Студопедия — Общая характеристика. Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая характеристика. Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу






 

Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции.

Узбекское право имеет длительную историю, которую можно разделить на несколько периодов. В древнейший, доисламский период народы Узбекистана руководствовались "Авестой" (священной книгой зороастризма) и, видимо, находились под влиянием законов царя Хаммурапи, Ахеменидов и политико-правовых идей Платона, Аристотеля, правовых норм эллинистических полисов (полисов-государств), Греко-Бактрийского и Парфянского царств, державы Кушан и Тюркского каганата.

С момента арабского завоевания (VIII в.) и вплоть до начала XX в. в Узбекистане господствовало мусульманское право (ханифитского толка). Оно вобрало многие нормы местного обычного права (адата).

После русского завоевания в 1860-1870-е гг. территория современного Узбекистана входила в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а также Хивинского и Бухарского ханств, признавших протекторат России. Колониальное право в Туркестанском крае складывалось из законов Российской империи и правовых актов регионального действия. Европеизация коснулась здесь в основном публичного права; личные отношения мусульман продолжали регулироваться прежними нормами.

После установления в 1917 г. советской власти в Ташкенте и создания Туркестанской АССР началась искусственная замена мусульманской правовой системы на советскую. На территории Республики было введено законодательство РСФСР: Кодекс о гражданском состоянии, семье и опеке 1918 г., Кодекс законов о труде 1922 г., ГК 1922 г., Земельный кодекс 1922 г., УК 1922 г., УПК 1922 г. В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве вплоть до их падения в 1920 г. мусульманское право функционировало как единственная правовая система. В семейно-бытовой сфере применение шариатских и адатных норм сохранялось в той или иной мере до 1928 г. (а неформально - и в 1930-е гг.). В период 1919-1928 гг. в сфере семейного права допускалась также деятельность казийских (шариатских) судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, лояльно относившихся к советской власти.

В 1924 г. была образована Узбекская ССР, которая просуществовала до сентября 1991 г. За этот период были приняты 3 конституции: в 1927, 1937 и 1978 гг. В 1920-х гг. прошла первая кодификация основных отраслей узбекского права на основе рецепции кодексов и законов РСФСР. Были приняты: УК(1926), ГК (1927), УПК (1927), Земельно-водный кодекс (1929), КЗоТ (1929), Кодекс законов о браке, семье, опеке и записи актов гражданского состояния (1928). В 1960-1970-х гг. - вторая кодификация всех отраслей права, в ходе которой приняты 16 кодексов: Гражданский (1963), Семейно-брачный (1969), Гражданско-процессуальный (1970), Трудовой (1971), Исправительно-трудовой (1970), Водный (1972) и др.

31 августа 1991 г. Узбекистан был провозглашен независимым государством. Еще в 1990 г. в Республике развернулась широкомасштабная реформа, направленная на создание правовой базы для укрепления суверенной узбекской государственности, демократизации общества и перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

В 1992 г. Узбекистан один из первых на территории бывшего СССР принял новую демократическую Конституцию, закрепившую принципы идеологического и политического плюрализма, разделения властей, приоритета прав и свобод личности, многообразие форм собственности, институт конституционного контроля и многие другие принципы и институты, составляющие сущность современного правового государства.

К концу 1990-х гг. по темпам обновления законодательства Узбекистан значительно опередил все другие бывшие союзные республики, первым завершив принятие полного пакета постсоветских кодексов: УК (1994), УПК (1994), Кодекс об административной ответственности (1994), ГК (1996), ГПК (1997), Трудовой (1995), Уголовно-исполнительный (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997), Хозяйственно-процессуальный (1997), Земельный (1998), Семейный (1998).

Новая правовая система Узбекистана основывается на строго светских началах, ориентируется на романо-германские традиции и международно признанные принципы, нормы и стандарты, в том числе в области прав человека. В то же время новое законодательство Узбекистана в целом сохраняет структуру, систему и юридическую технику, сложившиеся еще в советский период и во многом общие для правового пространства СНГ. Почти все узбекские кодексы ничем принципиально не отличаются от новых российских. То же можно сказать о современной судебной системе Узбекистана. Сохраняется и значительная общность правового мышления узбекских и российских ученых-юристов.

Менее сходна с российской правовая культура узбекского общества. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние фикха. Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг. романо-германского права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко носит формальный, поверхностный характер. В то же время развитие правовой системы Узбекистана на современном этапе отличает самостоятельность и творческий, оригинальный подход.

Иерархия источников права в Узбекистане определяется Законом "О нормативных правовых актах", принятым 14 января 2000 г. Многие декларированные принципы не имеют никакой связи с действительностью.

Основным источником права в Узбекистане является законодательство. В стране существует строгая иерархия нормативных правовых актов: Конституция, конституционные законы, обычные законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, нормативные правовые акты, издаваемые центральными и местными органами власти и управления. Собственную Конституцию и законодательство имеет Республика Каракалпакстан, но и они должны соответствовать Конституции Узбекистана.

С момента обретения независимости в 1991 г. Узбекистан принял более 400 законов. Как и другие государства СНГ, он по-прежнему признает и использует законодательство бывшего Советского Союза в части, не отмененной узбекским законодательством и не противоречащей ему. На практике применяется значительная часть бывшего советского законодательства. Государственные стандарты (ГОСТ) являют собой пример законодательства СССР, которое почти не заменено в Узбекистане; другим примером может служить законодательство о транспорте.

В качестве дополнительного источника права выступают обычаи делового оборота, а при наличии пробелов в гражданском законодательстве также местные обычаи и традиции (ст.6 ГК Узбекистана).

Определенное значение в качестве источника права имеет практика высших судов. Верховный суд Узбекистана публикует периодические бюллетени, содержащие тексты основных постановлений, руководящих разъяснений и решений или определений по отдельным делам.

Международные договоры Узбекистана, ратифицированные в установленном порядке, имеют приоритет над внутренним законодательством.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия