Студопедия — I. Осевое время и скачки самосознания человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. Осевое время и скачки самосознания человека






а) Осевое время - начало истории возрастания самосознания человека. Античность: логос, разум, дух - специфическое начало человека, ставящее его выше всей природы и существ, соотносит человека с божеством, чего не имеют другие существа.

б) Христианство - новое повышение человеческого статуса (самомнения) - богочеловек, сын божий и пр. Человек приписывает себе космическое и метакосмическое значение.

в) Новое время - новый скачек в самосознании. Дж. Бруно - мы и так на небе (на планете Земля), нам не нужен бог с его небом. Бог не есть мир, скорее сам мир есть бог. Человек, правда, обитатель маленькой планеты, но его разум наделен силой проницать и оборачивать естественную видимость чувств - это повышает его самосознание. С Декарта Бог уже не выводится из существования мира (Фома Аквинский), а мир выводится из изначального света знающего разума. Человек - это малый бог.

Что означают эти скачки самосознания: истинное постижение человеком самого себя, своего места и положения в целостности бытия, или рост и укрепление опасной иллюзии, симптом растущего заболевания?

II. Осевое время и типы самопонимания человека.

1) Религиозная антропология - продукт веры, но не философии или науки. (Миф о сотворении человека, его души и тела; учение о первоначальном райском состоянии; о грехопадении человека, соблазненного падшим ангелом; о спасении Богочеловеком, имеющим двойственную природу и возвращение падших в число детей Божьих. Учение о свободе, личности и духовности, о бессмертии, воскресении плоти, страшном суде и пр.) Миф могущественен, можно не верить, но еще долго человек не может освободиться от ценностной окраски человеческого самосознания, от самоощущения человека, которые коренятся в объективных элементах веры. Чувства и формы жизни намного пережили идеи, из которых родились. Например, страх, сопровождающий человека со дня его рождения.

2). Homo sapiens - изобретение греков (Анаксагор, Платон, Аристотель), проводит различие между человеком и животным. Господствующая идея, воспринимается как само собой разумеющаяся.

Черты подобной самооценки: 1. Человек наделен божественным началом, которого лишена вся природа.

2. человеческий разум по своему принципу одно и тоже с тем, что формирует мир, рационализирует хаос, материю в космос. Поэтому и познание мира истинно.

3. Это начало в качестве Логоса и в качестве человеческого разума достаточно могущественно, чтобы претворять в жизнь свои идеальные содержания (власть духа, самовластие идей).

4. Это начало абсолютно (вечно, неизменно и пр.) не прибегает к помощи сил влечений и чувственности, присущих человеку.

- В гегелевской философии затронут только один пункт - стабильность разума. Все же остальные черты были доведены до крайнего внеличностного панлогизма и учения о полной идентичности божественного и человеческого разума, до учения о всемогуществе разума. Разум имеет историю - историю форм, гештальтов, это история становления самосознания вечного божества.

Основной порок этой доктрины: (равным образом и религиозной) религиозная связь между творцом и творением (богом и человеком, Логосом и человеческим рассудком, разумом), а это значит, что способность разума овладевать реальностью есть гипотеза. Тождество мысли и бытия – лишь постулат, мысль не имеет дела с бытием мира, а лишь с его смыслом.

3). Homo faber - натуралистические, позитивистские, прагматические учения о человеке - концепции, диаметрально отличающиеся о доктрины “хомо сапиенс”.

- способность к разуму - не привилегия человека по отношению к животным, разница лишь в степени. То, что именуется “духом” (культурой в целом) - есть лишь эпифеномены и бездеятельные отражения в сознании тех начал, которые действуют и в животном мире. Человек не разумное существо, а существо определяемое влечениями. Разум не имеет метафизического происхождения, а есть лишь дальнейшее развитие психических способностей, ассоциативных закономерностей и технического интеллекта. Познание - образный ряд, все глубже внедряющийся между раздражением и реакцией организма, это произвольные знаки и конвенциональные соединения этих знаков. Человек - животное, использующее знаки (язык); животное, использующее орудия; существо, наделенное мозгом; существо, у которого кора головного мозга потребляет значительно больше энергии, чем у животного. У человека нет ничего такого, чего не было в зачаточной форме у остальных животных. В рамках этого направления преодолевается дуализм духа, души и тела.

- Основа натуралистических доктрин - учение о влечениях: 1. Влечения продолжения рода и их дериваты, производные (половое влечение, забота о потомстве, либидо). 2. Влечение роста и влечения власти. 3.Влечения, служащие питанию в самом широком смысле. Над ними возвышаются системы влечений высших животных (человека) потребности, страсти, интересы.

- Три направления натуралистических доктрин истории, вытекающих из трех влечений: 1.Экономические (марксистские), история - это борьба классов за кормовые места, влечение питания самое могущественное влечение, имеющее коллективный характер. Духовный же мир - это эпифеномены, обходной путь удовлетворения этого влечения.

2. Продолжение рода (Фрейд, Шопенгауэр), история - это история смешения и разделения кровей, смена систем продолжения рода и размножения. Культура - сублимация полового влечения.

3. Властно-политические концепции истории (Гоббс, Маккиавелли) - борьба за власть - основополагающий момент истории, определяющий экономическую и духовную жизнь общества.

Общее для этих доктрин (и для других идеологий): 1. вера в единство человеческой истории; 2. вера в осмысленную историю;3. согласие в том, что история движется к одной великой возвышенной цели. Вера в некий ценностный рост человеческого мира.

4). “Дезертир жизни - оппозиция ко всем предшествующим доктринам, верующим в прогрессирующего хомо сапиенс, хомо фабер, Адама, растущего до духовного существа.

Человек - дезертир жизни, жизни вообще, ее основных ценностей, законов, космического смысла. Променявший жизнь на суррогаты (язык, орудия). Человек - самое неприспособленное животное, обреченное на вымирание, не способное органически приспособиться к среде, вынужденное в связи с этим, отключить совершенствование животной своей части, и, в борьбе за существование, пошедший обходным путем, путем использования орудий.

Человек - не тупик развития, в который зашла жизнь, после чего наступает видовая смерть. Он - тупик жизни вообще.

Сам дух, разум - это и есть болезнь, болезнетворное направление самой универсальной жизни. Человек как таковой есть болезнь.

- ты мыслишь, потому что твои инстинкты не подсказывают, что ты должен делать и как поступать;

- свобода выбора - твое колебание, а животное знает, куда и зачем;

- цивилизация (орудия и пр.) обходной путь к сохранению твоего вида, обходной путь, который поработил человека и является ступенькой вымирания;

- человеческая история - необходимый процесс вымирания, заведомо обреченного на смерть вида.

- Исходные посылки доктрины: Дух и Жизнь - два последних метафизических начала; жизнь и душа - главные ценности, дух же - “адская” сила, разрушающая жизнь и душу.

5). Постулаторный атеизм серьезности и ответственности ”: “ Богу нельзя существовать и бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека”. (5, с.94) Ницше: “Если бы Боги существовали, как бы я вынес, что я - не Бог?” Личность существует лишь там, где мир устроен механически, но не телеологически. Либо телеология природы и сущего вообще, либо телеология человека (Н. Гартман) Предикаты Бога (предопределение и провидение) следует перенести обратно на человека, не на большое существо, а на личность. Человечество, народы, история, большие коллективы - это обходные пути к самоценности личности, у которой максимум ответственной воли, цельности, чистоты, ума и могущества.

- Это доктрина законченного персонализма, поднимающая самосознание человека на высоту, которой не достигает даже идея homo sapiens. “ Чтобы внести в мировой процесс направленность, смысл, ценность, человек может опереться в своем мышлении, в своей воле только на ничто ” (5, с.95) Но не на Бога, не на Логос.

- История - это монументальное изваяние образов героев и гениев, высших экземпляров человеческого рода. Это путь через коллективные субъекты к личности.

- Отличие от прежнего атеизма. Бытие бога желательно (прагматизм), но либо недоказуемо, непостижимо ни прямо, ни косвенно, либо опровергаемо, исходя из мирового процесса.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия