Студопедия — Платон и теория информационного поля в структуре государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Платон и теория информационного поля в структуре государства






Обосновывая концепцию "осевого времени", Карл Ясперс отмечал неразрывную взаимосвязь социального и духовного развития общества, когда "новому духовному миру соответствует определенное социальное устройство" [1]. Конец мифологической эпохи с ее идеей циклического времени и появление новой эпохи, основанной на "борьбе рациональности и рационального проверенного опыта против мифа" [2], знаменовали начало "безграничной коммуникации" [3] в жизни общества. Социум поднялся на качественно новый этап коммуникационного развития, когда ни одна из моделей цивилизации не могла быть реализована без существования информационного поля в структуре государства.

Древнегреческий философ Платон, создавая концепцию идеального государства, опирался на теорию о вечных идеях. В мире идей, по его мнению, должна присутствовать идея полиса. Задача философа (законодателя) — приблизить "эйдос" (идею) государства к реальному воплощению. Идеальное государство не могло функционировать без упорядоченной общественной жизни, необходимой для создания достойной жизни граждан. Во второй книге "Законов" (354 г. до н.э.) Платон писал о том, что государство обязано обеспечить существование информационного поля, наиболее благоприятного для поддержания собственной жизнедеятельности. Для этого необходима государственная пропаганда, осуществляемая силами самого общества с целью поддержания порядка. В полисном государстве времен Платона основным каналом распространения информации было устное слово. Поэтому философ описывает пропагандистскую государственную систему в виде трех "хоров", где хор воздействует на сознание социума и формирует его. В современном прочтении платоновская "иерархия хоров" вполне может быть соотнесена с различными типами СМИ.

Информация должна нести положительное начало, поддерживающее уверенность личности в стабильности общественных отношений. Платон писал, что "государство должно беспрестанно петь для самого себя очаровывающие песни" [4]. Эти "очаровывающие песни" не должны быть монотонны, потому надо "постоянно видоизменять и разнообразить песни, чтобы поющие испытывали удовольствие и какую-то ненасытную страсть к песнопениям" [5]. Такова (по Платону) роль идеологической функции государственной пропаганды для жизнедеятельности социума

Комментируя "Законы" Платона, русский философ П.И.Новгородцев отмечал, что "установив для граждан своего проектируемого государства подробнейшие законы, предусмотрев каждый шаг их жизни, он предлагает организовать систему постоянных увещаний и убеждений общества в истине основ того государственного строя, который он хочет осуществить. Он предлагает составить хоры, которые будут петь гражданам на разные лады, что добродетель и счастье неразлучны, что гражданин должен стремиться к общему и не уклоняться от предначертанного пути. Песнопения и славословия добродетели вечно раздаются в этом обществе; даже старики участвуют в этой задаче увещаний, как рассказчики поучительных саг. Все это имеет целью внушить гражданам верность определенному духу, как бы загипнотизировать их в определенном направлении и таким образом подчинить их волю общему объединяющему всех режиму. Мы стараемся представить себе общественный быт, осуществленный по этому плану, и не можем не прийти к заключению, что гармония тут, может быть, и достигнута, но зато жизнь исчезла: она сменилась каким-то заколдованным сном спящего царства, каким-то гипнозом добродетели -безразличием замолкших страстей и угасших стремлений" [6].

Свобода слова должна соотноситься с категорией "меры", ибо свобода, преступившая границы, — "величайшее зло, в надлежайшей мере это — великое благо" [7]. Отсутствие меры может привести к чрезмерной свободе, которая и "для отдельного человека, и для государства оборачивается ничем иным, как чрезвычайным рабством. <...> тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство" [8].

Утопическое государство Платона могло быть осуществлено в виде замкнутой системы, а потому возникновение в ней контрпропаганды (противодействующего информационного поля) неизбежно приводит к потере стабильности и гармонии, а в случае слабости государственных институтов — к разрушению того общественного строя, существование которого были призваны поддерживать платоновские "хоры".

Теория Платона, как "особый мечтательный и утопический консерватизм, который хочет создать неизменную и совершенную форму жизни, предохраняющую людей от всяких опасностей и исключающую мысль о каких бы то ни было переменах" [9], проистекала из полисной системы ценностей. В этой системе ценностей государство являлось высшим благом, а реализация индивидуальных качеств гражданина возможна была только в рамках полиса. Античный полис претерпевал кардинальные изменения во времена Платона, и афинскому философу хотелось остановить эти изменения путем построения идеального государства. Платоновскую концепцию можно охарактеризовать как своеобразный политический "пассеизм", т.е. эстетизацию прошлого, которое можно только сохранять и поддерживать, но не изменять.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 872. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия