава исполнителей и ло­гику оркестровки. В какой учебной теме начальной школы вы рекомендуете ис­пользовать эту оркестровку. Почему?

28. Подготовьте задания для учащихся, направленные на передачу музыкального образа «Ноктюрна» из Квартета № 2 А.Бородина средствами пластического интонирования:

- изображение движения смычка струнных инструментов (их последовательного или одновременного звучания), исполняющих мелодические линии сочинения;

- «свободное дирижирование» музыкой «Ноктюрна», в котором жесты учащихся-дирижеров не только передадут характер его звучания, но и моменты вступления раз­личных инструментов;

- напевность, волнообразное движение мелодии, динамические оттенки и пр.

29. Разработайте фрагмент урока, в котором прозвучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Предложите детям представить себя участниками сце­ны из балета и исполнить пластический этюд с помощью рук, движений корпуса, на­правленный на эмоциональное-образное постижение вальса.

30. Смоделируйте ситуацию на уроке, при которой дети смогут представить себя на народном празднике. Предложите им продемонстрировать свое слышание зна­комой всем песни-пляски «Калинка» и, разделившись на две группы (мальчики-девочки), передать его с помощью несложных танцевальных движений. Например, девочки в запеве исполняют фразировку мягким движением руки с платочком, мальчики в припеве придумывают задорные танцевальные движения. Какие?

31. Подготовьте рассказ и беседу с учащимися, которые познакомят их с новым жанром танцевальной музыки - полонезом. Прослушайте несколько полонезов разных композиторов. Под музыку «Полонеза» ля мажор Ф.Шопена разучите с детьми шаг полонеза (индивидуально и в парах) и исполняйте его при входе в класс на урок музыки.

32. Подготовьте фрагмент урока, на котором учащиеся станут исполнителями ролей в музыкальных спектаклях: а) Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, б) Царя Гороха из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрина, в) Садко из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова. На какие средства выразительности необходимо обра­тить внимание детей, чтобы пластический образ в их исполнении стал ярким и убеди­тельным'1 Можно разработать это задание в виде конкурса, игры-викторины, путеше­ствия по музыкальным сказкам и т.п.

33. Сформулируйте вопросы и задания учащимся для проведения фрагмента уро­ка, на котором они слушают «Галоп» И.Дунаевского и «Кавалерийскую» Д. Каба­левского, а затем сочиняют под эту музыку пластические этюды. Подумайте над тем, чтобы вопросы нацеливали школьников на сравнение этих произведений и вы­явление в них сходного и различного. Как помочь учащимся найти различные дви­жения в «Кавалерийской», чтобы с помощью пластического интонирования услы­шать трехчастность ее построения?

34. Разработайте фрагмент урока, на котором учащиеся знакомятся с двумя кон­трастными Прелюдиями Ф.Шопена (№ 7 и 20), а затем исполняют их: а) как пиани­сты - на воображаемом фортепиано; б) как дирижеры - с помощью жестов. На ка­кие средства выразительности необходимо обратить внимание школьников при анализе этих фортепианных миниатюр?

35. Разработайте фрагмент внеклассного мероприятия «Народные игры и развле­чения», в который будет включено разыгрывание русской народной песни-игры «Бояре, а мы к вам пришли». Определите последовательность действий учащихся при разучивании этой песни.

36. Смоделируйте фрагмент урока, на котором предполагается знакомство с пье­сой «Лебедь» К.Сен-Санса из «Карнавала животных», звучащей в фонозаписи. Ис­пользуйте такие «ключевые понятия, как «лебединая песня», «лебединая верность», а также видеосюжет «Умирающий лебедь» в исполнении М. Плисецкой. Какими приемами пластического интонирования вы воспользуетесь при объяснении детям задания на передачу музыкального образа в пластике, движении?


 


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образовательные технологии. В преподавании данного курса используются следующие образовательные технологии: | Прикладная геодезия. Институт агротехнологий и лесного дела

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 663. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия